Муниципальное казенное образовательное учреждение
Каргатская средняя общеобразовательная школа №3
Номинация
«Лучший урок с использованием ЦОР»
Русский язык
4 класс
Автор: Москвина Ирина Михайловна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
г. Каргат
2012 год
Тема: «Три типа склонения имен существительных».
Цель: формирование умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи:
Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.
Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», толковый словарь, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, тренажер к учебнику Т.Г. Рамзаевой Русский язык 4 класс, ЦОРы, интернет ресурсы.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Мотивация урока
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.
Чистописание, словарная работа.
(Слайд 3) (На доске написаны слова Ж…лище, д…ректор, к…лограмм, б…лет, р…сунок)
— Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания? (И)
(Слайд 4)— С каким новым слово мы познакомились? (килограмм)
Посмотрите по словарю, что оно обозначает.
(Слайд 4) (ссылка) http://dic.academic. ru/dic.nsf/ogegova/82590
— Составьте предложение с этим словом.
— Что объединяет эти слова (Пишется буква И, имена существительные)
(Слайд 4) (ссылка Кроссворд — Вопросы на повторение знаний) http://puzzlecup.com/?guess=C873FAEB31CF74E1
Постановка проблемной задачи
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
(Слайд 5) Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
— К какой части речи относятся выделенные слова? (Имена существительные)
— Определите род и падеж в выделенных именах существительных. по улице и по площади? (В дательном падеже, ж.р.)
— Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом, имеют один и тот же род?
— Как вы думаете, о каких признаках им.сущ. будем говорить на уроке? (Склонение)
5 . Изучение нового материала.
(Слайд 6) Тема: «Три типа склонения имен существительных».
(Слайд 7)Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
(На доске записаны слова)
(Слайд 8) Конь, вода, земля, мужчина, стол, окно, степь, дядя.
— По каким признакам можно разделить слова на группы?
Работа в группах (Каждая группа рассматривает склонение имен существительных и распределяет на группы слова, обращая внимание на окончание и род)
(Слайд 9 ) — Какие существительные имеют при склонении одинаковые окончания, определите их род.
-Какие слова получились в каждой группе?
— Сделайте вывод на какие три типа делится склонение им.сущ.
С помощью рода и окончания существительного мы можем определить Три типа склонения.
(Слайд 10) ссылка https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/04d079eb-4a70-4fe3-b5a8-701ff5c4f8f3/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BTQ_077%5D.html
— Прочитайте правило на стр.76. Правильно ли сделали вывод?
Тренажер к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык
Тема «Три склонения имен существительных»
1, 2, 3 подсказки
6.Первичное закрепление.
Фронтальная работа.
(Слайд 11) Используя памятку выполните тест https://LearningApps.org/160070 (выходят к доске и выбирают правильный ответ)
— Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).
6. (Физминутка) (Слайд 12)
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа в группах:
1 группа — Спишите предложения, у существительных определите склонение. В третьем предложении найти грамматическую основу.
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.
2 группа — Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. В последнем предложении определите части речи.
Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.
3 группа — Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.
4 группа – работает у компьютера
(Слайд 12) (ссылка) https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98720c08-3a5c-4884-8e2c-55e2640fb34e/%5BNS-RUS_4-05%5D_%5BQS_071%5D.html
Межпредметная связь. Во время работы включается фонограмма с голосами птиц
Проверка.
— Как вы определили склонение у существительных? ( Поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)
— Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?
Домашнее задание. (Слайд 21)
1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.
2 уровень — упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.
Рефлексия деятельности
(Слайд 13) — Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ — 3 скл.) (По щелчку мыши открыть склонения)
— С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).
(Слайд 14 – 19 ) Тест
(Слайд 20) Оцените свою работу на уроке. У каждого четыре кружка.
Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
— Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
— А зачем мы этим занимались?
— Какие открытия сделали сегодня для себя на уроке?
(Слайд 21) Ссылка
https://paint.kards.qip.ru/compose/edit/2292/?card_id=275326 – спасибо за урок
Приложение
1 группа
Спишите предложения, у существительных определите склонение. В третьем предложении найти грамматическую основу.
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.
2 группа
Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. В последнем предложении определите части речи.
Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.
3 группа –
Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.
|
|
|
|
|
|
|
| |
И.п. | конь | вода | земля | слон | степь | море | дядя | село |
Р.п. | коня | воды | земли | слона | степи | моря | дяди | села |
Д.п. | коню | воде | земле | слону | степи | морю | дяде | селу |
В.п. | коня | воду | землю | слона | степь | море | дядю | село |
Т.п. | конем | водой | землей | слоном | степью | морем | дядей | селом |
П.п. | о коне | о воде | о земле | о слоне | о степи | о море | о дяде | о селе |
| |
|
|
|
|
|
|
|