Конспект урока для 4 класса «Несклоняемые имена существительные»

Аннотация к уроку русского языка по теме: «Несклоняемые имена существительные»


Данный урок русского языка «Несклоняемые имена существительные» разработан для 4 – ых классов при изучении

темы «Имя существительное» по учебнику Т.Г. Рамзаевой.

Тип урока – урок введения нового знания

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

На уроке применяются следующие современные педагогические технологии:

1. Технологии деятельностного метода (учебный диалог, проблемное обучение)

2. Информационно-коммуникативная технология.

3. Здоровье — сберегающая технология – частая смена деятельности, физминутка.


В ходе урока создаётся ситуация, способствующая самостоятельному поиску решения проблемы, атмосфера сотворчества, взаимодействия и дискуссии. На уроке используются игровые моменты, присутствует групповая работа.

Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.

Данный урок был продемонстрирован для учителей начальных классов города Урок получил положительную оценку.
















Учитель: Михалёва Людмила Ивановна

Учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №222 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

Предмет: Русский язык

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема урока: Несклоняемые имена существительные.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа

Цель урока: Формировать учебно-познавательный интерес к предмету через умение распознавать несклоняемые имена существительные. Формировать умение самостоятельно строить и применять новое знание.

Задачи урока:

1Познакомить с особенностями несклоняемых имён существительных

2.Упражнять в умении распознавать несклоняемые имена существительные.

3. Формировать умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи

4. Учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

5.Развивать орфографическую зоркость;

6.Создавать коммуникативно-речевые ситуации для развития речи детей.

Оборудование:

1.Карточки для работы в группах

2.Презентационное сопровождение урока

3. Мультимедийный  проектор

4.Система голосования.

Планируемые результаты

Предметные:

знать и уметь различать несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи; правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности и оценивать его.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; анализировать, классифицировать для получения необходимого результата.

Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды; умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационный












Самоопределение к деятельности
























Постановка учебной проблемы.

Решение проблемы.




































Постановка учебной задачи





Открытие нового знания








Физкультминутка


Первичное закрепление



























Включение нового знания в систему знаний и повторение








Самостоятельная работа с проверкой













Работа по учебнику.



Итог урока.




































Рефлексия деятельности

Все друг к другу повернулись.

Все друг другу улыбнулись.

Гости? Рады им всегда.

Так начнем работать? Да!









Слайд 1

— «Голова на плечах не только для шапки»


— Хотите сегодня чему-нибудь научиться, узнать новое?


-Спишите пословицу.

— Найдите в ней имена существительные, определите падеж.

-Какая часть слова поменялась? Почему?

-Как иначе называется изменение по падежам? (склонение)

— А теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение?

— Просклоняйте существительные:

1 вариант – голова

2 вариант – плечо

— Выделите окончания.

— Проверим, как вы справились с заданием.

— Что изменилось при склонении имён существительных?




Слайд 2

Работа в группах по карточкам.

Задание. Вставь слова КИНО, КАФЕ в текст. Определи падежи этих слов.

Карточка: Сегодня мы ходили в….. .

В……..было много народу.

Из ……….мы пришли поздно.

Мы были довольны ……. .

Мы часто вспоминаем о ……….

Мы рассказали друзьям о ……. .


Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.

-Что интересного и необычного вы заметили?

— Изменилась ли какая-нибудь часть слова?

-Так какая же особенность у этих слов?

— А изменяются по числам?

— Давайте понаблюдаем меняется ли слово в зависимости от вопроса.

Появляется запись на доске и в тетрадях :

И.п. – пальто.

Р.п. – пальто.

Д.п. – пальто.

В.п. — пальто.

Т.п.- пальто.

П.п. – в пальто.


-Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова?

— Можем мы утверждать, что существительное пальто склоняется?

Возникновение проблемной ситуации

В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются.

— хотите узнать, как они называются?

-А может кто-то уже знает ,или догадался

-Какая задача стоит перед нами на этом уроке?





-Где мы можем найти ответ?

— мы воспользуемся учебником

— открыли учебник на 65 странице

Ученики вместе с учителем Определяют тему урока

-Как появились эти слова в русском языке?

-Все несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков (иноязычные)



-Почему существительные назвали несклоняемыми?




-А в чём ещё особенность этих слов?


Слайд 3

Прочитайте и постарайтесь запомнить:


Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.


— Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть. Лучше поможет вам запомнить эти слова стихотворение в домашней работе по ТПО с.42 №10.


-Значение, каких слов вам не понятно?

-Поработаем с толковыми словарями (в парах)

Кашне, трюмо, манто



Интерактивный слайд №4

Раздели слова в две группы: склоняемые и несклоняемые.

Слон, шимпанзе, дорога, метро, театр, радио, фламинго, магазин, пианино, школа







Слайд 5 для проверки

Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.


Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,большого ____________и маленького ___________. Бабушке мы рассказали о розовых ____________________, о том как

______________ катал детей по зоопарку, а __________________рисовал красками картину.


Работа по учебнику. С. 65 Упр. 116 самостоятельно в тетрадях.


— Итак, с какими словами познакомились на уроке?

— Почему они так называются?

— А сейчас я предлагаю вам проверить себя и ответить на вопросы теста с помощью системы голосования


Тест. Слайд 6,7

  1. Найди правильный порядок падежей.

А. И.п, В.п., Д.п., Т.п.

Б. И.п, Р.п., Д.п., В.п.

В.П.п., Т.п., И.п., Д.п.

Г. И.п, Р.п., В.п., Д.п.

2. Найди ошибку в определении падежей.

А. в театре ( Р.п.)

Б. за домом ( Т.п.)

В. по пустыне ( Д.п.)

Г. из тетради ( Р.п.)

3. Найди «лишнее» словосочетание.

А. Бежит в овраге.

Б. Мигают на небе.

В. Спит в тишине.

Г. Услышал песню.

4. Найди «лишнее» слово.

А. трюмо

Б. пианино

В. молоко

Г. домино

5. Укажи несклоняемое существительное.

А. письмо

Б. очки

В. метро

Г. поле


Итоги теста на экране . Проверьте свои знания


Слайд 8

Сегодня на уроке я:

-узнал, открыл для себя…

-научился…

— могу похвалить себя и своих одноклассников за …


Слайд 9

А чтобы лучше запомнить несклоняемые существительные и правильно их употреблять в речи ,я предлагаю послушать веселую «Песенку» Аркадия Хайта

Чтобы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать и в гостях, и дома,

Если только не менять окончанье слова

Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.


— Спасибо за сотрудничество.







Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку











Дети слушают пословицу, объясняют её значение.


— да


1.Запись пословицы.

2. Определение падежа имен существительных

3.Проверка с объяснением

4.Самооценка.(шкала I )





У доски работают 2 человека.

Остальные самостоятельно в тетрадях



Взаимопроверка по вариантам в парах


-Окончание






Работа в группах по карточкам.












-слова не изменились

-нет





Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях








— нет





-да

— выслушиваются разные варианты ответов.

— Мы узнаем, как называются имена существительные, которые не склоняются. Познакомимся с ними. И научимся правильно употреблять их в речи


Ребята перечисляют

Ребята открывают учебники, читают правило.

Знакомство с несклоняемыми именами существительными

Дети высказывают свои предположения





Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные.

— Не изменяются по числам.





Хоровое чтение

Игра « Кто больше запомнил несклоняемых имён существительных?»









1ряд-кашне

2ряд – трюмо

3ряд — манто

Объясняют значение слов



Фронтальная работа









Работа в парах

Проверка по слайду














Проверка по «цепочке» с объяснением.










С помощью системы голосования

учащиеся проверяют усвоение материала.



























Высказывания детей







Дети слушают песню и рассматривают картинки с несклоняемыми существительными

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

— формирование умения слушать и слышать.



Регулятивные УУД

Личностные УУД (Мотивация, самоопределение)

Регулятивные УУД. (оценка)





















Регулятивные УУД. (оценка)

Коммуникативные УУД







Познавательные УУД

( использование информации полученной ранее)

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение















Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД





Регулятивные УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того, что еще будет новым и интересным.


Коммуникативные УУД


Познавательные УУД

(получение информации)

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение



Коммуникативные УУД

(участие в диалоге)


Познавательные УУД

Регулятивные УУД






Коммуникативные УУД

(монологические высказывания разного типа, самовыражение)









Регулятивные УУД

Личностные УУД











Коммуникативные УУД

























Предметные УУД





























Личностные УУД

(нравственно – эстетическая оценка)




Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка «Айога»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: