Урок русского языка 4 в класс по программе Л.В. Занкова
Рахимова Наталья Минифлеровна – МАОУ «СОШ№5»
Тема: Согласование имен прилагательных с именами существительными.
Цели: способствовать формированию представления о связи согласования прилагательных с существительными.
Задачи:
актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании;
дать представление о связи согласования прилагательных и существительных;
продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятии «словосочетание»; умеют различать части речи.
Личностные: положительное отношение к учению; желание совершенствовать имеющиеся знания, умения, навыки;
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные: делать обобщения и выводы;
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы учителя; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование ученика: рабочая тетрадь, учебник.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
Мотивации к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
| Долгожданный дан звонок Начинается урок. Время даром не теряем, На вопросы отвечаем. Не пройдёт наш даром труд, Знанья пользу принесут. — Работа в тетрадях – Запись числа. Классная работа. | Включение учащихся в деловой ритм урока. Устные сообщения учителя. | Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой. | Р. – саморегуляция. К. – планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Л. – формирование положительного отношения к учению. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
| Словарно-орфографическая работа
Посмотрите на это изображение. Слайд 2 (СХЕМА)
О ИЙ
– Новое слово из словаря вы узнаете, если вместо каждого круга поставите соответствующую ему букву. – Можете ли вы определить, к какой части речи это слово относится? Почему? – Итак, букве Ч – соответствует белый круг; букве Г – круг, у которого заштрихована 1/2 часть; букве У – полностью заштрихованный круг; букве М – круг, у которого заштриховано 1/4 части. – Какое слово вы составили? (Могучий) Слайд 3 (МОГУЧИЙ) – Какую гласную в написании этого слова надо запомнить? — Запишите это слово, выделяя орфограмму. — Подберите к нему однокоренное слово. (Могущественный) — Как оно будет писаться? — Выделите корень в этих словах. (Могучий, могущественный) — Как пишется корень в однокоренных словах? (Единообразно) — Про что так говорят или про кого так говорят? — Подберите синонимы к этому слову. (Сильный, мощный, большой) – Составьте словосочетания с этим словом — Обратите внимание на схему. Составьте по ней словосочетания. Слайд 4 (схема)
– Что вам для этого необходимо сделать? (Изменить окончание) — Какое слово отсутствует? Докажите. — На какой грамматический признак указывают окончания в данной схеме? (Род) – От чего зависит окончание имени прилагательного? — Запишем эти словосочетания в столбик, выделим окончание у имен прилагательных. — По каким признакам согласуются прилагательные с существительными? (Могучий дуб, могучее небо, могучая ель) — Что мы записали? (Словосочетания)? — Что называется словосочетанием? — Покажите эту связь (главное – сущ, зависимое – прил) | Выявление уровня знаний учащихся.
| Выполняют задание, тренируют способности к учебной деятельности, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), учебные навыки. Решение проблемного вопроса.
| Р. – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П. – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. К. – умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
|
Постановка темы урока и цели
Цель: выявление места и причин затруднения. | — Исходя из словарно-орфографической работы, определите тему нашего урока? (Согласование имени прилагательного с именем существительным) Слайд 5 (тема) — На какие вопросы мы должны найти ответ? Слайд 6 (вопросы)
Практические задачи Доказать по грамматическим признакам согласуются прилагательные и существительными. Учиться доказывать правильность написания окончаний имен прилагательных | Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации. | Постановка целей, формулирование темы урока. | Р: целеполагание (принимают и сохраняют учебную цель и задачу). К:. инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. П: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, постановка вопросов, логическое – формулирование проблемы. |
Открытие нового знания
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению. | —Физминутка
— Можете ли вы ответить на какой — либо поставленный вопрос? — Давайте проверим ваши рассуждения, поработав над упр.114 — Прочитайте только первый абзац текста. — Какие задания предложите к этому отрывку? — Выписать словосочетания (Прил.+сущ.), указать грамматические признаки обеих частей речи, выделяя окончания. ВЫВОД: Почему связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается) По каким грамматическим признакам прилагательное согласуется с существительным? (в роде, числе и падеже) Слайд 7 (правило) Согласование — это вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде числе и падеже. Главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным (зимний дуб). | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели, выполняют его. | Л: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
|
Итог урока
Цель: включение открытия в систему знаний, умение делать выводы | — Нужен ли был тебе сегодня этот урок? Если нужен, то почему? Как тебе это поможет тебе дальше? — Почему связь прилагательного и существительного называется согласованием? — По каким признакам согласуется прилагательное и существительное? — Может ли прилагательное согласовываться с другими частями речи? Почему? (Обозначает признак предмета, описывает только предметы) — А почему в учебниках сначала изучают имена существительные, а потом имена прилагательные? – Как не ошибаться в написании окончаний имен прилагательных? — Была ли решены задачи урока? |
|
| К: объективно оценивать себя. Р: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
|
Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка результатов деятельности. | Игра: “Веришь – не веришь”. (Ответы детей с помощью жестов. Верю две руки вверх, не верю – одна рука вверх) — А верите ли вы, что род прилагательного зависит от существительного? — А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных? — А верите ли вы, что у прилагательных женского рода: ый, ий, ой? — А верите ли вы, что у прилагательных среднего рода окончания: ое.ее? — А верите ли вы, что у прилагательных во множественном числе можно определить род? Слайд 8 Спасибо за работу! | Организации рефлексии. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. | Р. — ролевая саморегуляция; оценка (рефлексия). К: умение выражать свои мысли. Л: смыслообразование. П: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. |