Конспект урока для 4 класса «Глаголы – исключения»

Акбулакская СОШ№2















Конспект урока русского языка

в 4 «а» классе ОС «Гармония»

Тема: «Глаголы – исключения»

Учитель: Игизбаева Ж.К.


















2011г



Урок русского языка в 4классе УМК «Гармония»

Тема: Глаголы – исключения.

Цели: дать понятие о глаголах, не подчиняющихся принятому правилу,

ввеститермин «глаголы — исключения»;

развитие умения распознавать данные глаголы в тексте и

правильно писать безударные личные окончания;

уточнение знаний об особенностях глаголов I и II спряжений;

развивать орфографическую зоркость, устную речь учащихся

путем диалога;

развивать познавательные и творческие способности, умение

работать в паре и индивидуально;

воспитывать коммуникативные качества, порядочность и

формировать правильное понятие о дружбе, внимание и

соблюдения правил письма;



Оборудование: презентация к уроку, раздаточные карточки с глаголами-исключениями, опорные схемы

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Кто о себе так заявляет? (слайд 2)

Что без меня предметы?

Лишь названия. А я приду –

Всё в действие придёт – летит ракета,

Люди строят здания, цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

III.Работа по теме

1.Вооспроизведение знаний о правописании личных

окончаний глаголов по опорной схеме. (Слайд3)

Глаголы



? времени ? времени

спрягаются

изменяются по ?



IIспр. I спр.

на ? не на ?

имеют окончания

-у — ю — у – ю

— ?т -?м -?т -?м

-?шь -?те — ?шь — ?те

-?т -?т -?т -?Т




2.Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов.

-Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме и образуйте глаголы 2 и 3 лица ед. числа. ( Учащиеся читают, приготовленные дома, фразеологизмы, а другие уч-ся заменяют их глаголами синонимами)

Ломать голову — (думать)

Повесить голову — (грустить, унывать)

зарубить на носу — …(запомнить)

уносить ноги — (убегать)

клевать носом — (дремать, засыпать)

класть зубы на полку — … (голодать)

водить за нос — … (обманывать)

точить лясы — … (болтать)

задирать нос — …(важничать, хвастаться)

I II

Думать – думаешь, думает,грустить – грустишь,грустит…

IV.Работы над новым учебным материалом

1 .Постановка проблемной ситуации

Работа в паре

-Прочитайте отрывок из сказки А.С.Пушкина. Найдите в нём глаголы, выпишите в столбик, поставьте их в неопределённую форму и запишите в другой столбик. Определите спряжение. (слайд4)

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо,

Смотритвидит, дело лихо…

(Запись в тетрадях: подходит – подходить (II)(слайд5)

слышит – слышать (?)

смотрит – смотреть (?)

видит – видеть (?))

— Сколько нарушений вы заметили?

— Что вы можете сказать об этих глаголах? (не подчиняются правилам)

-Как можно назвать такие глаголы?

2.Работа с сообщением в учебнике с.35

— Постарайтесь запомнить, как правильно писать эти глаголы. Обратите внимание на глаголы: обидеть, ненавидеть. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы действия, обозначающие эти глаголы никогда не были-бы направлены в вашу сторону. (слайд6)

Раздаточные карточки с рифмовкой



ГЛАГОЛЫ — ИСКЛЮЧЕНИЯ



Смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, держать, дышать, вертеть

и зависеть, и терпеть.



3. Упражнение в правописании глаголов — исключений

Учебник с.35 упр. №420 работа в ТПО с.37 по таблице

Таблица на доске

Глагол (с )

Неопр.ф.

На – ить?

Искл.?

Спр.

Оконч.

Смотр. м

смотреть

+

II

— им

Смотр. т

смотреть

+

II

-ят

Слыш. м

слышать

+

II

им

Слыш. т

слышать

+

II

ат



4.Работа с пословицами

— Приведите примеры пословиц с глаголами

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Тише едешь, дальше будешь.

Жизнь прожить, не поле перейти.

Дружба завис. т не от лести, а от правды и чести.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Выделите основу предложения. Выполните анализ глагола зависит

как часть речи.

Анализ выполняется уч-ся сам-но, один ученик у доски.



V.Физминутка

Игра «Поймай глагол — исключение»

Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать.

VI.Закрепление учебного материала.

Самостоятельная работаТПО №423 с.4

VII.Итог урока.Рефлексия.

Кто много видит и слышит, тот много знает.

Прочитайте пословицу. Что вы заметили?

Итак, что мы видели? Слышали? Знаем?

VIII. Дом.задание.

1.Выучить глаголы – исключения.

2. ТПО с.34 упр.№419





























Свежие документы:  Конспект урока по истории древнего мира для 5 класса "Земельный закон братьев Гракхов"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: