Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Республиканский семинар
для слушателей курсов ИПК РО и авторов учебника.
Цели урока: — продолжать работу по определению форм времени у глаголов, познакомить с двумя формами будущего времени.
— повторить изученный материал по определению грамматической характеристики существительных и прилагательных.
Ход урока.
1. Организационный момент (проверить рабочее место ученика, настроиться на работу).
2. Орфографическая минутка (ребята записывают по цепочке словосочетания, выделяют и объясняют изученные орфограммы).
Русский лес, пушистые снежинки, тяжёлые снеговые шубки, летят в воздухе, лёгкий ветерок, морозная зима, серебристый иней, снежным ковром.
3. Составьте, используя данные словосочетания, небольшой рассказ.
После написания дети зачитывают несколько работ.
4. На столах у ребят лежит текст о зиме, учитель просит прочитать его.
Пришла морозная зима. В воздухе летят пушистые снежинки. Верхушки деревьев покрылись тяжёлыми снеговыми шубками. Подул лёгкий ветерок и серебристый иней осыпался с ветвей деревьев.
-выпишите из текста 3 существительных
3 прилагательных
3 глагола
Предлагается детям поработать в парах.
— докажите, что это существительные, прилагательные, глаголы.
-каким частям речи мы можем дать полную грамматическую характеристику? (существительному и прилагательному)
Выписываем: пушистые снежинки
— Сначала производится разбор слова снежинки, а затем пушистые. Учитель требует полного объяснения о непостоянных признаках прилагательных.
-Можем ли мы дать полную характеристику глаголу? (нет)
-А что можем у него определить? (грамматическое значение)
-Определите у выписанных глаголов грамматическое значение
(работа проводится в парах)
-Форма, какого времени чаще всего звучала у ребят? Она одна у глагола? А сколько? Какие?
5. Учитель просит пересесть ребят по группам для следующей работы.
-Образуйте форму будущего времени от данных глаголов.
1 группа: читать, писать.
2 группа: почитать, написать.
3 группа: рисовать, тянуть.
4 группа: нарисую, потянуть.
5 группа: играть, дышать.
6 группа: поиграть, подышать.
Группы представляют свои варианты. Учитель вызывает ребят на дискуссию.
-Сравните эти формы будущего времени. Чем они отличаются по способу своего образования?
-Кто же из ребят прав, какая группа?
-Или они все правы?
-Что же тогда выходит? У будущего времени бывает две формы?
-А как их различить? (дать названия) Предлагается детям выбрать самим название.
-Давайте посмотрим какие названия предлагает Дедушка Ус. (учебник стр.169)
6. Ребятам дан отрывок из сказки А.С.Пушкина:
В синем небе звёзды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.
-Назовите глаголы. Определите формы времени. Замените их на форму будущего времени. Зачитайте свои варианты.
Вывод: Сегодня мы выяснили , что у будущего времени есть две формы. Причём каждая из них имеет свои названия.