Конспект урока для 4 класса «Изменение имён существительных по падежам»











Конспект урока по русскому языку на тему:

«Изменение имён существительных по падежам»

4 класс





















Тема: «Изменение имён существительных по падежам»



Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам в ходе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение изменять имена существительные по падежам,   правильно определять падеж имён существительных в единственном и во множественном числе;

Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

Воспитательные: создать условия для работы в парах,  группах; возбудить интерес к изучению русского языка.



Планируемые образовательные результаты:

Предметные: имеют представление о падежных изменениях имён существительных.

Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.

Познавательные: делают вывод по поставленной теме: «Изменение имён существительных по падежам»

Коммуникативные: умеют склонять имена существительные по падежам.

Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи (вопросы).

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация.

Тип урока: урок Усвоения Новых Знаний

Вид урока: ОИ, ЧП Ход урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Организационно – мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Создание положительной мотивации на уроке.

-Здравствуйте, ребята.

Я надеюсь, вы все готовы к уроку, и все пришли с хорошим настроением на урок?

Готовы получать новые знания?

Доброжелательный настрой на урок.

Приветствие учителя.

Готовность к уроку.


Регулятивные УУД:

  • Создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.


Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения.



Открываем тетрадь.

Записываем сегодняшнюю дату и классная работа.

Введение в раздел.

Открываем учебники. Прочитайте название раздела.



— Что значит изменить слово?

— Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?

— А что изменится в слове?


Откройте тетрадь.

Запишите сегодняшнюю дату.

Напишите «Классная работа».

Языковая разминка.

Комплексный анализ предложения.


Открывают тетради. Записывают дату, классная работа.


Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы связанные с новой темой.


Поставить его в другую форму.



То же самое слово.

Окончание.




Познавательные УУД:

  • Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, презентации.

  • Представлять информацию в виде схемы.

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

  • На основе анализа объектов делать выводы.





Создание проблемной ситуации

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.









Открытие новых знаний

Задача: решение проблемы.









































































































Физкультминутка





Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме.



Что для вас является новым в названии раздела?

– Какой вопрос возникает?

– На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока.


Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму).


Работа по учебнику.

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк.

Выполняется по заданию.

– Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?


Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов.

Два ученика работают у доски.

– Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?



Упр. 118 – проверка собственных выводов.



– Почему же меняется окончание в словах в предложении?


– Что «помогает» применить разные окончания?


Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.

Этапы работы:

– чтение отрывка из басни;

– дописывание окончаний карандашом в учебнике;

– выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.


Что помогло выбрать окончание?


Введение понятия падеж.

1) Работа с текстом определения.

– Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи?

– Посмотрите («прочитайте») 2-ую часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.

– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.

!!! Проверьте свою внимательность. Один ряд называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу.

– Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.

– Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными?– А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова и сами вопросы.


Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.


Родился – стал Родительный.


Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.


Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.


Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал

Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

(В. Волина)


Почему же у каждого падежа два падежных вопроса?








С физминуткой я дружу

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их отпущу.

А потом попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Ручками похлопаю.

Ножками потопаю.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб себя вести спокойно.






Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.


Что такое падеж?

Падеж, имя существительное.






Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя.








Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.






У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.

Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.


Чтобы соединяться с другими словами.


Разные вопросы к существительным.


Читают басню и дописывают окончания.









Вопрос.





Что, падежей всего 6, и у каждого падежа присутствуют два вопроса.











С ними легче задать вопрос, они помогают.











Дети читают 1-ю строчку хором.



Ученики читают 2-ю строчку.


Чтение 3-й строчки.



4-я строчка.




5-я строчка.




6-я строчка.





К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?


Выполнение физкультминутки вместе с учителем.















Регулятивные УУД:

  • Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Познавательные УУД:

  • умеют извлекать информацию из презентации;

  • делают вывод по поставленной проблеме;


Коммуникативные УУД:

  • умеют слушать и понимать других;

  • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • умеют оформлять свои мысли в устной форме;


Самостоятельное применение знаний.

Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений

Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.

Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.

Выполняется на доске под руководством учителя слова: кот, коты.

Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова: сосна, сосны.


Выполняют задания.



Дети, сначала все вместе, а после каждый индивидуально изменяют слова по падежам.



Регулятивные УУД:

  • Учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.


Коммуникативные УУД:

  • умеют слушать и понимать других;

  • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • умеют оформлять свои мысли в письменной форме;


Итоги урока

Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме

Обобщение изученного материала.


Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие знания получили из данной темы? Чему научились?

В чём испытали затруднения?



Итоги. Обобщение. Рефлексия.



Подводят итог урока вместе с учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

Задают интересующие вопросы.


Регулятивные УУД:

  • умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания.

Проведение инструктажа.

А теперь запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.


Осмысление домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Морфемный состав слова"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: