Урок литературного чтения в 4 -ом классе
Тема урока: Употребление имен прилагательных в речи
Цели урока:
1)Определить роль имен прыгательных в речи.
2) Научить использовать имена прилагательные в прямом и переносном значении, обогащать речь синонимами и антонимами.
Оборудование урока: Учебник Рамазаевой Т.Г. русский язык для 4 класса, рабочие тетради, предметные и сюжетные картинки.
План урока:
I. Мотивационно – целевой этап.
1) Психологический настрой «Мои глазки будут смотреть и все видеть,
Мои ушки слушать и все слышать
Моя головка будет думать и все понимать»
2) Каллиграфическая минутка «Запиши буквы по цветам радуги» (какое стихотворение вам поможет вспомнить цвета радуги?), «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» К Ж О З Г С Ф соотнести написанное с каллиграфическим образцом. (самопроверка, оценка в лист контроля).
3) Разделить слова на две группы, записать их. Морозный, цветок, белочка, летний. Разобрать слова по составу.
Учитель: «По какому принципу делили слова на группы. Назовите имена прилагательные и имена существительные. Что мы знаем об имени прилагательном. Спросите друг у друга по алгоритму (алгоритм на доске)
– Что обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
– Как изменяется?
— Чем является в предложении?
— Как написать оканчание в имени прилагательном?
Совпадает ли оканчание имени прилагательного с оканчанием в вопросе?
Учащиеся отвечают в парах, затем вслух задают друг другу вопросы. Метод «Вопрос- ответ» Оценка учителя в лист ответа.
II. Операционно-познавательный этап.
Учитель: «Что вы еще не знаете об имени прилагательном?» Самую важную и основную информацию дают имена существительные и глаголы.
Какую же роль играют в речи имена прилагательные? – Это тема нашего урока. Определим цели.( Ответы учащихся):
— Показать роль прилагательных в речи и научится использовать имена прилагательные в прямом и переносном значении.
2) Игра «Угадай предмет».Учитель дает описание предметам, учащиеся по описанию определяют предметы: Петух, арбуз, ковер, ворона, сорока, белка (предметные картинки). Вывод: Какая часть речи помогла нам в описании?
3) А теперь понаблюдаем какую роль выполняют имена прилагательные в описании природы.
а) Стр.70 упр.270 чтение в парах. Первый ученик читает первую часть, второй ученик вторую в) чтение вслух.
Учитель:- В каком тексте более ярко описана природа, почему? Докажите. Учащиеся называют сочетания прилагательных и существительных со второй части, затем записывают их в тетради с комментированием. Вывод по учебнику.
III. Закрепление знаний 1)Учитель: «Сегодня мы побываем в гостях у сказки, назовите сказку по иллюстрации (на обороте доски иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»)». Главные действующие герои сказки. Опешите героев используя антонимы:
Старик (добрый, простой)
Старуха (злая, жадная)
Рыбка (щедрая благодарная)
Дайте характеристику этим героям.( запись с комментированием) .
Вывод: прилагательные используются для описания характеров героев.
2) Аукцион. Назовите сказки с прилагательным в названии. Устно. Оцените себя по знанию сказок по критериям.
3) Учитель: «Пословицы, как и сказки – наставляют, предостерегают, высмеивают плохие качества характера. В них кроме прямого значения скрыто и переносное. Чтение и запись двух пословиц. (самостоятельно) Назовите переносное значение.
4) Работа с синонимами. Прочитать синонимы стр.71. продолжить синонимический ряд. Красивый, прекрасный (использовать словарь синонимов). В парах. Оценка учителя.
IV. Рефлексия.
Учитель: «Вспомнить о чем мы говорили на уроке. Составим пятистишье по теме «Имя прилагательное»
Домашнее задание: Написать Эссэ по началу.
Если бы у меня был Светик –семицветик, я бы загадал желание……
Оценки за урок по листу ответов.