Конспект урока для 4 класса «Личные местоимения. Исследование грамматических признаков личных местоимений»



Развернутый конспект урока по русскому языку в 4 классе

Развивающая система Л.В. Занкова







Работу выполнила Кузьмина М.В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 г. Окуловка





г. Окуловка

2014





Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Личные местоимения. Исследование грамматических признаков личных местоимений

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока: — актуализация знаний учащихся о местоимениях

— формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения

— формулирование высказывания в рамках учебного диалога и в монологической форме

Планируемые результаты:
Предметные: уметь распознавать местоимения, определять грамматические признаки местоимения, применять знания в практической ситуации

Метапредметные (УУД)

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и оценку учеников.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах;
• развитие самостоятельности; самооценки;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для итога урока (критериальное оценивание), карточки для групповой работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Орг.момент.

Психологический настрой.

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.





















2.Пробное учебное действие.

Определение темы урока.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания.













3.Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение темы и цели урока











4. Актуализация знаний.

Цель:

актуализация знания учащихся о местоимениях













































4.Открытие нового знания.

Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи



— определение грамматических признаков местоимения

— объяснение, на кого или на что указывают личные местоимения

— применение знаний в практической ситуации

























































































































Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.



5.Включение в систему знаний.



Развитие умения

— ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий

— планировать свою деятельность в соответствии с учебным заданием

— представлять результат своей деятельности



6.Этап закрепления -самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Цель: закрепить полученные знания,

развитие умения решать учебно-познавательные задачи



7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать умение

— соотносить результат с поставленной целью

— оценивать результат своей деятельности


































































































































— Ребята, каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, познавательным).

— Пожелайте друг другу удачи.

Вы единая команда, и будете совместно добывать знания. А чтобы знания были крепкими, вы должны работать дружно.

— Я желаю вам удачи.



Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу и откроем еще одну маленькую тайну русского языка. А подобрать ключ к этой тайне нам помогут задания.

Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.




На доске текст:

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

— Ребята, прочитайте текст. Какие задания к тексту вы можете предложить? (отредактировать текст, исправить речевые ошибки)

Давайте, исправим речевую ошибку

— Прочитайте получившийся текст.

— Какую часть речи вы заменили в тексте? (им.сущ.)

Какая часть речи вам помогла? (местоимение)

— Назовите грамматические признаки имен существительных.

-Как вы думаете, если местоимения могут заменить имена существительные, значит, они могут иметь те же грамматические признаки, что и имена существительные или нет?

— Кто догадался, над какой проблемой мы будем работать сегодня на уроке?

— Сформулируйте тему нашего урока?
— Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

— Сегодня на уроке мы выясним, какие грамматические признаки могут быть у личных местоимений, и научимся их различать

Расскажите, что вы знаете о местоимении

Составление кластера



Личные мест. бывают 1,2 и 3 лица

Значение можно понять только в предл.

Указ. на предметы, их признаки и количество, но не называют их





















местоимения













Мест. 3л. ед. ч. имеют форму рода

Имеют форму числа, но не изменяются по числам





















1. Исследовательская работа в группах



— Подумайте, с какой целью я дополнила кластер.





Личные мест. бывают 1,2 и 3 лица

























— Вы сделаете открытие, выполнив практическую работу.

Каждой группе выдана карточка с предложениями, где нужно вставить местоимения и ответить на вопрос:

На кого указывают эти местоимения.

  1. « Стой, братцы, стой! – кричит

Мартышка. Погодите! Как музыке идти? Ведь … не так сидите.

  1. с басом, Мишенька, садись против альта,

, прима, сяду против вторы;

Тогда уж музыка пойдет не та:

У нас запляшут лес и горы!»

  1. Расселись, начали Квартет:

все-таки на лад нейдет.

  1. « Постойте ж, … сыскал секрет! –

Кричит Осел, — …, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем.»

  1. Свойство зеркальце имело:

Говорить … умело.

  1. На него … взглянула,

Тяжелешенько вздохнула.

  1. Отвели … девицу,

Вверх во светлую светлицу.

  1. Только месяц показался,

за ним с мольбой погнался.

2. Вывод. Обобщение и заполнение кластера

— Какое открытие вы сделали?



Личные местоимения бывают

1,2 и 3 лица















Местоимениями Я и МЫ говорящие указывают на себя



Мест. ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут указывать на одуш. и неодуш. предметы













Местоимения ТЫ, ВЫ указывают на лицо или лица, к которым обращена речь



























— Оцените вклад каждого в работе группы.



— Прочтите рубрики «Это надо знать» на с.131, 134.

Сопоставьте рубрики с вашими выводами.





Физкультминутка «Берегите глаза» и использованием ИКТ











1.Инсценирование ситуаций.

Докажите утверждения из рубрики «Это надо знать» (с.131). Используйте примеры из рубрики или свои примеры, инсценируйте ситуации.

Подтвердите примерами утверждения из рубрики «Это надо знать» (с.134)

— К кому вы обращаетесь на Вы?

— В какой ситуации ты говоришь – мы?

— В какой — они?

2. Определение грамматических признаков местоимений, роли местоимений в речи.

Упр.231, с.134.

3. Обобщение.

— Какую тайну открыли сегодня на уроке?



Вам предлагается в качестве закрепления материала сегодняшнего урока выполнить упражнение «Экзаменатор»



Каждый из вас составит вопрос для экзамена по теме урока и задаст его одноклассникам.



Взаимопроверка по эталону.













Возвращение к цели урока.



— Какую цель ставили на урок?

— Удалось ли достичь цели?

— Оцените свои знания на данном этапе.

Задание на самооценку:

— Сегодня на уроке я узнал…

— Для меня было открытием то, что…

— Урок мне показался интересным ( не интересным )…

— С каким настроением вы уходите с этого урока?

— Как оцениваете свою работу?

— Кого особенно хотите похвалить за работу?

— Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.



— Благодарю всех за работу.


Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.













































Редактирование текста







Работа в парах на карточках























Формулировка темы урока.





Формулировка цели урока.













Предположения детей

















































































Деление на группы



Повторение правил работы в группе







Работа в группах по карточкам





















































Каждая группа формулирует вывод, выбирает выступающего, который защищает работу группы.

























Оценка работы группы и ее участников.

Сопоставление рубрик с выводами, анализ своих выводов.



















































.











Самостоятельная работа по составлению вопросов для экзамена.

Опрос одноклассников.



























Критериальное оценивание (карточка)

Личностные — настрой на позитивное начало урока

— проявление

эмоционально-ценностного отношения к тайнам русского языка

































































Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками











Познавательные умения:

— определять лицо, число и род личных местоимений

— объяснять, на кого или на что указывают личные местоимения

Регулятивные умения:

— выполнять учебные задания в соответствии с целью

— контролировать и оценивать результат учебной деятельности

Коммуникативные умения:

— выполнять учебные задания в группах

— представлять результат деятельности











































































































Познавательные – умение анализировать информацию.















































































Личностные умения:

— проявление интереса к инсценированию, работе с текстом





Познавательные умения:

— определение грамматических признаков местоимений, роли местоимений в речи





Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с заданием

умение применять полученные знания на практике.







Коммуникативные умения:

— представлять результат деятельности







Регулятивные: способность оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и оценку учеников.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание.



































Свежие документы:  Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: