Конспект урока для 4 класса «Три типа склонения имен существительных»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Каргатская средняя общеобразовательная школа №3







Номинация

«Лучший урок с использованием ЦОР»

Русский язык

4 класс






Автор: Москвина Ирина Михайловна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория






г. Каргат

2012 год

Тема: «Три типа склонения имен существительных».

Цель: формирование умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи:

  • Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.

  • Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

  • Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», толковый словарь, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, тренажер к учебнику Т.Г. Рамзаевой Русский язык 4 класс, ЦОРы, интернет ресурсы.




ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация урока

— Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос – Зачем нужна грамматика? (Слайд 2)

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.

  1. Чистописание, словарная работа.

(Слайд 3) (На доске написаны слова Ж…лище, д…ректор, к…лограмм, б…лет, р…сунок)

— Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания? (И)

(Слайд 4)— С каким новым слово мы познакомились? (килограмм)

Посмотрите по словарю, что оно обозначает.

(Слайд 4) (ссылка) http://dic.academic. ru/dic.nsf/ogegova/82590

— Составьте предложение с этим словом.

— Что объединяет эти слова (Пишется буква И, имена существительные)

(Слайд 4) (ссылка Кроссворд — Вопросы на повторение знаний) http://puzzlecup.com/?guess=C873FAEB31CF74E1

  1. Постановка проблемной задачи

На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.

(Слайд 5) Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

— К какой части речи относятся выделенные слова? (Имена существительные)

— Определите род и падеж в выделенных именах существительных. по улице и по площади? (В дательном падеже, ж.р.)

— Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом, имеют один и тот же род?

— Как вы думаете, о каких признаках им.сущ. будем говорить на уроке? (Склонение)

5 . Изучение нового материала.

(Слайд 6) Тема: «Три типа склонения имен существительных».

(Слайд 7)Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
(На доске записаны слова)

(Слайд 8) Конь, вода, земля, мужчина, стол, окно, степь, дядя.

— По каким признакам можно разделить слова на группы?

Работа в группах (Каждая группа рассматривает склонение имен существительных и распределяет на группы слова, обращая внимание на окончание и род)

(Слайд 9 ) — Какие существительные имеют при склонении одинаковые окончания, определите их род.

-Какие слова получились в каждой группе?

— Сделайте вывод на какие три типа делится склонение им.сущ.

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить Три типа склонения.

(Слайд 10) ссылка https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/04d079eb-4a70-4fe3-b5a8-701ff5c4f8f3/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BTQ_077%5D.html

Прочитайте правило на стр.76. Правильно ли сделали вывод?

Тренажер к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык

Тема «Три склонения имен существительных»

1, 2, 3 подсказки


6.Первичное закрепление.

Фронтальная работа.

(Слайд 11) Используя памятку выполните тест https://LearningApps.org/160070 (выходят к доске и выбирают правильный ответ)

— Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

6. (Физминутка) (Слайд 12)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в группах:

1 группа — Спишите предложения, у существительных определите склонение. В третьем предложении найти грамматическую основу.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

2 группа — Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. В последнем предложении определите части речи.

Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

3 группа — Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.


4 группа – работает у компьютера

(Слайд 12) (ссылка) https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98720c08-3a5c-4884-8e2c-55e2640fb34e/%5BNS-RUS_4-05%5D_%5BQS_071%5D.html

Межпредметная связь. Во время работы включается фонограмма с голосами птиц

Проверка.

— Как вы определили склонение у существительных? ( Поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)

— Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?

  1. Домашнее задание. (Слайд 21)

1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень — упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

  1. Рефлексия деятельности

(Слайд 13) — Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ — 3 скл.) (По щелчку мыши открыть склонения)

— С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).

(Слайд 14 – 19 ) Тест

(Слайд 20) Оцените свою работу на уроке. У каждого четыре кружка.

Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
— Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
— А зачем мы этим занимались?
— Какие открытия сделали сегодня  для себя на уроке?
(Слайд 21) Ссылка

https://paint.kards.qip.ru/compose/edit/2292/?card_id=275326 – спасибо за урок

Приложение


1 группа

Спишите предложения, у существительных определите склонение. В третьем предложении найти грамматическую основу.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.






2 группа

Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. В последнем предложении определите части речи.

Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.





3 группа –

Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.























И.п.

конь

вода

земля

слон

степь

море

дядя

село

Р.п.

коня

воды

земли

слона

степи

моря

дяди

села

Д.п.

коню

воде

земле

слону

степи

морю

дяде

селу

В.п.

коня

воду

землю

слона

степь

море

дядю

село

Т.п.

конем

водой

землей

слоном

степью

морем

дядей

селом

П.п.

о коне

о воде

о земле

о слоне

о степи

о море

о дяде

о селе











Свежие документы:  Конспект урока на тему "М. М. Зощенко Великие путешественники"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: