Парамонова Софья Григорьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 13»
г. Нефтеюганска
Предмет: русский язык
Класс: 4 (система Л.В.Занкова)
Тема урока: : «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Тип урока. Открытие нового знания.
Цели деятельности учителя:
создать условия для усвоения детьми нового знания, научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце глаголов, развивать речь, аналитические способности, воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Планируемые результаты образования.
Личностные:
принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.
Метапредметные:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Предметные:
писать глаголы с -ться, -тся, объясняя выбор способа действия; выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Оборудование.
1.Учебник Л.В. Полякова «Русский язык» 4класс. 2 часть(1 – 4).
2.Карточки с заданиями для исследовательской работы в парах, для актуализации знаний.
3. Компьютер.
4.Листы самооценки.
Содержание урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1. | Организационный этап. Мотивация. | Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | ||
|
| Послушайте легенду. “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, — ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?” — Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? -Продолжите фразу: Если мы будем хорошо знать язык, то сможем… — А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. — Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. |
-С помощью языка люди общаются.
—Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать. | |
2.
| Этап актуализа-ции знаний.
| Цель — выявить знания детей по теме «Глагол» | ||
— С какой частью речи мы работаем последние уроки? -Вспомните, что вы знаете о глаголе. Я буду вам читать высказывания ученика, если вы согласны, пишите в строчке знак «+», если нет — знак «- «. -Глагол обозначает признак предмета. — Глаголы отвечают на вопросы что делает? что будет делать? — Глагол изменяется по числам и временам . Глагол прошедшего времени изменяется по родам. -Глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа отвечают на вопрос что делает? -Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? -Проверьте свою работу, сверяя со слайдом. -Оцените свою работу на листе самооценки. |
Глагол.
—
+ +
+
+
+
Самоконтроль .
Оценивают работу.
| |||
3.
| Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока.
| Цель — активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока. | ||
Учится — учи[ца]. Учиться — учи[ца]. Развеселится — развесели[ца]. Развеселиться — развесели[ца]. Они вернутся – они верну[ца]. -Что вы можете сказать об этих словах? -Какие вопросы у вас возникли?
— Кто догадался, какова тема нашего урока? -Какую задачу поставите перед собой? |
-Это глаголы. -Почему в одних глаголов пишется ь, в других его нет, а произносится во всех словах [ца]. -Правописание глаголов с -тся, -ться. — Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда -тся. | |||
4.
| Открытие нового знания. Наблюдение над правописанием -тся и -ться.
| Цель – организация деятельности учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала. | ||
-Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная. Составим план исследования.
-Обсудите в парах.
— К какому выводу пришли?
На слайде. глагол [ца]
что делать? что делает? что сделать? что сделает?
— ться — тся — Что вы можете сказать о глаголах , отвечающих на вопрос что делать? что сделать? — Что вы можете сказать о глаголах , отвечающих на вопрос что делает? что сделает? что сделают? — Как вы дополните свои выводы?
-Сверьте свои выводы с правилом в учебнике. -Вы решили поставленную задачу? — В результате работы что получили?
-Для чего он нужен? — Как им будете пользоваться? — Оцените свою работу. |
1.Поставить к глаголам вопросы. 2. Распределить глаголы на группы в зависимости от вопросов. 3.Выяснить. что влияет на написание -тся, — ться. 4. Сделать вывод. Работа в парах. Учиться учится Развеселиться развеселится они вернутся Что делать? что делает? Что сделать? что сделает? что сделают? -Если в глаголах на конце слышится [ца], и глагол отвечает на вопрос что делать?, что сделать?, то пишется –ться, а если отвечает на вопрос что делает?, что сделает?, то пишется -тся.
-Это глаголы неопределённой формы.
-Это глаголы 3-го лица единственного и множественного числа. глагол [ца]
что делать? что делает? что сделать? что сделает? что сделают? н. ф. 3-л. ед.ч., мн.ч.
-ться — тся Сверяют по учебнику.
-Да. — Алгоритм работы по правопи-санию –ться, -тся в глаголах.
Ответы учащихся.
Оценивают работу. | |||
5.
| Физкультминутка.
| Цель – реализация двигательной активности. |
| |
-Поблагодарите друг друга за сотрудничество, за хорошую работу. Поработали вы хорошо, отдохнём. Если я произношу глагол 3 лица единственного числа, хлопают девочки, если глагол неопределённой формы – мальчики. |
| |||
Бояться, боится, соревнуется, соревноваться, хвалится, хвалиться, играется, играться, слышится, торопится, прячется, торопиться, получается, получиться, кататься, пробежаться. |
Дети хлопают в ладоши. | |||
6. | Первичное за-крепление во внешней речи.
| Цель- применение знаний в типовых условиях. | ||
-На доске запись. Грамоте учит…ся – всегда приго-дит…ся. Друзья познают?ся в беде. Дело мастера боит…ся. Какое задание надо выполнить? Как будете работать? -Объясните смысл пословиц.
-Чему вы сейчас учились? |
Вставить, где надо ь.
— По алгоритму. Учащиеся по очереди выходит к доске, по алгоритму объясняет написание ь. Остальные записывают в тетрадь.
Оценивают работу. | |||
-Оцените свою работу. | ||||
7. | Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону | Цель – включение полученных знаний в общую систему знаний. | ||
1.Задания на индивидуальных карточках. Записать в тетрадь слова в два столбика: купает..ся, купат…ся, веселя…ся, веселит…ся, они вернут…ся, надо вернут…ся, она волнует…ся, волноват…ся, боит…ся, надо боят..ся, он води…ся. -тся -ться купается купаться веселятся веселиться они вернутся надо вернуться она волнуется волноваться боится надо бояться он водится —Оцените свою работу. |
Самоконтроль по образцу на слайде.
Оценивают работу. | |||
2. –Я буду диктовать вам слова, а вы записывайте по столбикам с –тся в левый, с –ться – в правый. Надо стремиться , она стремится, можно ошибаться, они ошибаются , он решится, нужно решиться, радоваться, радуется. -Проверьте по образцу.
она стремится надо стремиться они ошибаются можно ошибаться он решится нужно решиться радуется радоваться Оцените свою работу. |
Самоконтроль по образцу на слайде.
Оценивают работу. | |||
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Цель – организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | ||
—Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.
-Чему учились на уроке?
Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол его мы вносим. Запомни! В конце глагола никогда не пишется -ца. -Посмотрите на свои листы самооценки. — Кто считает, что выполнил эту задачу? -Кому надо ещё поработать над этой темой? | — Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда -тся. -Писать в глаголах –тся, -ться. | |||
9. | Домашнее задание. | Продолжение легенды о языке: “Хорошо, — сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”. Задание на дом: подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире». -Спасибо за работу на уроке. |
Лист самооценки. Фамилия_________________________________
Задания | Умею | Не умею | |
1 | Глагол обозначает признак предмета. |
|
|
2 | Глаголы отвечают на вопросы что делает? что будет делать? |
|
|
3 | Глагол изменяется по числам и временам . |
|
|
4 | Глагол прошедшего времени изменяется по родам. |
|
|
5 | Глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа отвечают на вопрос что делает? |
|
|
6 | Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? |
|
|
7 | Деление слов на группы. |
|
|
8 | Запись в тетрадь предложений. |
|
|
9 | Вставить в словах ь. |
|
|
10 | Запись под диктовку. |
|
|
|
|
|
|