Развернутый конспект урока по русскому языку в 4 классе
Развивающая система Л.В. Занкова
Работу выполнила Кузьмина М.В.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 г. Окуловка
г. Окуловка
2014
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Личные местоимения. Исследование грамматических признаков личных местоимений
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока: — актуализация знаний учащихся о местоимениях
— формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения
— формулирование высказывания в рамках учебного диалога и в монологической форме
Планируемые результаты:
Предметные: уметь распознавать местоимения, определять грамматические признаки местоимения, применять знания в практической ситуации
Метапредметные (УУД)
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и оценку учеников.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах;
• развитие самостоятельности; самооценки;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для итога урока (критериальное оценивание), карточки для групповой работы.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
1.Орг.момент. Психологический настрой. Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
2.Пробное учебное действие. Определение темы урока. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания.
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение темы и цели урока
4. Актуализация знаний. Цель: актуализация знания учащихся о местоимениях
4.Открытие нового знания. Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
— определение грамматических признаков местоимения — объяснение, на кого или на что указывают личные местоимения — применение знаний в практической ситуации
Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
5.Включение в систему знаний.
Развитие умения — ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий — планировать свою деятельность в соответствии с учебным заданием — представлять результат своей деятельности
6.Этап закрепления -самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Цель: закрепить полученные знания, развитие умения решать учебно-познавательные задачи
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать умение — соотносить результат с поставленной целью — оценивать результат своей деятельности
| — Ребята, каким вы хотите видеть наш урок? — Пожелайте друг другу удачи. Вы единая команда, и будете совместно добывать знания. А чтобы знания были крепкими, вы должны работать дружно. — Я желаю вам удачи.
Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу и откроем еще одну маленькую тайну русского языка. А подобрать ключ к этой тайне нам помогут задания. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.
На доске текст: Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут. — Ребята, прочитайте текст. Какие задания к тексту вы можете предложить? (отредактировать текст, исправить речевые ошибки) —Давайте, исправим речевую ошибку — Прочитайте получившийся текст. — Какую часть речи вы заменили в тексте? (им.сущ.) —Какая часть речи вам помогла? (местоимение) — Назовите грамматические признаки имен существительных. -Как вы думаете, если местоимения могут заменить имена существительные, значит, они могут иметь те же грамматические признаки, что и имена существительные или нет? — Кто догадался, над какой проблемой мы будем работать сегодня на уроке? — Сформулируйте тему нашего урока? — Сегодня на уроке мы выясним, какие грамматические признаки могут быть у личных местоимений, и научимся их различать Расскажите, что вы знаете о местоимении Составление кластера
Личные мест. бывают 1,2 и 3 лица Значение можно понять только в предл. Указ. на предметы, их признаки и количество, но не называют их
местоимения
Мест. 3л. ед. ч. имеют форму рода Имеют форму числа, но не изменяются по числам
1. Исследовательская работа в группах
— Подумайте, с какой целью я дополнила кластер.
Личные мест. бывают 1,2 и 3 лица
— Вы сделаете открытие, выполнив практическую работу. Каждой группе выдана карточка с предложениями, где нужно вставить местоимения и ответить на вопрос: На кого указывают эти местоимения.
Мартышка. Погодите! Как музыке идти? Ведь … не так сидите.
…, прима, сяду против вторы; Тогда уж музыка пойдет не та: У нас запляшут лес и горы!»
… все-таки на лад нейдет.
Кричит Осел, — …, верно, уж поладим, Коль рядом сядем.»
Говорить … умело.
Тяжелешенько вздохнула.
Вверх во светлую светлицу.
… за ним с мольбой погнался. 2. Вывод. Обобщение и заполнение кластера — Какое открытие вы сделали?
Личные местоимения бывают 1,2 и 3 лица
Местоимениями Я и МЫ говорящие указывают на себя Мест. ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут указывать на одуш. и неодуш. предметы
Местоимения ТЫ, ВЫ указывают на лицо или лица, к которым обращена речь
— Оцените вклад каждого в работе группы.
— Прочтите рубрики «Это надо знать» на с.131, 134. Сопоставьте рубрики с вашими выводами.
Физкультминутка «Берегите глаза» и использованием ИКТ
1.Инсценирование ситуаций. Докажите утверждения из рубрики «Это надо знать» (с.131). Используйте примеры из рубрики или свои примеры, инсценируйте ситуации. Подтвердите примерами утверждения из рубрики «Это надо знать» (с.134) — К кому вы обращаетесь на Вы? — В какой ситуации ты говоришь – мы? — В какой — они? 2. Определение грамматических признаков местоимений, роли местоимений в речи. Упр.231, с.134. 3. Обобщение. — Какую тайну открыли сегодня на уроке?
Вам предлагается в качестве закрепления материала сегодняшнего урока выполнить упражнение «Экзаменатор»
Каждый из вас составит вопрос для экзамена по теме урока и задаст его одноклассникам.
Взаимопроверка по эталону.
Возвращение к цели урока.
— Какую цель ставили на урок? — Удалось ли достичь цели? — Оцените свои знания на данном этапе. Задание на самооценку: — Сегодня на уроке я узнал… — Для меня было открытием то, что… — Урок мне показался интересным ( не интересным )…
— С каким настроением вы уходите с этого урока? — Как оцениваете свою работу? — Кого особенно хотите похвалить за работу? — Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
— Благодарю всех за работу.
| Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Редактирование текста
Работа в парах на карточках
Формулировка темы урока.
Формулировка цели урока.
Предположения детей
Деление на группы
Повторение правил работы в группе
Работа в группах по карточкам
Каждая группа формулирует вывод, выбирает выступающего, который защищает работу группы.
Оценка работы группы и ее участников. Сопоставление рубрик с выводами, анализ своих выводов.
.
Самостоятельная работа по составлению вопросов для экзамена. Опрос одноклассников.
Критериальное оценивание (карточка) | Личностные — настрой на позитивное начало урока — проявление эмоционально-ценностного отношения к тайнам русского языка
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные умения: — определять лицо, число и род личных местоимений — объяснять, на кого или на что указывают личные местоимения Регулятивные умения: — выполнять учебные задания в соответствии с целью — контролировать и оценивать результат учебной деятельности Коммуникативные умения: — выполнять учебные задания в группах — представлять результат деятельности
Познавательные – умение анализировать информацию.
Личностные умения: — проявление интереса к инсценированию, работе с текстом
Познавательные умения: — определение грамматических признаков местоимений, роли местоимений в речи
Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с заданием — умение применять полученные знания на практике.
Коммуникативные умения: — представлять результат деятельности
Регулятивные: способность оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и оценку учеников. |