ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»
Конспект урока русского языка в 4 классе
на тему: «Настоящее время глагола».
Выполнила: учитель начальных классов
Кривова Людмила Викторовна
Екатеринбург
2013
Конспект урока русского языка
В 4 классе ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»
г. Екатеринбург
Тема урока: «Настоящее время глагола».
Цели урока:
Создать условия для ознакомления с понятием временных форм глаголов и с особенностью формы настоящего времени” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности;
Способствовать развитию связной речи, мыслительных операций: обобщение, классификация, анализ, синтез, сравнение, память, внимание, мышление;
Воспитывать чуткое отношение к русскому языку, интерес к предмету, культуру поведения при фронтальной и групповой работе.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии обучения: ИКТ, технология проблемного диалога
Формируемые УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь собеседника; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; наблюдать и делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Планируемый результат
Предметные:
Знать временные формы глагола и особенности формы настоящего времени;
Уметь определять время глагола и вычленять из текста глаголы в форме настоящего времени.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия: времена глаголов, настоящее время глагола
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир
Ресурсы: основные — Иванов С. В., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Учебник «Русский язык» часть I. Урок № 62.
Тетрадь «Запоминаем слова с непроверяемым написанием» Михайлова С. Ю. страница 33.
Дополнительные:
— презентация к уроку, Карточки — таблицы
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
| Слушают учителя, приветствуют друг друга и гостей улыбкой, проверяют своё рабочее место, высказывают мнение о необходимости этого действия | Создаёт эмоциональный настрой урока | Прозвенел звонок весёлый, -Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке. — Проверьте, как организовано ваше рабочее место. -Почему это важно? |
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Осуществлять самоконтроль (Регулятивные УУД)
|
II. Словарная работа Цели: —создать условия для развития орфографической грамотности; — расширять кругозор учащихся | Определяют, о чём пойдёт речь, слушают историю возникновения календаря, работают в словарной тетради, наблюдая за произношением и правописанием словарного слова | Загадывает загадку о календаре, рассказывает историю возникновения календаря, направляет работу над словарным словом, использует ИКТ | Урок начнём с гимнастики для ума. О чём идёт речь в следующей справке – ТАБЛИЦА С ПЕРЕЧНЕМ ВСЕХ ДНЕЙ В ГОДУ – ЭТО _________________ Верно, это календарь. Его история началась очень давно. Невозможно утверждать, что создание календаря принадлежит какому – либо одному народу. Если говорить о календаре в целом. То первый календарь назвали лунным и его родиной является Древний Вавилон. Солнечный календарь ввёл древнеримский правитель Юлий Цезарь, в его честь календарь называли юлианский. Позднее, в XVI веке папа римский Григорий XIII ввёл в католических странах новый календарь, григорианский календарь, по которому мы живём сейчас. В России он появился в 1918 году. Словарная работа. «КАЛЕНДАРЬ» В словарной тетради работаем на стр. 33 КАЛЕНДАРЬ – как слышим в транскрипции это слово? Какую букву невозможно проверить? Упр 86. Прочитайте загадку. Как проверить написание выделенных слов? Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт о календаре? А о каком виде календаря здесь идёт речь? (о настенном). Какие виды календарей ещё знаете? На строчках запишите столько раз слово КАЛЕНДАРЬ, сколько видов их мы назвали. Подчеркните непроверяемую гласную. Остальные задания к этому слову выполните дома. Продолжаем работу. | Уметь грамотно писать слова с непроверяемым написанием | Умение проводить сравнение, структурировать знания (Познавательные УУД) Умение строить речевое высказывание (Коммуникативные УУД) Осуществление самоконтроля (Регулятивные УУД) |
III. Актуализация опорных знаний Цель: — систематизировать полученные ранее знания о глаголе; — активизировать мыслительную деятельность учащихся | Отгадывают загадку о глаголе, повторяют изученное о глаголе, прогнозируют результат, составляют правило успешной работы на уроке
| Загадывает загадку, организует повторение пройденного материала | Ребята, продолжаем мозговой штурм. Отгадайте ещё загадку. Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. И рожь в полях растёт. — О какой части речи идёт речь? Почему в стихотворении сказано – всё в действие придёт? Что ещё знаете о глаголе? Приведите примеры. Как вы думаете, это всё или у глагола есть ещё какие — то тайны? А вы хотите их узнать? А что нужно для успешной работы? (работать вдумчиво, внимательно и дружно) В наших силах сделать урок интересным, увлекательным, познавательным. Я желаю, чтобы вы были внимательными, пытливыми, стремились все понять и усвоить. Порадуем друг друга успехами. Итак, мы начинаем
| Уметь ориентироваться в системе своих знаний. Соотносить собственное «знание» от «незнания», планировать свои действия в открытии нового знания | Умение выделять существенную информацию, проводить сравнения по заданным критериям, строить суждения (Познавательные УУД) Умение принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
IV. Открытие нового знания. Цели: — организовать наблюдение за временными формами глагола; — организовать работу по формированию умений находить в тексте глаголы в форме настоящего времени.
| Смотрят на экран, вставляют пропущенные глаголы в предложения, делают умозаключения, проверяют по учебнику собственные выводы, формулируют тему урока | Показывает презентацию, организует проблемный диалог, подводит высказывания детей к теме урока | Сегодня на уроке присутствует сам Дядюшка ГЛАГОЛ. Рассуждаем вместе. Внимание на экран. Даны предложения. С каждым днём календарь _________________________ вес. С каждым днём календарь _________________________ вес. С каждым днём календарь _________________________ вес. Вставьте вместо пробела слова. Терял, теряет, будет терять Что получилось? Что значит «терять вес»? — О чём говорится в каждом предложении?/О календаре/ -Что говорится о календаре в первом предложении?-во втором? — в третьем? — Какой частью речи являются вставленные слова ?/глаголы/ -Значит, эти слова говорят о состоянии календаря. 1. Выберите предложение, в котором говорится о состоянии календаря в данный момент, то есть сейчас. -Поставим вопрос к этому глаголу. Что делает? Теряет Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что делает, то это глагол…настоящего времени. 2. –Выберите предложение, в котором говорится о состоянии календаря в прошлом./ 1-е/ —Поставим вопрос к этому глаголу. Что делал? Терял Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос Что сделал? Что делал?, то это глагол…. Прошедшего времени. 3. Выберите предложение, в котором состояние календаря не происходило ранее, не происходит сейчас, а только будет происходить. — Поставим вопросы к этому глаголу. Что сделает? Потеряет. Что будет делать? Будет терять. Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое будет происходить и отвечает на вопросы Что сделает? Что будет делать? , то это глагол …будущего времени. Сделаем общий вывод: Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по временам. — В форме каких времен они бывают?/наст,рош.,буд. Вр./ СХЕМА! -Как определить время глагола? /Надо поставить вопрос./ -Сравним наши выводы с учебником.с.94. /открывают и читают вслух правило/ стр. 115 -Согласны с нами авторы учебника?/да/ -Кто открыл новое знание?/мы/ Давайте сформулируем тему нашего урока. | Знать отличительные признаки частей речи; признаки глагола в форме настоящего времени; уметь определять время глагола
| Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; самопроверка (Регулятивные УУД) Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (Коммуникативные УУД)
|
V. Физминутка Цели: Создать условия для двигательной активности | Дети встают, слушают глагол и выполняют определённое действие | Обеспечивает двигательную активность, связывая её с темой урока.
| -Если вы услышите глагол Прошедшего времени — поворачиваетесь назад Настоящего времени — хлопок перед собой. Будущее время — делаете шаг вперед. Глаголы: поет, посинел, читает, стряхнул, расцветет, посмотрит, узнает, улыбнулся, сел, хлопает.
| Уметь внимательно слушать учителя, удерживать учебную задачу и двигаться в соответствии с ней | Умение применять знания в пространственной среде. (Познавательные УУД) Умение осуществлять самоконтроль (Регулятивные УУД)
|
VI. Включение знаний в систему и закрепление Цели: — организовать наблюдение за особенностями формы настоящего времени глагола; — организовать первичное закрепление нового материала | обобщают изученное, наблюдают и делают выводы об изменении глаголов по лицам в каждом времени. Работают 2 мини – группы, остальные закрепляют материал фронтально | Организует фронтальное обобщение, затем объединяет учащихся в 2 группы, даёт им задание, организует фронтальную работу с остальными учащимися, наблюдает за работой групп, осуществляет помощь. | (возврат к схеме) Опираясь на схему, скажите – в форме какого времени глагол будет указывать на то, что действие предмета совершается в момент речи (в форме настоящего времени) А на что указывает глагол прошедшего времени? (действие совершилось до момента речи) На что укажет глагол будущего времени? (действие совершится после момента речи) Совершенно верно. Этот хитренький глагол себе время изобрёл. Ухожу! – кричит сегодня А вчера кричал — ушёл! Завтра скажет – я уйду! Позавидуйте ему! Почему другие части речи могут позавидовать глаголу? (категория времени есть только у него) Но! Есть у Дядюшки глагола ещё одна тайна! Внимание на экран. Н. вр. – Я говорю, ты говоришь, он говорит Пр. вр. – Я говорил, ты говорил, он говорил Буд.вр. — Я скажу, ты скажешь, он скажет Что заметили при изменении глаголов по лицам в каждом времени? Вывод. Чтение правила. Стр 116 Как вы думаете, новые знания помогут нам выполнить задания учебника? Более трудное, почти исследовательское задание возьмут на себя 2 микрогруппы. Вам, ребята, надо объединиться. 1 исследовательская группа (Саша Ч., Саша К., Нариман, Радик) 2 исследовательская группа (Юля, Женя, Даша, Даниил З.) Они будут выполнять упр. 3, стр 116- 117 А остальные — поисковая группа — упр 2, стр. 116 – фронтально. Закрепление. Ребята из микрогрупп , расскажите о своей работе. С какими трудностями встретились? Какие тайны получилось раскрыть? Объясните нам. Вывод (проверь себя) – Образовать форму наст. времени 2л. ед.ч можно только от глаголов несовершенного вида. Примеры. | Уметь определять время глагола, вычленять глаголы в форме настоящего времени; Уметь договариваться в группе и приходить к общему решению. | Умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом (Личностные УУД); Умеют планировать учебное сотрудничество в группе (Коммуникативные УУД); Умение структурировать и применять знания (Познавательные УУД); Умение планировать свои действия (Регулятивные УУД) |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: — организовать анализ учебной деятельности на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности в открытии нового знания. | Работают в группах – четвёрках, заполняют таблицу, | Организует контроль и самооценку
| Групповая форма работы. (по четвёркам) Заполним таблицу. Время глагола Обозначает действие, которое…(Было, сейчас, будет) Вопрос Примеры Слайд (проверь себя) — таблица -Что нового узнали на уроке? итог — «Закончи предложения» -Сколько времени у глаголов? Назовите. Встаньте те, кто хорошо понял тему урока. А теперь те – кто считает, что ещё нужно потрудиться. Погладьте себя по голове, потому что вы сегодня большие молодцы. Сегодня на уроке хочется отметить микрогруппы за выполнение трудного задания. Остальные – оцените себя самостоятельно, учитывая, как вы поняли новый материал и умеете применить полученные знания в самостоятельной работе дома. Дом. задание. упр. 4 на стр.117, знать правила Спасибо за урок.
| Уметь применить полученные знания в творческом задании | Умение дать оценку собственной деятельности на уроке (Личностные УУД); Умение проводить сравнение с образцом и коррекцию (Регулятивные УУД); Умение структурировать знания (Познавательные УУД); Умение строить собственные суждения (Коммуникативные УУД) |
Используемые источники:
Учебник «Русский язык», издательство Вентана Граф, 2007 г.;
Рабочая тетрадь «Запоминаем слова с непроверяемым написанием» Михайлова С. Ю.
Методика обучения. Беседы с учителем. 4 класс. Под редакцией Журовой Л. Е.
Поурочные планы. Привалова С. А.
Интернет-ресурсы