Конспект урока для 4 класса «Правописание О и Е после шипящих в окончаниях имен существительных в Тв. падеже после шипящих и ц»



МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 109» г. Пермь


Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России». Учебник Канакиной


Тема урока : «Правописание О и Е после шипящих в окончаниях имен существительных в Тв. падеже после шипящих и ц»


Цель:

— создать условия для исследовательской работы по открытию нового правила.


Задачи:

— познакомить учащихся с правописанием О и Е после шипящих и ц в окончаниях име существительных;

— освоить алгоритм


Планируемые результаты:


Метапредметные:

Личностные:

-формировать способность к самооценке;

— обеспечить ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

— уметь определять цель на уроке с помощью учителя,

— уметь работать по коллективно составленному плану,

— вносить коррективы в свои действия с учетом допущенных ошибок,

— планировать действия с учетом допущенных ошибок,

— планировать действия в соответствии с поставленной задачи.

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме,

— учиться работать в группе,

— формулировать свое мнение

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний,

— отличать новое от уже известного с помощью учителя,


Предметные:

— уметь использовать речевые единицы,

— уметь сравнивать разные формы имен существительных,

— делать вывод на основе наблюдения за изменением формы слова.


Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап.

— Ребята, я знаю, что вы волнуетесь. Обернитесь, поздоровайтесь с гостями. Настройтесь на работу, сделайте глубокий вдох и выдох.

— Над какой темой мы работаем в течении нескольких уроков? (Правописание безударных гласных в окончаниях существительных?)

— Какие знания необходимы для того, чтобы правильно написать безударные безударные окончания? (склонение, падеж)

— Каким способом вы пользуетесь, чтобы не допустить ошибки при написании? (учим окончания или подберем проверочное слово)

— Как думаете, всегда ли эти способы будут работать в словах? (?)

— У нас пока недостаточно материала для наблюдений.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

— Прочитайте слова. ( на доске)

с багаж…м

над задач…й

с куриц…й

за камыш…м

с борщ…м


— Какие вопросы я могла бы задать? (часть речи, падеж, склонение,…)

— Какие задания можно выполнить?

Задание: спишите слова в тетрадь, выделите основу, поставьте ударение, определите падеж. Если возникает непонимание, поставьте знак вопроса.

Проверка:

— В каких словах буква в окончании вызвала сомнение? Назовите слова, в которых вставили букву О, букву Е?

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Органы равновесия. Органы обоняния и вкуса. Осязание»

— Обратите внимание, на какие буквы оканчивается основа (шипящие)

— Сформулируйте тему урока. (Правописание О, Е после шипящих в окончаниях имен существительных в Тв. падеже)

— Что хотите узнать на уроке?

3. Построение проекта выхода из затруднения.

— Я предлагаю в группе посоветоваться и самостоятельно открыть секрет написания букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих. У вас на столе лежит инструкция, внимательно прочитайте ее. Вам нужно проанализировать слова, действуя по инструкции, и сделать вывод.


Инструкция.

  1. Прочитайте слово, поставьте ударение, выделите окончание.

  2. Выделите основу и подчеркните букву, на которую оканчивается основа.

  3. Сделайте вывод.

  4. Сформулируйте правило.

  5. Если сможете, изобразите правило с помощью схемы.


Слова для анализа:

за туч…й, над рощ…й, с лапш…й, со свеч…й, за больниц…й, с огурц…м, с птиц…й, над чертеж…м, с малыш…м.


Правило:

В окончаниях имен существительных в Тв. падеже после __________________ под _________________ пишется О, без __________________ пишется Е.


Проверка.

У одной группы лист под документ-камеру, представители группы (1 или вдвоем) объясняют, как они действовали, к какому выводу пришли. Остальные проверяют.

— Были ли какие-то сомнения? В каких словах возникли затруднения?

— Можем ли мы теперь правильно написать слова в тетради, которые оставили? (дети объясняют, учитель дописывает окончания на доске).

— Давайте еще раз повторим правило.




4.Первичное закрепление.

— Любое научное открытие требует проверки и доказательства правильности. Проанализируйте ряды слов на карточке и определите, в какой строке: 1 вариант – Е, 2 вариант – О.

— Как для себя будете доказывать правильность выполнения? (ставить ударение, выделять основу и окончание)


1 вариант:

А) умниц…й, сердц…м, мяч…м;

Б) плач…м, шалаш…м, солнц…м;

В) крыш…й, пальц…м, туч…й;

Г) груш…й, кольц…м, кирпич…м


2 вариант:

А) морж…м, сторож…м, танц…м;

Б) врач…м, грач…м, помощниц…й;

В) уж..м, ключ…м, лиц…м;

Г) циркач…м, кольц…м, за зайц…м.


Проверка.

Выведено на смарт-доску. Дети объясняют, я вписываю буквы.

— Назовите нужную строку. Докажите. Почему другие строки не подходят?

— Кто может сказать, что понял, как работает это правило?

— Какие ошибки можно допустить при применении этого правила?(ударение, и т.д.)

(видела на уроке спор детей — шприцем и шприцом)


5. Групповая работа на применение нового правила.

— В любой деятельности: учебной, внеучебной важно не только иметь хорошие знания, уметь их использовать, но и ценится умение наглядно представлять свою точку зрения.

Задание: отгадайте слово, поставьте в Тв. падеж, определите гласную в окончании. Постройте график окончаний.

  1. Бельевое изделие для вытирания лица и тела после душа (полотенце)

  2. Приспособление в ванной для обливания водой (душ)

  3. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения (свеча)

  4. Медицинское учреждение (если заболел – тебе туда) (больница)

  5. Дом для временного проживания приезжих с обслуживанием (гостиница)

  6. Непромокаемое пальто (плащ)


Е . . . .



О . .




1 2 3 4 5 6


Проверка: собираются и вывешиваются диаграммы всех групп, выясняются ошибки.





6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

— Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке в жизни?

— Как думаете, что вам нужно изменить в себе, чтобы работать лучше?


7. Домашнее задание.

Придумайте схему к этому правилу.


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Правописание букв и, а, у после шипящих"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: