Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» г. Саратова
Конспект разработки урока русского языка в 4 классе
по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-ого склонения»
Выполнен
учителем начальных классов
I квалификационной категории
Филипповой Надеждой Витальевной
Саратов
2014
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Филиппова Надежда Витальевна
2. Класс: 4 «В»
3. Предмет: русский язык
4. Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных первого склонения»
5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания
6. Цели урока:
предметные: уметь определять особенности имён существительных: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж; научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных первого склонения, применяя алгоритм; уметь объяснять необходимость знания типа склонения и падежа имени существительного для верного написания его падежного окончания;
метапредметные: учиться применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных первого склонения; уметь ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий; анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, оценивать свои успехи в учебной деятельности, контролировать и корректировать свои действия, работать в паре, соблюдая правила совместного труда;
личностные: проявление интереса к изучению родного языка, стремиться применять полученные знания в практике речевого общения, стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка, доброжелательно относиться к собеседнику, уважать чужое мнение.
Ход урока:
Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
| Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. — Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнём урок, друзья! — Открываем, ребята, тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний и затруднение в деятельности. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий. | -Ребята, предлагаю вам выполнить задание «Орфографической минутки». -Посмотрите на слова: п.ход, н.мазал, пр.мокнет, з.крытая, п.р.сказ, стульч.к, осин.вый, кист.чка, стар.нькая, смел.сть, см.гчить, л.нейка, д.брота, сож.ление, ст.клянный. -Какая орфограмма пропущена во всех этих словах? -На какие группы можно разделить эти слова?
Если нужного ответа дети не предлагают (по месту нахождения орфограммы), то на экране предлагается символическая подсказка, после чего детям ещё раз задаётся вопрос: -А на какие ещё группы можно разделить эти слова? — Запишите слова в группы, в зависимости от места нахождения орфограммы. -Давайте проверим это задание.
-Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова (на экране): по тропинк…, у дорожк…, о Серёж… . -Какая орфограмма пропущена в этих словах?
— В какую из наших трёх групп нужно их записать? — Почему?
— Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. |
Изучают список слов на экране и индивидуальных карточках (Приложение1).
— Безударная гласная.
Дети могут предложить разные варианты (по частям речи, по количеству слогов, по месту нахождения орфограммы и т.д.).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. По одному ученику называют слова, записанные в каждую группу, объясняя правописание орфограммы.
-Безударная гласная.
-Ни в какую.
— Орфограмма находится в окончании слов. Дети начинают предлагать различные варианты правописания этих слов. Для объяснения не находят знакомый алгоритм. | Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
|
3. Постановка учебной задачи. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | -К какой части речи относятся эти слова? Докажите. — Расскажите об этих именах существительных.
-Чем же похожи эти имена существительные? -Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
— Кто может сформулировать тему нашего урока?
— Запишем тему урока в тетрадях. | — Эти слова относятся к части речи имя существительное.
Дети называют постоянные признаки и форму данных имён существительных.
— Они все относятся к первому склонению.
-Мы будем учиться писать безударные падежные окончания имён существительных первого склонения.
— Правописание безударных падежных окончаний имён существительных первого склонения. | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения. |
4. «Открытие» детьми нового знания. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | -Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести правило.
-Чем похожи слова каждой пары?
-Чем отличаются слова каждой пары?
-Сравните ударные и безударные окончания имён существительных первого склонения. Сделайте вывод.
— Давайте на основе нашей таблицы составим список окончаний имён существительных первого склонения в косвенных падежах.
— Пользуясь таблицей окончаний просклоняйте имена существительные первого склонения «поляна», «бабушка», «Володя». -Понаблюдайте ещё раз: в каких падежах легко допустить ошибку в правописании окончаний имён существительных первого склонения?
-Вернёмся ещё раз к нашей таблице и подумаем, почему имена существительные «сестра» и «земля» можно назвать словами-помощниками? Чем и в чём они могут нам помочь?
-Итак, составим алгоритм наших действий по правильному написанию безударного падежного окончания имени существительного первого склонения.
| Анализ таблицы (Приложение 2) склонения имён существительных первого склонения с ударными и безударными окончаниями. — Слова первой пары – одушевлённые нарицательные имена существительные первого склонения. А слова второй пары – неодушевлённые нарицательные имена существительные первого склонения. — В каждой паре одно имя существительное с ударным окончанием, а другое с безударным окончанием. -Ударные и безударные окончания имён существительных первого склонения в косвенных падежах пишутся одинаково. На доске из магнитных карточек составляется опорный конспект «Окончания имён существительных первого склонения в косвенных падежах». По одному ученику изменяют данные имена существительные по падежам, называя окончание. — В родительном, дательном, творительном и предложном падежах. (В опорном конспекте появляются напротив окончаний в этих падежах «!») — У этих слов во всех падежных формах ударные окончания, значит мы можем их использовать для проверки безударного окончания любого другого имени существительного. Работа в парах: отдельные команды располагаются в правильной последовательности для получения алгоритма (Приложение 3): 1. Поставь им.сущ. в начальную форму, определи его тип склонения.
| Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнёра высказывания. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | Усвоение нового способа действий. | — Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу в начале урока. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание. Для ответа используйте наш новый алгоритм.
-Поработайте в парах: объясните друг другу, пользуясь алгоритмом, правописание имён существительных в пословицах. | С каждым словом работает один ученик: — по тропинк… (по чему?) им.сущ. 1 скл. Д. п., по земле, значит по тропинке; — у дорожк… (у чего?) им.сущ. 1 скл. Р.п., значит у дорожки; -о Серёж… (о ком?) им.сущ. 1 скл. П.п., значит о Серёже. Каждый ученик проговаривает алгоритм, объясняя соседу по парте правописание окончаний имён существительных в пословицах (задание даётся по вариантам -Приложение 4). | Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, выполнять учебные действия в умственной форме, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: контролировать действия партнёра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | — Выполните самостоятельно упр.24 из рабочей тетради, пользуйтесь алгоритмом.
-Организуем выборочную проверку: 1) прочитайте словосочетания с им. сущ. в форме Р.п. Какое окончание вы написали у всех этих им. сущ.? 2) прочитайте словосочетания с им. сущ. в форме Д.п. Какое окончание вы написали у этих им. сущ.? 3) прочитайте словосочетания с им. сущ. В форме П.п. Какое окончание вы написали у этих им. сущ.? -Давайте обобщим нашу работу: дополните предложение после упражнения недостающими словами. | Самостоятельная работа учащихся (Рабочая тетрадь с печатной основой к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина) Дети называют словосочетания и окончания им. сущ. Если допускаются ошибки, ученики объясняют их.
-У существительных первого склонения в родительном падеже окончание –и или –ы, а в дательном и предложном падежах окончание –е. | Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, выполнять учебные действия в умственной форме, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать. |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | — Работая в парах, предлагаю вам выполнить упр.42 из учебника («Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина) -Сколько ошибок вы исправили? -Какие правила орфографии плохо знает ученик?
| Учащиеся работают в парах, записывают текст без ошибок.
— В тексте ученик допустил 8 ошибок. -Ученик не знает правила правописания безударной гласной в корне слова, правописания парных по звонкости-глухости согласных в корне слова, правописание буквосочетания «ЧК», правописание безударных падежных окончаний им. сущ. 1-ого склонения. | Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: контролировать действия партнёра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
8. Рефлексия деятельности. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. | — Ребята, какую цель мы поставили в начале урока?
-Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? -Где пригодятся вам эти знания? — Хотите проверить себя, в какой степени каждый из вас усвоил новый материал сегодня на уроке? -Предлагаю вам последнее задание «Пятнашка»: ваша задача записать только окончание имени существительного, которое вы услышите в словосочетании: мечтать о победе, сделаны из кожи, прилетели к кормушке, нашли около дороги, купался в речке, подкрался к клетке, отдыхали на даче, недалеко от лужайки, доверять подруге, набрали земляники, подползла к добыче, отыскал на карте, гулял по Самаре, прочитал в книге, гостил у тёти. -Проверьте свою работу по образцу. -Оцените свою работу: без ошибок — «Отлично», 1-2 ошибки – «Хорошо», 3-4 ошибки – «Старайся», 5 и более ошибок – «Можешь лучше» (на доске около каждого слова-оценки фиксируется количество человек). — Вы оценили каждый свою степень усвоения нового материала. А что можно сказать о классе в целом? -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих уроках? -Тренировкой и отработкой нового алгоритма вы займётесь уже дома. | -Мы ставили цель, научится грамотно писать безударные падежные окончания имён существительных 1-ого склонения и объяснять их правописание. Учащиеся высказывают своё мнение.
Учащиеся формулируют ответ на вопрос. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем проверяют по образцу и оценивают свою работу, выбирая нужную наклейку. | Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, строить речевое высказывание. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. |
9. Домашнее задание.
|
| Учебник стр. 22-27 правила, упр.39 или упр.38; задание*: соотнеси фразеологизмы с их значениями, объясни правописание окончаний имён существительных; подбери ещё 3-5 фразеологизмов с новой орфограммой(Приложение5). |
|
|
10. Итог урока. |
| Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились. Надеюсь, знания вам пригодились. |
|
|
Приложение 2.
сестра, сестричка | земля, деревня | |
Р.п. (нет) | сестры, сестрички | земли, деревни |
Д.п. (рад) | сестре, сестричке | земле, деревне |
В.п. (вижу) | сестру, сестричку | землю, деревню |
Т.п. (доволен) | сестрой, сестричкой | землёй, деревней |
П.п. (думаю) | о сестре, о сестричке | о земле, о деревне |
Приложение 1.
«Орфографическая минутка»
пр…мокнет д…брота п…ход
стар…нькая н…мазал смел…сть
ст…клянный стульч…к см…гчить
кист…чка сож…ление осин…вый
п…р…сказ з…крытая л…нейка
Приложение 3.
«Шаги к умению»
_____ Вспомни, какое окончание имеют имена существительные этого склонения в этом падеже.
_____ Напиши окончание имени существительного.
_____ Поставь им.сущ. в начальную форму, определи тип склонения имени существительного.
_____ Проверь себя «словом-помощником» этого склонения, поставив его в форму нужного падежа.
_____ Задай к имени существительному вопрос, определи падеж.
«Шаги к умению»
1) Поставь им.сущ. в начальную форму, определи тип склонения имени существительного.
2) Задай к имени существительному вопрос, определи падеж.
3) Вспомни, какое окончание имеют имена существительные этого склонения в этом падеже.
4) Проверь себя «словом-помощником» этого склонения, поставив его в форму нужного падежа.
5) Напиши окончание имени существительного.
Приложение 4.
1 – вариант.
Вставь пропущенные окончания имён существительных, объясни соседу по парте их правописание:
1) Пташк… (___________) ветка дороже золотой клетк… (___________).
2) В доброй бесед… (____________) всяк ума копит.
2– вариант.
Вставь пропущенные окончания имён существительных, объясни соседу по парте их правописание:
1) В чужой лодк…(____________) всегда больше рыбк…(___________).
2) С миру по нитк…(____________) голому – рубашка.
Приложение 5.
Домашнее задание №3* (по желанию)
а) Соотнеси фразеологизмы с их значениями:
в час по чайной ложк… всё время хвалить
делать из мух… слона очень медленно
гладить по головк… сильно преувеличивать
б) Объясни правописание окончаний имён существительных.
в) Подбери и запиши ещё 3-5 фразеологизмов с новой орфограммой.