Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Имя существительное (обобщение)»
|
Цель:1. систематизация знания учеников об имени существительном, постановка задач дальнейшего овладения знаниями по данной теме . Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор.
II. Воспитывать уважение к родному языку.
III. Развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость.
Задачи: актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;
дать детям возможность оценивать свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Ход урока
1. Орг. Момент
— Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня у нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
— Дети, вам тепло? (Да!)
— В классе светло? (Да!)
— Прозвенел уже звонок? (Да!)
— Уже закончился урок? (Нет!)
— Только начался урок? (Да!)
— Хотите учиться? (Да!)
— Значит можно всем садиться!
— Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок.
2. Минутка чистописания
Посмотрите внимательно и догадайтесь по минутке чистописания, о чем мы будем сегодня говорить на уроке
Откройте,пожалуйста тетради и запишем дату.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. Слайд 1
3. Сообщение темы урока
В 1 четверти мы начали повторять Имя существительное,
— Давайте с вами составим в начале урока кластер Имя существительное.
— Какие слова, определения приходят к вам сразу, когда слышите Имя существительное (составляется кластер Имя существительное, на ватмане), мы постараемся все вспомнить на уроке.
— Сегодня у нас необычный урок.
Тут у нас аукцион.
Подведет итоги он:
Кто лучше всё о существительном знает,
Кто вернее отвечает.
Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Слайд 2
На нашем аукционе каждый из вас должен «платить» не деньгами, а своими знаниями, то есть правильно отвечать на вопросы, выполнять письменные и устные задания. За каждый правильный ответ и верно выполненное задание вы будете выставлять себе баллы на полях тетради , а в конце урока подсчитаем кто же будет победителем. Старайтесь набрать их как можно больше.
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.
На продажу выставлены поистине бесценная «вещь» — Имя существительное, купить которую сможет любой из вас, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и правильные ответы.
4. Обобщение знаний
Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек) каждый из вас должен внести залог, доказать свою «состоятельность» — способность участвовать в аукционе.
На отдельных листочках предлагается стихотворение из 4 строк.
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…
— Выписать имена существительные (проверка — слайд) за каждое правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради), одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов. А потом, подсчитав баллы, мы и узнаем. Кто сможет купить на аукционе дорогую вещь «Имя существительное».
— повторить, какие это существительные (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные;определить род,склонение,падеж.).
Слайд 3 (бедняжка – нариц, неодуш.,ж.р.,1скл.,И.п.; воду – нариц.,неодуш.,ж.р.,1скл.,В.п.; когти – нариц.,неодуш.,м.р.,2скл.,В.п.; клюв – нариц.,неодуш.,м.р.,2скл.,В.п.;) Слайд 3
2. Чтобы начать аукцион, каждому участнику надо уплатить «комиссионный сбор», т. е. выполнить грамматическое задание.
К каждому из данных слов подберите однокоренное имя существительное.
На экране и у каждого игрока листок с заданием: карточка розовая
Ездить — … езда 1скл.
Смелый — …смелость 3скл
Помогать — … помощь 3скл
Врачебный — … врач 2скл
Жить — … жизнь3скл
Кричать — … крик 2 скл
Честный — … честь 2скл
Подарить — … подарок 2скл
(баллы)
3) Склонение определить у имен существительных, которые у вас получились. Фронтальная проверка. (за правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради)одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов )
— что можно сказать о написании ь у сущесвительных после щшипящих?
— какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
— Какие существительные называются — несклоняемые
У. Продолжаю собирать «комиссионный сбор», а вы зарабатывать баллы
— Что такое склонение?
— сколько падежей в русском языке?
— Угадать падеж. О каком падеже идет речь?
Игра « Угадай падеж»
вижу В.п
подлежащее И.п.
кого? Р.п и В.п.
Кому? (Д)
Нет (Р)
Без предлога не употребляется (П)
Два предлога (Д)
Падеж труженик (Т)
Взял вопросы Р и падежей (В)
за каждый правильный ответ ставим 1 балл)
— физминутка
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена существительные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.
Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек(Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).
— Зачем изучают склонение, падежи? — как правильно написать безударное окончание существительных
Запись под диктовку с комментированием и объяснением
На ладони, на тополе, у ветки, на площади, к башне, сидели у палатки, взял с тарелки, стояли на балконе, насыпали по горсти.
(за правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради)одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов )
— как отличить И. п. и В. п. ?
— как отличить Р. П. И В. п.?
— продолжаем аукцион. Кто больше наберет баллов.
Работа по карточкам в парах(взаимопроверка) Определить падеж и склонение
карточка оранжевая
1в.Где распустились листья? (береза, тополь, сирень)
2в.Где сидели воробьи? (крыша, изгородь, дерево)
Дополнительное задание Составить предложения со словосочетаниями (по рядам)
(Детям предлагаются картинки с изображением животных)
Купил котенка, читал про медведя, заметил ежа.
(баллы)
— морфологический разбор имени существительного
5. Подведение итогов.
Учитель благодарит детей за работу.
Окончен наш аукцион.
Показал сегодня он,
Что ребята – молодцы,
Знатоки и мудрецы!
подсчет баллов
Ребята, которые больше всего набрали баллов, награждаются Сертификатами, подтверждающими приобретения Имени существительного.
6.Рефлексия
На стикерах пишем Что понравилось на уроке? Прикрепляем бабочек вокруг ромашки.
7. Домашняя работа
— составление теста по теме Имя существительное