Конспект урока для 4 класса «Настоящее время глагола»

ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»









Конспект урока русского языка в 4 классе


на тему: «Настоящее время глагола».









Выполнила: учитель начальных классов

Кривова Людмила Викторовна











Екатеринбург

2013


Конспект урока русского языка

В 4 классе ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»

г. Екатеринбург


Тема урока: «Настоящее время глагола».

Цели урока:

  • Создать условия для ознакомления с понятием временных форм глаголов и с особенностью формы настоящего времени” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности;

  • Способствовать развитию связной речи, мыслительных операций: обобщение, классификация, анализ, синтез, сравнение, память, внимание, мышление;

  • Воспитывать чуткое отношение к русскому языку, интерес к предмету, культуру поведения при фронтальной и групповой работе.


Тип урока: изучение нового материала.

Технологии обучения: ИКТ, технология проблемного диалога


Формируемые УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь собеседника; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; наблюдать и делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Планируемый результат

Предметные:

Знать временные формы глагола и особенности формы настоящего времени;

Уметь определять время глагола и вычленять из текста глаголы в форме настоящего времени.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: времена глаголов, настоящее время глагола

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир


Ресурсы: основные — Иванов С. В., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Учебник «Русский язык» часть I. Урок № 62.

Тетрадь «Запоминаем слова с непроверяемым написанием» Михайлова С. Ю. страница 33.

Дополнительные:

— презентация к уроку, Карточки — таблицы

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа


Этапы урока

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;



Слушают учителя, приветствуют друг друга и гостей улыбкой, проверяют своё рабочее место, высказывают мнение о необходимости этого действия

Создаёт эмоциональный настрой урока

Прозвенел  звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Поприветствуем друг друга и гостей улыбкой. Погоду мы изменить не можем, а в классе пусть будет хорошее настроение и тёплая обстановка.

-Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке.

— Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

-Почему это важно?


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Осуществлять самоконтроль (Регулятивные УУД)




II. Словарная работа

Цели:

создать условия для развития орфографической грамотности;

— расширять кругозор учащихся

Определяют, о чём пойдёт речь, слушают историю возникновения календаря, работают в словарной тетради, наблюдая за произношением и правописанием словарного слова

Загадывает загадку о календаре, рассказывает историю возникновения календаря, направляет работу над словарным словом, использует ИКТ

Урок начнём с гимнастики для ума.

О чём идёт речь в следующей справке –

ТАБЛИЦА С ПЕРЕЧНЕМ ВСЕХ ДНЕЙ В ГОДУ – ЭТО _________________

Верно, это календарь. Его история началась очень давно. Невозможно утверждать, что создание календаря принадлежит какому – либо одному народу. Если говорить о календаре в целом. То первый календарь назвали лунным и его родиной является Древний Вавилон. Солнечный календарь ввёл древнеримский правитель Юлий Цезарь, в его честь календарь называли юлианский. Позднее, в XVI веке папа римский Григорий XIII ввёл в католических странах новый календарь, григорианский календарь, по которому мы живём сейчас. В России он появился в 1918 году.

Словарная работа. «КАЛЕНДАРЬ»

В словарной тетради работаем на стр. 33

КАЛЕНДАРЬ – как слышим в транскрипции это слово? Какую букву невозможно проверить?

Упр 86. Прочитайте загадку.

Как проверить написание выделенных слов?

Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт о календаре? А о каком виде календаря здесь идёт речь?

(о настенном). Какие виды календарей ещё знаете?

На строчках запишите столько раз слово КАЛЕНДАРЬ, сколько видов их мы назвали. Подчеркните непроверяемую гласную.

Остальные задания к этому слову выполните дома. Продолжаем работу.

Уметь грамотно писать слова с непроверяемым написанием

Умение проводить сравнение, структурировать знания (Познавательные УУД)

Умение строить речевое высказывание (Коммуникативные УУД)

Осуществление самоконтроля (Регулятивные УУД)

III. Актуализация опорных знаний

Цель:

систематизировать полученные ранее знания о глаголе;

— активизировать мыслительную деятельность учащихся


Отгадывают загадку о глаголе, повторяют изученное о глаголе, прогнозируют результат, составляют правило успешной работы на уроке




Загадывает загадку, организует повторение пройденного материала

Ребята, продолжаем мозговой штурм. Отгадайте ещё загадку.

Что без меня предметы? Лишь названия.

Но я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

И рожь в полях растёт.

О какой части речи идёт речь? Почему в стихотворении сказано – всё в действие придёт?

Что ещё знаете о глаголе? Приведите примеры. Как вы думаете, это всё или у глагола есть ещё какие — то тайны? А вы хотите их узнать? А что нужно для успешной работы? (работать вдумчиво, внимательно и дружно)

В наших силах сделать урок интересным, увлекательным, познавательным.

Я желаю, чтобы вы были внимательными, пытливыми, стремились все понять и усвоить. Порадуем друг друга успехами. Итак, мы начинаем


Уметь ориентироваться в системе своих знаний. Соотносить собственное «знание» от «незнания», планировать свои действия в открытии нового знания

Умение выделять существенную информацию, проводить сравнения по заданным критериям, строить суждения

(Познавательные УУД)

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).



IV. Открытие нового знания.

Цели:

— организовать наблюдение за временными формами глагола;

— организовать работу по формированию умений находить в тексте глаголы в форме настоящего времени.








Смотрят на экран, вставляют пропущенные глаголы в предложения, делают умозаключения, проверяют по учебнику собственные выводы, формулируют тему урока

Показывает презентацию, организует проблемный диалог, подводит высказывания детей к теме урока

Сегодня на уроке присутствует сам Дядюшка ГЛАГОЛ.

Рассуждаем вместе.

Внимание на экран. Даны предложения.

С каждым днём календарь _________________________ вес.

С каждым днём календарь _________________________ вес.

С каждым днём календарь _________________________ вес.

Вставьте вместо пробела слова.

Терял, теряет, будет терять

Что получилось? Что значит «терять вес»?



— О чём говорится в каждом предложении?/О календаре/

-Что говорится о календаре в первом предложении?-во втором? — в третьем?

— Какой частью речи являются вставленные слова ?/глаголы/

-Значит, эти слова говорят о состоянии календаря.

1. Выберите предложение, в котором говорится о состоянии календаря в данный момент, то есть сейчас.

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что делает? Теряет

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что делает, то это глагол…настоящего времени.

2. –Выберите предложение, в котором говорится о состоянии календаря в прошлом./ 1-е/

Поставим вопрос к этому глаголу.

Что делал? Терял

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос

Что сделал? Что делал?, то это глагол…. Прошедшего времени.

3. Выберите предложение, в котором состояние календаря не происходило ранее, не происходит сейчас, а только будет происходить.

— Поставим вопросы к этому глаголу.

Что сделает? Потеряет.

Что будет делать? Будет терять.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое

будет происходить и отвечает на вопросы Что сделает? Что будет делать? , то это глагол …будущего времени.

Сделаем общий вывод:

Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по временам.

— В форме каких времен они бывают?/наст,рош.,буд. Вр./

СХЕМА!

-Как определить время глагола? /Надо поставить вопрос./

-Сравним наши выводы с учебником.с.94.

/открывают и читают вслух правило/ стр. 115

-Согласны с нами авторы учебника?/да/

-Кто открыл новое знание?/мы/

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Знать отличительные признаки частей речи; признаки глагола в форме настоящего времени; уметь определять время глагола


Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; самопроверка (Регулятивные УУД)

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (Коммуникативные УУД)



V. Физминутка

Цели:

Создать условия для двигательной активности


Дети встают, слушают глагол и выполняют определённое действие


Обеспечивает двигательную активность, связывая её с темой урока.



-Если вы услышите глагол Прошедшего времени — поворачиваетесь назад

Настоящего времени — хлопок перед собой.

Будущее время — делаете шаг вперед.

Глаголы: поет, посинел, читает, стряхнул, расцветет, посмотрит, узнает, улыбнулся, сел, хлопает.


Уметь внимательно слушать учителя, удерживать учебную задачу и двигаться в соответствии с ней

Умение применять знания в пространственной среде.

(Познавательные УУД)

Умение осуществлять самоконтроль (Регулятивные УУД)


VI. Включение знаний в систему и закрепление

Цели:

— организовать наблюдение за особенностями формы настоящего времени глагола;

— организовать первичное закрепление нового материала

обобщают изученное, наблюдают и делают выводы об изменении глаголов по лицам в каждом времени. Работают 2 мини – группы, остальные закрепляют материал фронтально

Организует фронтальное обобщение, затем объединяет учащихся в 2 группы, даёт им задание, организует фронтальную работу с остальными учащимися, наблюдает за работой групп, осуществляет помощь.

(возврат к схеме)

Опираясь на схему, скажите – в форме какого времени глагол будет указывать на то, что действие предмета совершается в момент речи (в форме настоящего времени)

А на что указывает глагол прошедшего времени? (действие совершилось до момента речи)

На что укажет глагол будущего времени? (действие совершится после момента речи)

Совершенно верно.

Этот хитренький глагол себе время изобрёл.

Ухожу! – кричит сегодня

А вчера кричал — ушёл!

Завтра скажет – я уйду!

Позавидуйте ему!

Почему другие части речи могут позавидовать глаголу? (категория времени есть только у него)

Но! Есть у Дядюшки глагола ещё одна тайна!

Внимание на экран.

Н. вр. – Я говорю, ты говоришь, он говорит

Пр. вр. – Я говорил, ты говорил, он говорил

Буд.вр. — Я скажу, ты скажешь, он скажет

Что заметили при изменении глаголов по лицам в каждом времени?

Вывод. Чтение правила. Стр 116

Как вы думаете, новые знания помогут нам выполнить задания учебника?

Более трудное, почти исследовательское задание возьмут на себя 2 микрогруппы. Вам, ребята, надо объединиться.

1 исследовательская группа (Саша Ч., Саша К., Нариман, Радик)

2 исследовательская группа (Юля, Женя, Даша, Даниил З.)

Они будут выполнять упр. 3, стр 116- 117

А остальные — поисковая группа — упр 2, стр. 116 – фронтально.

Закрепление.

Ребята из микрогрупп , расскажите о своей работе.

С какими трудностями встретились?

Какие тайны получилось раскрыть? Объясните нам.

Вывод (проверь себя) – Образовать форму наст. времени 2л. ед.ч можно только от глаголов несовершенного вида. Примеры.

Уметь определять время глагола, вычленять глаголы в форме настоящего времени;

Уметь договариваться в группе и приходить к общему решению.

Умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом (Личностные УУД);

Умеют планировать учебное сотрудничество в группе (Коммуникативные УУД);

Умение структурировать и применять знания (Познавательные УУД);

Умение планировать свои действия (Регулятивные УУД)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

— организовать анализ учебной деятельности на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности в открытии нового знания.



Работают в группах – четвёрках, заполняют таблицу,


Организует контроль и самооценку






Групповая форма работы. (по четвёркам)

Заполним таблицу.

Время

глагола

Обозначает действие, которое…(Было, сейчас, будет)

Вопрос

Примеры

Слайд (проверь себя) — таблица

-Что нового узнали на уроке?

итог — «Закончи предложения»

-Сколько времени у глаголов? Назовите.

Встаньте те, кто хорошо понял тему урока.

А теперь те – кто считает, что ещё нужно потрудиться.

Погладьте себя по голове, потому что вы сегодня большие молодцы.

Сегодня на уроке хочется отметить микрогруппы за выполнение трудного задания. Остальные – оцените себя самостоятельно, учитывая, как вы поняли новый материал и умеете применить полученные знания в самостоятельной работе дома.

Дом. задание. упр. 4 на стр.117, знать правила

Спасибо за урок.


Уметь применить полученные знания в творческом задании

Умение дать оценку собственной деятельности на уроке (Личностные УУД);

Умение проводить сравнение с образцом и коррекцию (Регулятивные УУД);

Умение структурировать знания (Познавательные УУД);

Умение строить собственные суждения (Коммуникативные УУД)

Используемые источники:

Учебник «Русский язык», издательство Вентана Граф, 2007 г.;

Рабочая тетрадь «Запоминаем слова с непроверяемым написанием» Михайлова С. Ю.

Методика обучения. Беседы с учителем. 4 класс. Под редакцией Журовой Л. Е.

Поурочные планы. Привалова С. А.

Интернет-ресурсы

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Операторы ветвления"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: