2015 г.
Тип урока: ОНЗ (Открытие нового знания).
Тема: «Понятие о неопределенной форме глагола».
Цель урока: обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола.
Задачи урока:
Личностные: Освоение личностного смысла учения;
Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные: Определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; планировать свою работу;
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»;
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
Компьютер, видеопроектор, экран;
Презентация для сопровождения урока;
Монетки «золотые» и «серебряные» для этапа рефлексии.
Карточка с темой.
Картина с изображением пустого сундука
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») путём появления героя-помощника и обсуждения высказывания;
2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): «Неопределенная форма глагола» (за счёт использования домашнего задания и опоры на темы предыдущих уроков).
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске прикреплено изображение известного героя из сказки «Вовка в тридевятом царстве».
— Посмотрите на доску. Знаете ли вы этого героя, побывавшего в тридевятом царстве? (Да, это Вовка).
— О чём он мечтал в начале сказки, когда встретил двоих из ларца, царя, трёх Василис? (Он мечтал ничего не делать, пользоваться благами и богатствами, которые не заслужил…)
— Известный писатель Эмиль Золя однажды высказал такую мысль, прочитайте и скажите, связана ли она с Вовкой?
Открыть на доске карточку с высказыванием:
Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое счастье заключается в этом! Эмиль Золя
(Да, связана. В конце сказки Вовка понял, что труд приносит истинное удовольствие, радость, является наградой.)
— А с вашей работой на уроке связана эта цитата? (Да.)
— Какой деятельностью вы занимаетесь на уроке? (Мы учимся.)
— Благодаря чему вы можем почувствовать радость от учения, «награду»? (Мы сами осознаём чего мы не знаем, сами находим способ.)
— Очевидно, Вовка хочет сегодня разделить с вами радость от учения. Поможете ему и себе в этом? (Да.)
— С чего вы обычно начинаете работу? (С повторения материала, который нужен будет при открытии нового знания.)
— Пожелаю вам удачи на пути к обретению радости учения.
1) Пальчиковая гимнастика «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
2) Запись даты, название работы.
3) Минутка чистописания.
— Подумайте, написание какой буквы вы будете повторять. Почему? ( Мы будем повторять написание буквы Е. Потому что она гласная буква, а все остальные согласные.)
— Запишите буквы Ее.
— В какую группу можно объединить оставшиеся буквы? (Оставшиеся парные глухие согласные буквы.)
2. Актуализация знаний.
Цель:
1) актуализировать знания о глаголе; тренировать умение определять время и число глагола;
2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;
3) актуализировать норму пробного действия;
4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Словарная работа.
– Посмотрите на доску.
На доске появляется сказочный камень с указанием дорог:
— Ребята, скажите, по какой дороге нам нужно идти и почему? (Пойдём налево, чтобы собрать все необходимые знания для открытия нового, будем вспоминать известное и выполнять задания, встретившиеся нам на пути.)
— А вот и первое задание на «грамотке».
Грамотка появилась слева от камня. Учитель просит одного из учеников прочитать задание.
Мечта –
Барабан –
Сочинение –
Мороз –
Выполним задание. (Мечта – мечтать. Барабан – барабанить. Сочинение – сочинять. Мороз – морозить.)
— Подчеркните безударные гласные в корне. Какие из них надо запомнить?
На доске появляется картинка с изображением двоих из ларца и грамотка с очередным заданием.
— Посмотрите, на вашем пути вы встретили двоих из ларца, а рядом лежит ещё одна грамотка. Прочитайте задание.
Глагол
Настоящее время | Будущее время |
| Число: ед. и мн. |
— Вовка хочет, по-моему, приняться за старое и попросить сделать задание братьев. Вы с ним согласны? (Нет, нужно самим тренироваться, ведь эти знания помогут нам в открытии нового.)
— Давайте поможем ему. (Глагол – это самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета или его состояние. Отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Глаголы бывают прошедшего времени, настоящего времени и будущего времени. Они изменяются по временам и по числам. Глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются еще по родам.)
— Что вы повторяли? Давайте соберём котомку необходимых в вашем новом пути знаний. Учитель в мешок «понарошку» складывает «знания», по мере того, как дети обобщают повторенное на этапе актуализации. (Все, что знаем о глаголе.)
— Что будете делать дальше? (Вы дадите задание на пробное действие.)
— Зачем? (Чтобы мы поняли, чего мы ещё не знаем.)
— Раз вы решили, что вы уже можете идти за новым знанием, посмотрите на правый путь.
На доске вновь появляется камень указатель направления, возле него стоит Вовка с конвертом в руках.
Выполните упражнение 368.
2) Задание для пробного действия.
— Посмотрите на запись задания, которое держит растерянный Вовка.
Из конверта учитель достаёт задание: выполните упражнение 368. Коллективная проверка. Задание после упражнения выполняется коллективно при закрытых учебниках.
Садились – прош. вр., мн. ч.
Читали – прош. вр., мн. ч.
Читать
Перелистывать.
Плакал – прош. вр., ед. ч.
Вставать
Закутывать
Благодарил – прош. вр., ед. ч.
Лизал – прош. вр., ед. ч.
Вздохнув – наст. вр., ед. ч.
Засыпал – прош. вр., ед. ч.
— У каких глаголов вы не смогли определить время и число? (Читать, перелистывать, вставать, закутывать.)
— Что же нового? (Мы никогда не определяли время и число у таких глаголов.)
— С чем вы встретились на пути при выполнении задания на пробное действие? (С затруднением.)
— Что предлагаете делать дальше? (Надо остановиться и подумать.)
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на знания о глаголе;
2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение;
3) организовать выявление учащимися причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание вы выполняли? (У глаголов определить время и число.)
– Что в этом задание было для вас ново? (У глаголов читать, перелистывать, вставать, закутывать не смогли определить время и число.)
— На какие вопросы они отвечают? (Эти глаголы отвечают на вопрос «что делать?»)
— Напишите вопросы.
Садились – прош. вр., мн. ч.
Читали – прош. вр., мн. ч.
Читать (что делать?)
Перелистывать (что делать?)
Плакал – прош. вр., ед. ч.
Вставать (что делать?)
Закутывать (что делать?)
Благодарил – прош. вр., ед. ч.
Лизал – прош. вр., ед. ч.
Вздохнув – наст. вр., ед. ч.
Засыпал – прош. вр., ед. ч.
— Можно ли определить, когда происходит действие? (Нет.)
-Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?
4. Поиск решения.
Цель:
1) сформулировать цель учебной деятельности;
2) согласовать тему урока;
3) выбрать способ и средства для построения нового знания;
Организация учебного процесса на этапе 4:
— Какова будет цель вашей деятельности? ( Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.)
1) Наблюдение над неопределенной формой глагола.
Класс будет работать в группах.
— Что надо помнить при работе в группах? (…)
Учащиеся воспроизводят правила работы в группах.
— Итак, в сказке были три умницы – девицы. Посмотрим, какое задание они приготовили.
На доске появляется картинка с Василисами Премудрыми с заданием.
Прочитайте. Обратите внимание на выделенные глаголы. Можно ли определить, кто действующие лица, когда происходит время? Нужно обязательно читать книги! Для чего? А чтобы больше знать, научиться думать, понимать, чувствовать. Выпишите глаголы, напишите вопросы. Чем похожи эти глаголы?
– Посмотрим, что у вас получилось.
Каждая группа представляет окончательный ответ.
В ходе обсуждений выбирается лучший вариант «добавочных шагов алгоритма».
— Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя.)
— Чем похожи эти глаголы в этих предложениях? (Отвечают на вопрос «что делать?» и оканчиваются на –ть.)
Читать (что делать?), знать (что делать?), думать (что делать?) и т. д.
— Можно ли определить время и число у этих глаголов? ( Нет.)
— А на какой еще вопрос могут отвечать такие глаголы? На что оканчиваются? Чтобы ответить на него, выполним упражнение 371. (Устно по заданию.)
Вывод: У глаголов, которые отвечают на вопросы «что сделать?» и «что делать?», нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.
2) Работа над текстом определения на стр. 108.
а) До чтения.
— Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? Предположения детей.)
— Такие глаголы имеют 3 названия:
= | НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА | = |
ИНФИНИТИВ | ( лат. сл. «неопределённый») |
б) После чтения.
— Почему эта форма глаголов называется неопределенной?
— Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы -ть, -ти, -чь.)
Затем ученики читают вопросы на стр.109 и отвечают на них.
— Как можно было сформулировать тему урока? («Начальная форма глагола», «Неопределённая форма глагола» и т. д.
Учитель открывает на доске тему урока:
3)Физминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок!
Улыбнись, давай дружок!
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз,
И за парту вновь садись.
5. Первичное закрепление.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного материала.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Выборочный диктант.
— Что должны сделать дальше? (Потренироваться.)
— Прекрасно, видите, и Вовка хочет испытать себя, но над ним смеются двое нерадивых братьев. Возможно, они не верят в силы Вовки, а может быть и в наши.
На доске картинка с изображением Вовки и двоих из ларца.
– Давайте поможем Вовке, покажем, как вы умеете самостоятельно справляться с более трудными заданиями, а заодно проверите свои силы.
Задание: Выпишите из стихотворения глаголы в неопределённой форме в столбик: Сладкая мечта. Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чвакать, чмокать, уплетать, Долго — долго не глотать, Наслаждаться, смаковать Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте иметь!
– Выполните самостоятельно.
— Что нужно сделать дальше? (Проверить.)
— Как? (Если всё правильно поставим «+», если неправильно – «?».)
— Проверьте.
— У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся?
— У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как определять глаголы неопределенной формы.)
— Посмотрите, Вовка тоже сам поработал, и вот какая красота у него получилась.
Н
а доске появляется картинка с изображением старухи и нового корыта, которое демонстрирует счастливый Вовка.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 6:
— Что нового узнали о глаголе?
— Какую цель ставили? (Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.)
— Достигли ли вы цели? Как доказать?
— Удалось ли вам учиться на уроке? (Да.)
— Докажите.
Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали, чего не знаем и сами нашли способ.
— Вспомним, что в высказывании Э. Золя, которое вы прочитали в начале урока, говорилось, что деятельность становится наградой. А в сказках награда обычно ожидает героя в виде сундука с богатством: златом — серебром.
— Пусть каждый проанализирует собственную деятельность на уроке, обратит внимание на знаки «+» и «?», которые были поставлены на разных этапах урока. Возьмёт серебряную монетку, если что-то не получалось или золотую, если поработал на уроке отлично.
— Не все прикрепили золотые монетки. О чём это говорит? Над чем ещё нужно поработать? (Потренироваться в выполнении заданий на новое знание.)
— Где вы это сможем сделать? (Дома, на следующем уроке.)
Домашнее задание: выполнить упр. 2, с. 114.
11