Конспект урока для 4 класса «Понятие о неопределенной форме глагола»









































2015 г.





Тип урока: ОНЗ (Открытие нового знания).

Тема: «Понятие о неопределенной форме глагола».



Цель урока: обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола.


Задачи урока:


Личностные: Освоение личностного смысла учения;


Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;


Познавательные: Определять умения, которые будут сформированы

на основе изучения данного раздела; планировать свою работу;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»;


Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.


Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

  1. Компьютер, видеопроектор, экран;

  2. Презентация для сопровождения урока;

  3. Монетки «золотые» и «серебряные» для этапа рефлексии.

  4. Карточка с темой.

  5. Картина с изображением пустого сундука







Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») путём появления героя-помощника и обсуждения высказывания;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): «Неопределенная форма глагола» (за счёт использования домашнего задания и опоры на темы предыдущих уроков).

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске прикреплено изображение известного героя из сказки «Вовка в тридевятом царстве».

— Посмотрите на доску. Знаете ли вы этого героя, побывавшего в тридевятом царстве? (Да, это Вовка).

О чём он мечтал в начале сказки, когда встретил двоих из ларца, царя, трёх Василис? (Он мечтал ничего не делать, пользоваться благами и богатствами, которые не заслужил…)

— Известный писатель Эмиль Золя однажды высказал такую мысль, прочитайте и скажите, связана ли она с Вовкой?

Открыть на доске карточку с высказыванием:



Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое счастье заключается в этом!

Эмиль Золя





(Да, связана. В конце сказки Вовка понял, что труд приносит истинное удовольствие, радость, является наградой.)

А с вашей работой на уроке связана эта цитата? (Да.)

— Какой деятельностью вы занимаетесь на уроке? (Мы учимся.)

— Благодаря чему вы можем почувствовать радость от учения, «награду»? (Мы сами осознаём чего мы не знаем, сами находим способ.)

— Очевидно, Вовка хочет сегодня разделить с вами радость от учения. Поможете ему и себе в этом? (Да.)

— С чего вы обычно начинаете работу? (С повторения материала, который нужен будет при открытии нового знания.)

— Пожелаю вам удачи на пути к обретению радости учения.

1) Пальчиковая гимнастика «Кольца».


Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
 Раз, два, три, четыре, пять,
 Будем пальчики считать.


2) Запись даты, название работы.

3) Минутка чистописания.



— Подумайте, написание какой буквы вы будете повторять. Почему? ( Мы будем повторять написание буквы Е. Потому что она гласная буква, а все остальные согласные.)

— Запишите буквы Ее.

— В какую группу можно объединить оставшиеся буквы? (Оставшиеся парные глухие согласные буквы.)


2. Актуализация знаний.

Цель:

1) актуализировать знания о глаголе; тренировать умение определять время и число глагола;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) актуализировать норму пробного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Словарная работа.

Посмотрите на доску.

На доске появляется сказочный камень с указанием дорог:

— Ребята, скажите, по какой дороге нам нужно идти и почему? (Пойдём налево, чтобы собрать все необходимые знания для открытия нового, будем вспоминать известное и выполнять задания, встретившиеся нам на пути.)

— А вот и первое задание на «грамотке».

Грамотка появилась слева от камня. Учитель просит одного из учеников прочитать задание.






Мечта –

Барабан –

Сочинение –

Мороз –







Выполним задание. (Мечта – мечтать. Барабан – барабанить. Сочинение – сочинять. Мороз – морозить.)

— Подчеркните безударные гласные в корне. Какие из них надо запомнить?


На доске появляется картинка с изображением двоих из ларца и грамотка с очередным заданием.

— Посмотрите, на вашем пути вы встретили двоих из ларца, а рядом лежит ещё одна грамотка. Прочитайте задание.





Глагол


Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время



Род (ед. ч.)


Число: ед. и мн.





— Вовка хочет, по-моему, приняться за старое и попросить сделать задание братьев. Вы с ним согласны? (Нет, нужно самим тренироваться, ведь эти знания помогут нам в открытии нового.)

— Давайте поможем ему. (Глагол – это самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета или его состояние. Отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Глаголы бывают прошедшего времени, настоящего времени и будущего времени. Они изменяются по временам и по числам. Глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются еще по родам.)


— Что вы повторяли? Давайте соберём котомку необходимых в вашем новом пути знаний. Учитель в мешок «понарошку» складывает «знания», по мере того, как дети обобщают повторенное на этапе актуализации. (Все, что знаем о глаголе.)

— Что будете делать дальше? (Вы дадите задание на пробное действие.)

— Зачем? (Чтобы мы поняли, чего мы ещё не знаем.)

— Раз вы решили, что вы уже можете идти за новым знанием, посмотрите на правый путь.

На доске вновь появляется камень указатель направления, возле него стоит Вовка с конвертом в руках.

Выполните упражнение 368.

2) Задание для пробного действия.

— Посмотрите на запись задания, которое держит растерянный Вовка.

Из конверта учитель достаёт задание: выполните упражнение 368. Коллективная проверка. Задание после упражнения выполняется коллективно при закрытых учебниках.


Садились – прош. вр., мн. ч.

Читали – прош. вр., мн. ч.

Читать

Перелистывать.

Плакал – прош. вр., ед. ч.

Вставать

Закутывать

Благодарил – прош. вр., ед. ч.

Лизал – прош. вр., ед. ч.

Вздохнув – наст. вр., ед. ч.

Засыпал – прош. вр., ед. ч.


— У каких глаголов вы не смогли определить время и число? (Читать, перелистывать, вставать, закутывать.)

— Что же нового? (Мы никогда не определяли время и число у таких глаголов.)

— С чем вы встретились на пути при выполнении задания на пробное действие? (С затруднением.)

— Что предлагаете делать дальше? (Надо остановиться и подумать.)


3. Постановка проблемы.

Цель:

1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на знания о глаголе;

2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение;

3) организовать выявление учащимися причины затруднения.


Организация учебного процесса на этапе 3:

Какое задание вы выполняли? (У глаголов определить время и число.)

Что в этом задание было для вас ново? (У глаголов читать, перелистывать, вставать, закутывать не смогли определить время и число.)

— На какие вопросы они отвечают? (Эти глаголы отвечают на вопрос «что делать?»)

— Напишите вопросы.


Садились – прош. вр., мн. ч.

Читали – прош. вр., мн. ч.

Читать (что делать?)

Перелистывать (что делать?)

Плакал – прош. вр., ед. ч.

Вставать (что делать?)

Закутывать (что делать?)

Благодарил – прош. вр., ед. ч.

Лизал – прош. вр., ед. ч.

Вздохнув – наст. вр., ед. ч.

Засыпал – прош. вр., ед. ч.


— Можно ли определить, когда происходит действие? (Нет.)

-Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?


4. Поиск решения.

Цель:

1) сформулировать цель учебной деятельности;

2) согласовать тему урока;

3) выбрать способ и средства для построения нового знания;


Организация учебного процесса на этапе 4:

— Какова будет цель вашей деятельности? ( Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.)

1) Наблюдение над неопределенной формой глагола.

Класс будет работать в группах.

— Что надо помнить при работе в группах? (…)

Учащиеся воспроизводят правила работы в группах.


— Итак, в сказке были три умницы – девицы. Посмотрим, какое задание они приготовили.

На доске появляется картинка с Василисами Премудрыми с заданием.

Прочитайте. Обратите внимание на выделенные глаголы. Можно ли определить, кто действующие лица, когда происходит время?


Нужно обязательно читать книги! Для чего? А чтобы больше знать, научиться думать, понимать, чувствовать.


Выпишите глаголы, напишите вопросы. Чем похожи эти глаголы?

Посмотрим, что у вас получилось.


Каждая группа представляет окончательный ответ.

В ходе обсуждений выбирается лучший вариант «добавочных шагов алгоритма».


— Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя.)

— Чем похожи эти глаголы в этих предложениях? (Отвечают на вопрос «что делать?» и оканчиваются на –ть.)


Читать (что делать?), знать (что делать?), думать (что делать?) и т. д.


— Можно ли определить время и число у этих глаголов? ( Нет.)

— А на какой еще вопрос могут отвечать такие глаголы? На что оканчиваются? Чтобы ответить на него, выполним упражнение 371. (Устно по заданию.)


Вывод: У глаголов, которые отвечают на вопросы «что сделать?» и «что делать?», нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.


2) Работа над текстом определения на стр. 108.

а) До чтения.

— Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? Предположения детей.)

— Такие глаголы имеют 3 названия:


НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

=

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

=


=

ИНФИНИТИВ

( лат. сл. «неопределённый»)


б) После чтения.

— Почему эта форма глаголов называется неопределенной?

— Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы -ть, -ти, -чь.)

Затем ученики читают вопросы на стр.109 и отвечают на них.

— Как можно было сформулировать тему урока? («Начальная форма глагола», «Неопределённая форма глагола» и т. д.

Учитель открывает на доске тему урока:

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА




3)Физминутка


Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок!
Улыбнись, давай дружок!

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз,

И за парту вновь садись.


5. Первичное закрепление.

Цель:




создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного материала.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  1. Выборочный диктант.

— Что должны сделать дальше? (Потренироваться.)

— Прекрасно, видите, и Вовка хочет испытать себя, но над ним смеются двое нерадивых братьев. Возможно, они не верят в силы Вовки, а может быть и в наши.

На доске картинка с изображением Вовки и двоих из ларца.

Давайте поможем Вовке, покажем, как вы умеете самостоятельно справляться с более трудными заданиями, а заодно проверите свои силы.


Задание:

Выпишите из стихотворения глаголы

в неопределённой форме в столбик:


Сладкая мечта.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать,

Чвакать, чмокать, уплетать,

Долго — долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте иметь!












Выполните самостоятельно.

— Что нужно сделать дальше? (Проверить.)

— Как? (Если всё правильно поставим «+», если неправильно – «?».)

— Проверьте.


Мечтать, достать, развернуть, жевать, сосать, чвакать, чмокать, уплетать, не глотать, наслаждаться, смаковать, смотреть, иметь.


— У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся?

— У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как определять глаголы неопределенной формы.)

— Посмотрите, Вовка тоже сам поработал, и вот какая красота у него получилась.

Н
а доске появляется картинка с изображением старухи и нового корыта, которое демонстрирует счастливый Вовка.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 6:

— Что нового узнали о глаголе?

— Какую цель ставили? (Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.)

— Достигли ли вы цели? Как доказать?

— Удалось ли вам учиться на уроке? (Да.)

— Докажите.

Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали, чего не знаем и сами нашли способ.

— Вспомним, что в высказывании Э. Золя, которое вы прочитали в начале урока, говорилось, что деятельность становится наградой. А в сказках награда обычно ожидает героя в виде сундука с богатством: златом — серебром.

— Пусть каждый проанализирует собственную деятельность на уроке, обратит внимание на знаки «+» и «?», которые были поставлены на разных этапах урока. Возьмёт серебряную монетку, если что-то не получалось или золотую, если поработал на уроке отлично.


— Не все прикрепили золотые монетки. О чём это говорит? Над чем ещё нужно поработать? (Потренироваться в выполнении заданий на новое знание.)

— Где вы это сможем сделать? (Дома, на следующем уроке.)

Домашнее задание:

выполнить упр. 2, с. 114.





11


Свежие документы:  Разработка урока по технологии для 3 класса "Открытка для мамы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: