МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 109» г. Пермь
Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России». Учебник Канакиной
Тема урока : «Правописание О и Е после шипящих в окончаниях имен существительных в Тв. падеже после шипящих и ц»
Цель:
— создать условия для исследовательской работы по открытию нового правила.
Задачи:
— познакомить учащихся с правописанием О и Е после шипящих и ц в окончаниях име существительных;
— освоить алгоритм
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные:
-формировать способность к самооценке;
— обеспечить ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные:
— уметь определять цель на уроке с помощью учителя,
— уметь работать по коллективно составленному плану,
— вносить коррективы в свои действия с учетом допущенных ошибок,
— планировать действия с учетом допущенных ошибок,
— планировать действия в соответствии с поставленной задачи.
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме,
— учиться работать в группе,
— формулировать свое мнение
Познавательные:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний,
— отличать новое от уже известного с помощью учителя,
Предметные:
— уметь использовать речевые единицы,
— уметь сравнивать разные формы имен существительных,
— делать вывод на основе наблюдения за изменением формы слова.
Ход урока.
1. Вводно-мотивационный этап.
— Ребята, я знаю, что вы волнуетесь. Обернитесь, поздоровайтесь с гостями. Настройтесь на работу, сделайте глубокий вдох и выдох.
— Над какой темой мы работаем в течении нескольких уроков? (Правописание безударных гласных в окончаниях существительных?)
— Какие знания необходимы для того, чтобы правильно написать безударные безударные окончания? (склонение, падеж)
— Каким способом вы пользуетесь, чтобы не допустить ошибки при написании? (учим окончания или подберем проверочное слово)
— Как думаете, всегда ли эти способы будут работать в словах? (?)
— У нас пока недостаточно материала для наблюдений.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
— Прочитайте слова. ( на доске)
— Какие вопросы я могла бы задать? (часть речи, падеж, склонение,…)
— Какие задания можно выполнить?
Задание: спишите слова в тетрадь, выделите основу, поставьте ударение, определите падеж. Если возникает непонимание, поставьте знак вопроса.
Проверка:
— В каких словах буква в окончании вызвала сомнение? Назовите слова, в которых вставили букву О, букву Е?
— Обратите внимание, на какие буквы оканчивается основа (шипящие)
— Сформулируйте тему урока. (Правописание О, Е после шипящих в окончаниях имен существительных в Тв. падеже)
— Что хотите узнать на уроке?
3. Построение проекта выхода из затруднения.
— Я предлагаю в группе посоветоваться и самостоятельно открыть секрет написания букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих. У вас на столе лежит инструкция, внимательно прочитайте ее. Вам нужно проанализировать слова, действуя по инструкции, и сделать вывод.
Инструкция.
Прочитайте слово, поставьте ударение, выделите окончание.
Выделите основу и подчеркните букву, на которую оканчивается основа.
Сделайте вывод.
Сформулируйте правило.
Если сможете, изобразите правило с помощью схемы.
Слова для анализа:
за туч…й, над рощ…й, с лапш…й, со свеч…й, за больниц…й, с огурц…м, с птиц…й, над чертеж…м, с малыш…м.
Правило:
В окончаниях имен существительных в Тв. падеже после __________________ под _________________ пишется О, без __________________ пишется Е.
Проверка.
У одной группы лист под документ-камеру, представители группы (1 или вдвоем) объясняют, как они действовали, к какому выводу пришли. Остальные проверяют.
— Были ли какие-то сомнения? В каких словах возникли затруднения?
— Можем ли мы теперь правильно написать слова в тетради, которые оставили? (дети объясняют, учитель дописывает окончания на доске).
— Давайте еще раз повторим правило.
4.Первичное закрепление.
— Любое научное открытие требует проверки и доказательства правильности. Проанализируйте ряды слов на карточке и определите, в какой строке: 1 вариант – Е, 2 вариант – О.
— Как для себя будете доказывать правильность выполнения? (ставить ударение, выделять основу и окончание)
1 вариант:
А) умниц…й, сердц…м, мяч…м;
Б) плач…м, шалаш…м, солнц…м;
В) крыш…й, пальц…м, туч…й;
Г) груш…й, кольц…м, кирпич…м
2 вариант:
А) морж…м, сторож…м, танц…м;
Б) врач…м, грач…м, помощниц…й;
В) уж..м, ключ…м, лиц…м;
Г) циркач…м, кольц…м, за зайц…м.
Проверка.
Выведено на смарт-доску. Дети объясняют, я вписываю буквы.
— Назовите нужную строку. Докажите. Почему другие строки не подходят?
— Кто может сказать, что понял, как работает это правило?
— Какие ошибки можно допустить при применении этого правила?(ударение, и т.д.)
(видела на уроке спор детей — шприцем и шприцом)
5. Групповая работа на применение нового правила.
— В любой деятельности: учебной, внеучебной важно не только иметь хорошие знания, уметь их использовать, но и ценится умение наглядно представлять свою точку зрения.
Задание: отгадайте слово, поставьте в Тв. падеж, определите гласную в окончании. Постройте график окончаний.
Бельевое изделие для вытирания лица и тела после душа (полотенце)
Приспособление в ванной для обливания водой (душ)
Палочка из воска с фитилем внутри для освещения (свеча)
Медицинское учреждение (если заболел – тебе туда) (больница)
Дом для временного проживания приезжих с обслуживанием (гостиница)
Непромокаемое пальто (плащ)
Е . . . .
О . .
1 2 3 4 5 6
Проверка: собираются и вывешиваются диаграммы всех групп, выясняются ошибки.
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
— Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке в жизни?
— Как думаете, что вам нужно изменить в себе, чтобы работать лучше?
7. Домашнее задание.
Придумайте схему к этому правилу.