Конспект открытого урока — сказки (с использованием элементов технологии критического мышления через чтение и письмо)
Учитель: Ермолина Ольга Валерьевна
МАОУ «Мысовская СОШ №56» город Бабушкин
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Программа: «Школа 2100»
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
Ход урока:
• Орг.момент.
— Долгожданный дан звонок, начинается урок!
Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Давайте их поприветствуем. А еще сегодня на уроке у меня будет помощница – Лера.
ЛЕРА: Выполняя домашние задания, читая книги, я обратила внимание на одну особенность написания некоторых существительных. Я не сразу разгадала их тайну. Мое исследование было интересным, и сегодня я предлагаю всем вместе со мной сделать открытие. Согласны?
Я: Раз все готовы, начинаем! С каким настроением вы пришли на урок? Покажите с помощью индикатора настроения. Сначала давайте улыбнемся друг другу, ведь, как поется в песне: «От улыбки станет всем светлей..».
ЛЕРА: О.В, раз у нас особенный урок, может сделаем его еще интересней и необычней? Я предлагаю всем отправиться в сказку!!!
Я: ну, что ж, я не против. Сказка начинается!
В некотором царстве, в морфологическом государстве жили-были…
ЛЕРА: Имена существительные. Жили они дружно и весело. Что совсем не нравилось….
Я: Вреднючей волшебнице! И решила она поссорить имена существительные. И наложила она на них страшное заклятие: перестали понимать и уважать друг друга имена существительные, И зародилась между ними зависть и обида…
ЛЕРА: Перессорились между собой имена существительные, Даже царство их разделился на 2 части… Ребята, давайте поможем именам существительным снова понимать и уважать друг друга, снимем заклятье Вреднючки.
Я: Перед нелегкой дорогой и сложными испытаниями предлагаю вам размяться.
• Словарная работа .
ЛЕРА: Запишите под диктовку слова.(двое у доски, остальные в тетрадях):
Рояль, ателье, беречь, обаятельный, серьезный, стеречь, ладонь, соловьи, испечь.
*Взаимопроверка.( по группам)
ЛЕРА: Что интересного заметили? (Во всех словах встречается ь)
Работа в группах.
Я: Разбейте эти слова на группы (выделите цветом), по роли мягкого знака. Дайте название каждой группе. Обоснуйте свое решение.
* После выполнения группами задания, выслушиваются объяснения.(1 гр – разделительный ь знак, 2 гр. – ь для обозначения мягкости согласного, 3 гр – ь выполняет грамматическую функцию- н.ф.гл.).
— Только ли в глаголах ь указывает на грамматический признак?
— Все ли случаи правописания ь мы записали?
3. ЗХУ. Работа с таблицей
На этой стадии урока учитель предлагает ученикам заполнить первую колонку (З) таблицы ЗХУ.
Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали | |
|
|
|
* Выслушивание и обсуждение вариантов ответов.
* Заполнение таблицы.(1)
4. Чтение с остановками.
Я: С этим заданием вы справились, но на то я и Вреднючка, чтоб мешать вам и строить козни. Напущу-ка я на вас ночь. Может испугаетесь?
ЛЕРА: Ребята, у каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация.
Я: Вам нужно сделать пометки над словами с ь .
Знаком «v» — уже знакомый случай употребления ь, «?» — это для меня новое.
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Не слышно и воробья. Только изредка кричит сыч , да шуршит мышь.
Шалаш наш стоит на берегу ручья. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.
— К какой группе вы бы отнесли слова с Ь с пометкой «?»? Аргументируйте свое решение. Что предлагаете сделать? (выделяем еще одну группу)
— Давайте понаблюдаем за этими словами. Произнесите последний звук в каждом слове. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).
— Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после шипящей буквы написан мягкий знак).
— А теперь в этих словах закройте мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).
— Какие возникают вопросы?
*Прочтите подчеркнутые слова.
— Как вы думаете, почему эти слова я подчеркнула и обращаю на них ваше внимание? Аргументируйте свой ответ.
ЛЕРА: Вот мы и узнали, что за заклятье лежит на именах существительных – они не понимают, почему некоторым из них с шипящей на конце подарили мягкий знак, а другим, тоже с шипящей на конце мягкий знак не достался. Поэтому обиделись они друг на друга.
Я: *Формулировка темы и целей урока учащимися. Главный вопрос урока .
* Заполнение 2-ой колонки (Х) таблицы ЗХУ.
5. Работа по теме урока (групповая работа).
ЛЕРА: Чтоб заклятье снять, придется постараться.
Группам предлагается выполнить задание упражнения 173, стр.4
*Задание к упражнению:
— Прочитайте имена существительные. Найти, что у них общего
— Разделить сущ. на 2 группы. Дать название каждой группе.
— Списать в 2 столбика.
— Как бы вы обозначили эту орфограмму?
* Группа, первая справившаяся с заданием записывает столбики слов на доске, графически объясняя орфограмму. Проверка.
Я: Ребята, объявляю конкурс на лучший алгоритм.
Командам предлагается выработать и записать алгоритм определения данной орфограммы.
• Рассмотрение всех вариантов .Обсуждение. Выбор лучших.
6. Закрепление.
Я: Итак, теперь мы знаем, почему некоторые существительные с шипящей на конце пишутся с ь, а некоторые – без него. Это нужно объяснить именам существительным.
ЛЕРА: Ребята, подумайте и нарисуйте на что похож ь?
• * работа в группах
Анализ рисунков (Веер, большой живот….- это все относится к женщинам.)
Я: Заклятье снято. Имена существительные больше не обижаются друг на друга. Ведь нельзя же обижаться на девочку за то, что она девочка!
ЛЕРА: В морфологическом государстве сова мир, доброта, веселье! Не хотите ли вы, ребята, прокатиться на праздничной карусели?
1. * Игра «Карусель» Учащиеся становятся в 2 круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу(парами). У каждого ученика есть листочек с словом на изученную орфограмму. Ребята читают слова и проверяют друг друга (в паре) . По сигналу внешний круг поворачивается по часовой стрелке, внутренний остается на месте (учащиеся поменялись в парах) Теперь задания повторяются. Ученики меняются до тех пор, пока не собирутся первоначальные пары.
2. Отгадайте и запишите в тетради слова. Обозначьте орфограмму.
— Зимой дрова ест, а летом спит (ПЕЧЬ)
— Под полом таится, кота боится (МЫШЬ)
— Бывает устная и письменная (РЕЧЬ)
— Часть суток от вечера до утра (НОЧЬ)
— Сильный человек (СИЛАЧ)
— Родник (КЛЮЧ)
— Черная птица с большим клювом (ГРАЧ)
— Какие слова с мягким знаком вы записали? Объясните свой выбор.
3. Упражнение 177 стр. 4 (Диктант с подготовкой)
7. Рефлексия.
1. Вот и подошел к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашей таблице ЗХУ и заполнить 3 графу (У).
*Заполнение таблицы, совместное обсуждение вариантов ответов учащихся.
— На все ли поставленные вопросы вы нашли ответы на уроке?
*Самооценка работы на уроке
*Оценка в группах