Урок русского языка в 4 классе
Тема: Неизменяемые имена существительные.
Цели урока: учащиеся будут знакомиться с неизменяемыми(несклоняемыми)именами существительными, повторять склонение имён существительных, закреплять навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу; в процессе урока будут развиваться коммуникативные, творческие способности, пополняться словарный запас учащихся;
будут учиться слушать друг друга, работать в коллективе, в паре, самостоятельно.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
— Здравствуйте, садитесь. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.
· На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
· Уши внимательно слушают и все … (слышат).
· Голова хорошо … (думает).
· На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?
· Тогда мы начинаем.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
1) -Вычеркните буквы А, Ч, и прочитайте слово.
ИМАЯСАУЧЩЕАСТЧЧВАИТЕЛАЧЬАНОЕ
-Какое слово получилось? (Имя существительное)
-Что такое имя существительное? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
-Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж.)
-Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном?
-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи.
2)-Прочитайте словосочетания и определите «лишнее». Докажите.
Думает о подарке, доволен метро, жил в избушке, вспоминает о друзьях.(доволен метро- словосочетание стоит в творительном падеже, все остальные- в предложном).
Задание: Списать словосочетания, определить падеж.
Опережающее задание: Ученик читает из толкового словаря значение слова метро. (Подземная, наземная или надземная на эстакадах городская электрическая железная дорога)
-Придумайте предложение со словом метро.
-Предложения разные, а слово метро звучит везде одинаково. Почему?
3. Работа над новым материалом.
-Что значит просклонять слово? (изменить слово по падежам)
-Что изменяется при склонении? (окончание)
1)Просклонять слово метро
-Что заметили? (не изменяется окончание)
-Какой вывод можно сделать? (не изменяются по падежам, не имеют окончания)
-Как можно назвать это слово? (несклоняемое)
2) Сравнить вывод с правилом на странице 63.
3) Работа по учебнику.
Стр.63 упр.186- письменно
-Какой вывод можно сделать? (не изменяются по падежам, не имеют окончания, заимствованы из других языков)
4.Физминутка. Зарядка для глаз
Чтоб глаза ваши зоркие были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
5. Закрепление нового материала.
А) « Минутка для шутки»-стр.63 упр.187
— Правильно ли он написал? Исправьте в тексте грамматические ошибки. (Метро, кенгуру, пальто)
— К какой части речи они относятся? (имя существительное)
— Имеют ли падежное окончание?
Б) Игра «Эрудит» стр.64 упр.191- письменно.
6. Работа с текстом. Работа в парах.5-«5» (красный квадрат.); 4-«4»( желтый квадрат.);3-«3» (зелёный квадрат.)
— А теперь поучимся находить несклоняемые существительные в тексте. Прочитайте текст.
— Найдите несклоняемые имена существительные и выпишите их.
— Как будете искать несклоняемые слова? (Посмотреть на правило и устно просклонять слово, если слово не изменяется, то это несклоняемое имя существительное.)
-Работаем в парах.
Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!
— Проверка. Сколько выписали слов? (5)
— Прочитайте, какие слова выписали. (Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони.)
— В какую группу можно объединить все эти слова? (Животные.)
7. Домашнее задание.
Стр.64 упр.192; стр.65 вопросы.
8. Итог урока. Оценки.
-Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)
-Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)
-Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания, всё слово-основа.)
-Можно ли у них определить падеж? (Падеж можно определить только в тексте.)
— Зачем в начальной школе изучают такую тему? (Чтобы была грамотная речь.)
9. Рефлексия.
Учащиеся должны продолжить фразы:
-Мне было интересно…
-Мы сегодня разобрались….
-Я сегодня понял, что…
-Мне было трудно…
-Завтра я хочу на уроке…