Интегрированный урок — исследование
Русский язык, литература, ИЗО.
4 класс
Тема: Осень в искусстве. Роль прилагательных.
Тип: Урок-творчество.
Воспитательная цель.
Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать прекрасное.
Образовательная цель.
Углубить понятия о роли имени прилагательных в речи.
Формирование умения использовать в речи имена прилагательные.
Развивающая цель.
Развитие речи, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
Оборудование.
Репродукции картин Левитана, гроздь рябины, листья, слова, предложение на доске, картины животных, ветка дерева, стихи, словарь настроения.
Ход урока
I Орг. момент
Сегодня у нас необычный урок, на нём вам предстоит использовать знания русского языка, литературы, изо.
Давайте улыбнёмся друг другу — мне — подарим сбои улыбки нашим гостям. Теперь можно сесть. Заметили, как стало светлее от улыбок. Откроем словарики настроения. Выберите прилагательное, которое наилучшим образом отражает ваше настроение…..
С настроением вижу у вас всё в порядке.
II Словарная работа.
Раз заговорили о словаре, назовите словарные слова прилагательные.
(Безударную гласную покажите сигнальной карточкой.)
III Рассмотрение роли прилагательного.
Обратите внимание на предложение. Прочитайте.
Какую роль в языке выполняют имена прилагательные.
(Сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос).
1 задание
Разделите эти слова на две группы.
(На доске слова: норка, гладкая, красные, галка, лисички, рыжие, бантик, пушистый).
— По какому признаку вы определили слова в 1 столбик?
— Какие ещё признаки имени существительного вы знаете? Давайте теперь посмотрим на 2 группу слов.
— По каким признакам вы их определили?
Приведите примеры прилагательных.
— Зачем нам в речи нужны прилагательные?
— Какое сейчас время года?
— Назовите прилагательные, которые показывают красоту осени и её характер?
IV Осень в искусстве.
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в сопровождении музыки. Слушание
— Какую картину рисует ваше воображение?
Слушают 2 фрагмента — дождь — листопад.
— Какие прилагательные хочется сказать во время слушания?
Картины
— Я сделала подборку картин на осеннюю тему.
— Что изображено на этих картинах? Природа
— Как называется в ИЗО изображение природы? Пейзаж.
— Картины какого известного вам автора предоставлены в нашей галерее? Левитана.
— Что вы знаете об этом художнике?
— Левитан рисовал золото осени, но есть ещё один цвет присущий осени. Какой?
— О каком растении мы сейчас будем говорить?
Эти ягоды очень любят синицы, снегири. Далеко видна Плоды висят как виноград. (рябина)
— У вас на парте плоды рябины.
— Напишите на кружке прилагательные характеризующие рябиновую гроздь? Давайте соберем гроздь.
Собирают гроздь.
— Мы подобрали магнитное поле к слову гроздь, состоящее
из прилагательных. Прочитаем
— Что общего у этих слов?
V Сравнение текстов.
Читаю 2 текста.
— О чём первый текст?
— О чём второй текст?
— Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
— Что их отличает?
— Какой можно сделать вывод? Прилагательные нужны для точности описания
— Что уточняют прилагательные?
VI Физминутка
— Кто более точно опишет предмет с помощью прилагательных. Медведь, лиса, яблоко.
VII Литературная минутка
Сегодня мы много говорили о осени, как её видят художники и музыканты.
— Давайте послушаем, как её видят поэты.
Чтение стихотворений.
-Назовите прилагательные. (Авдеенко «Осень», Плещеев «Осень», Бунин «Осень»).
— Каких знаете поэтов писавших о осени?
— Чьё стихотворение подходит к картине Левитана
VIII Итог
Урок подходит к концу
загадка о листьях.
Украсим ветку
Я даю вам листики не простые — волшебные, на них вопрос. Если вы готовы ответить на вопрос, отвечаем и прикрепляем лист. Берут лист — читают вопрос — ответ — прикрепляют.
Ещё раз прочитайте предложение на доске.
Ответы на этот вопрос — выставляю карточки по ходу ответов.
IX Домашнее задание
Описать свой край, используя прилагательные.