Конспект урока русского языка
Класс: 4
Тема. Предлог. Написание предлогов со словами
Цели:
— формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;
— коррекция памяти, речи, мышления;
— воспитывать аккуратность, интерес к знанию родного языка.
Тип урока: урок изучения нового материала
Продолжительность урока: 45 минут.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с предлогами, которые развешиваются по классу, учебник, тетради
Ход урока
Организационный момент , рефлексия (слайд 2).
Учитель: Покажите, с каким настроением пришли сегодня на урок
— Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказок. А в какую именно сказку мы попадём, вы сейчас сами отгадаете. Закройте глазки и скажите волшебные слова: Крекс, фекс, пекс.
( Появляются Буратино и Мальвина.). (слайд 3)
— В какую сказку мы попали?
Дети: Буратино.
Учитель: Правильно, мы попали на урок в сказке: « Приключения Буратино».
(Буратино сидит за партой, подложив под себя ногу. Мальвина «ведёт» урок). (слайд 4)
Мальвина (строго): Сядьте прямо, вытащите из-под себя ногу, положите руки перед собой, не горбитесь… И кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино: Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Мальвина: Теперь я займусь вашим воспитанием. Первый урок — русский язык. Откройте тетрадь и запишите число.
Учитель: Ребята, давайте, и мы с вами откроем тетрадки и запишем сегодняшнее число.
( Дети в тетрадях записывают число).
Минутка чистописания. (разминка для рук)
Учитель: А теперь займёмся чистописанием. (слайд 5) У Мальвины на ленте написаны чередования букв. Определите порядок следования букв в строчке, продолжите ряд.
(запись): Бба Ббе Бби Ббо …(Ббу Ббы Ббэ Ббю Ббя).
Каков порядок букв?
— Подчеркните буквы, которые получились у вас ровными и красивыми.
Актуализация опорных знаний.
(На экране герои сказок и слова). (слайд 6)
Учитель: Однажды Мальвина, Пьеро, Буратино и Артемон сидели на лужайке и играли словами. Пьеро выбирал себе слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Какие слова отвечают на такие вопросы?
Дети: Предметы
Учитель: назовите предметы.
Дети: ключик, азбука, Дуремар.
Учитель: запишите их к себе в тетрадь.
Учитель: Мальвина выбирала слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Как называются эти слова?
Дети: Признаки предметов. (слайд 7)
Учитель: выберите признаки предметов
Дети: красивая, синее, смелый.
Учитель: запишите их к себе в тетрадь.
Учитель: Артемон выбрал слова, отвечающие на вопросы: Что делать? Что сделать?
Дети: Действия предметов (слайд 8 )
Учитель: назовите действия предметов
Дети: бегать, писать, играть.
Учитель: запишите их к себе в тетрадь. (слайд 9)
Учитель: А Буратино ничего не оставалось, как взять себе все оставшиеся слова, которые не отвечали ни на какие вопросы. Какие это слова?
Дети: в, по, на. (слайд 10)
4. Постановка проблемы.
Буратино (обиженно): Что же это за слова, если к ним даже вопроса нельзя задать? Опять мне не повезло.
Мальвина: Это очень нужные слова и ты сегодня в этом убедишься.
Учитель: Ребята, а может быть уже кто-то знает как называются эти слова? (выслушать ответы детей).
5.Словарная работа.
Учитель: А как называются эти слова вы узнаете, расшифровав слово. (слайд11 )Для этого вам надо расположить прямоугольники от самого большого до самого маленького. Какое слово у вас получилось? (слайд12 )
п
е р д
л
Предлог
о
г
Мальвина: Предлог — это греческое слово, означает « перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов.
6.Открытие нового.
Буратино: А я составил предложение с новым словом: (слайд 13 )
Буратино пишет тетради предлоги.
— Ребята, а вам нравится предложение, которое составил Буратино?
Дети: Нет, не хватает предлога.
— Какой предлог надо добавить?
Дети: в.
Учитель: Запишите предложение, которое у вас получилось.
(На экране выводятся два предложения (слайд14 ):
Буратино пишет в тетради.
Буратино пишет на тетради).
— Буратино, сравни два предложения.
Буратино: Эти предложения одинаковые.
Учитель: А вы ребята с ним согласны?.. Что общего в этих предложениях?
Дети: В конце стоит точка, по 5 слов в каждом, есть одинаковые слова.
Учитель: А чем эти предложения отличаются?
Дети: Предлогами.
Учитель: Какую роль играют предлоги в предложении?
Дети: Связывают слова по смыслу.
Учитель: Как пишутся предлоги со словами?
Дети: Раздельно.
Учитель: Давайте теперь подытожим всё, что мы узнали про предлог.
Дети: Предлог-это маленькое слово, которое служит для связи слов в предложении. Предлоги со словами пишутся раздельно.
Учитель: Чаще других употребляются следующие предлоги (вывешивается таблица предлогов). (слайд 15) Прочитайте предлоги. Назовите те из них, написание которых не совпадает с произношением.
Дети: об, под, над, из, без.
Учитель: Запишите эти слова и запомните, как они пишутся.
7. Физ. минутка.
— А теперь я проверю, как вы хорошо знаете предлоги. Я буду называть предлоги и предметы. Если произнесу предмет — поднимите руки вверх и потянитесь. Услышав предлог — присядьте.
Огонь, о, котёл, без, под, тина, черепаха, около, дружба, над, пиявка, про.
8. Развитие речи.
Учитель: Закончив рассказывать материал урока, Мальвина велела Буратино зарубить его себе на носу. На что тот охотно согласился и заметил. (слайд16 )
Буратино: Благодаря тому, что у меня такой длинный нос, я ещё многое смогу себе зарубить.
Учитель: Ребята, а что значит: зарубить на носу?
Предположения детей.
— (слайд 17) «Зарубить на носу» означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Учитель: Запишите себе в тетрадях: зарубить на носу.
9. Первичное закрепление.
— А теперь я вам даю такое задание. Найти в стихотворении слова с предлогами, выписать их себе в тетрадь. Буратино вам будет помогать. (слайд 18 )
1группа:
Божья коровка ползёт по листку:
« Я на листке посижу, отдохну».
Дождик закапал, закрыл горизонт:
« Спрятаться надо под лист, как под зонт».
2 группа:
Шмель ромашку повстречал,
Он к ромашке подлетал,
Над ромашкою кружил,
Хоровод вокруг водил.
3 группа:
У скворечника скворец,
Первый житель — удалец,
За скворечник залетал,
Под скворечник подлетал,
На скворечнике сидел,
Всю округу оглядел.
— Молодцы, справились с заданием. Вот вам другая задачка. По классу развешаны предлоги. Подберите подходящие предлоги к словам, написанным на доске. (слайд 19)
( Два человека работают у доски).
В театре, за столом, у дерева, на полу, к берегу.
Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили это задание.
10. Повторение.
— А теперь задание для вас, ребята. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
( Текст выведен на экране). (слайд 20)
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Учитель: поменяйтесь тетрадками и давайте проверим, как вы выполнили задание. (слайд 21)
11. Итог урока. Рефлексия.
— Покажите свое настроение в конце урока
-Понравился вам урок?
Буратино: ребята, большое спасибо за то, что помогли мне выполнить все задания Мальвины. (слайд 22 )
— Я хочу пожелать вам, чтобы в ваших тетрадках всегда стояли только одни «пятёрки», вы учились прилежно и старательно. (слайд 23 )
Учитель: Ребята, с каким маленьким словом мы познакомились? Закончите предложения (на экране) (слайд 24):
Предлоги – это маленькие…слова, которые служит для … связи слов в предложении и со словами пишутся …раздельно.
12. Домашнее задание.
Учитель: стр. 119, упр. 2
— Спасибо за урок!