Конспект урока по русскому языку на тему:
«Изменение имён существительных по падежам»
4 класс
Тема: «Изменение имён существительных по падежам»
Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам в ходе смены видов учебной деятельности.
Задачи:
Обучающие: сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном и во множественном числе;
Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;
Воспитательные: создать условия для работы в парах, группах; возбудить интерес к изучению русского языка.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: имеют представление о падежных изменениях имён существительных.
Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.
Познавательные: делают вывод по поставленной теме: «Изменение имён существительных по падежам»
Коммуникативные: умеют склонять имена существительные по падежам.
Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи (вопросы).
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация.
Тип урока: урок Усвоения Новых Знаний
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | |
Организационно – мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. | Создание положительной мотивации на уроке. -Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, вы все готовы к уроку, и все пришли с хорошим настроением на урок? Готовы получать новые знания? | Доброжелательный настрой на урок. Приветствие учителя. Готовность к уроку.
| Регулятивные УУД:
|
Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения. |
Открываем тетрадь. Записываем сегодняшнюю дату и классная работа. Введение в раздел. Открываем учебники. Прочитайте название раздела.
— Что значит изменить слово? — Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? — А что изменится в слове?
Откройте тетрадь. Запишите сегодняшнюю дату. Напишите «Классная работа». Языковая разминка. Комплексный анализ предложения. |
Открывают тетради. Записывают дату, классная работа.
Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы связанные с новой темой.
Поставить его в другую форму.
То же самое слово. Окончание.
| Познавательные УУД:
|
Создание проблемной ситуации Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.
Открытие новых знаний Задача: решение проблемы.
Физкультминутка
|
Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме.
Что для вас является новым в названии раздела? – Какой вопрос возникает? – На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока.
Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму).
Работа по учебнику. Наблюдение за словоизменением имён существительных. Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк. Выполняется по заданию. – Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?
Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. Два ученика работают у доски. – Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
Упр. 118 – проверка собственных выводов.
– Почему же меняется окончание в словах в предложении?
– Что «помогает» применить разные окончания?
Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания. Этапы работы: – чтение отрывка из басни; – дописывание окончаний карандашом в учебнике; – выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.
Что помогло выбрать окончание?
Введение понятия падеж. 1) Работа с текстом определения. – Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? – Посмотрите («прочитайте») 2-ую часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их. – Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу. !!! Проверьте свою внимательность. Один ряд называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу. – Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами. – Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными?– А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова и сами вопросы.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (В. Волина)
Почему же у каждого падежа два падежных вопроса?
С физминуткой я дружу Свою спину разогну. Руки кверху подниму, А потом их отпущу. А потом попрыгаю, Ножками подрыгаю. Ручками похлопаю. Ножками потопаю. Сяду я за партой стройно, Чтоб себя вести спокойно.
|
Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.
Что такое падеж? Падеж, имя существительное.
Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя.
Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.
У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа. Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.
Чтобы соединяться с другими словами.
Разные вопросы к существительным.
Читают басню и дописывают окончания.
Вопрос.
Что, падежей всего 6, и у каждого падежа присутствуют два вопроса.
С ними легче задать вопрос, они помогают.
Дети читают 1-ю строчку хором.
Ученики читают 2-ю строчку.
Чтение 3-й строчки.
4-я строчка.
5-я строчка.
6-я строчка.
К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Выполнение физкультминутки вместе с учителем. |
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Самостоятельное применение знаний. Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений. Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам. Выполняется на доске под руководством учителя слова: кот, коты. Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова: сосна, сосны.
| Выполняют задания.
Дети, сначала все вместе, а после каждый индивидуально изменяют слова по падежам.
| Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Итоги урока Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме | Обобщение изученного материала.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие знания получили из данной темы? Чему научились? В чём испытали затруднения?
| Итоги. Обобщение. Рефлексия.
Подводят итог урока вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. Задают интересующие вопросы.
| Регулятивные УУД:
|
Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания. | Проведение инструктажа. А теперь запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.
| Осмысление домашнего задания. Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |
|