Конспект урока для 4 класса «Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения»

Конспект урока

Учитель: Гаврилова Галина Петровна

Предмет: русский язык

Класс:

Тема урока: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.

Тип урока: урок — рефлексия

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи:

— выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных, применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений;

— формировать у учащихся способность к рефлексии;

— развивать навыки безошибочного написания безударных падежных окончаний имен существительных;

— отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:

— осознавать роль языка в жизни людей;

— понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

— уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

— самостоятельно формировать тему и цели урока;

— составлять план решения учебной проблемы;

— работать по плану.

Познавательные:

— перерабатывать и преобразовать информацию из одной формы в другую;

— строить рассуждения;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— оформлять свои мысли в письменной речи;

— слушать и слышать других;

— договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.


Предметные:

— различать существительные 1,2,3 склонения;

— правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.

Оборудование: план урока, схема «Имя существительное», карточки.


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обучающие структуры и мыслительные приемы

1.Мотивация к уроку

1 мин

— Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте партнеров по плечу, по лицу. Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. С каким настроением вы пришли сегодня на урок, покажите мне. И начнем наш урок. Я хочу, чтобы вы были сегодня предельно внимательны и активными на уроке. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учащиеся приветствуют друг друга, в тетрадях пишут число, классная работа.

ДАБЛ ФАМС

2.Актуализация опорных знаний

10 мин

— Ребята, посмотрите в окно. Какое время года у нас сейчас, правильно зима. Я хочу, чтобы вы, используя структуру ДЖОТ ТОТС, написали мне любые слова на тему «Зима», слова могут быть любой части речи.

— Итак, партнер № 1 берет лист бумаги, делит его пополам и передает партнеру по плечу, дальше делим листочек еще пополам и передаем партнеру по лицу и делим ваш листочек еще на 4 части. Разделили, покажите мне, молодцы. Итак, начнем работу, пишем любые слова на тему «Зима».

— Чей стол готов, покажите это мне. Молодцы.

— А сейчас я даю вам 1 минуту, чтобы вы перечитали все эти слова

Учащиеся готовят карточки для структуры

ДЖОТ ТОТС, записывают по очереди слова на тему «Зима».











Стол, который закончил, поднимают руки.

Каждый из учащихся внимательно читает все слова.

ДЖОТ ТОТС



— А теперь, посоветуйтесь и разложите все слова по группам, назовите каждую группу.

— Чей стол готов, покажите это мне. Молодцы.

— Сколько групп у вас получилось? Стол №… . У кого столько же, встаньте. Спасибо, садитесь.

— На какие группы вы разложили слова? Стол №…

— Прочитайте слова, которые в группе «прилагательные», в группе «глаголы» и в группе «существительные». Спасибо.

Учащиеся раскладывают все слова по категориям.

Учащиеся одного стола отвечают на сколько групп они разделили все слова, остальные встают, если у них столько же.

СОРТ КАРДС







ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН



Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?

— у вас на столе лежат карточки, которые помогут вам вспомнить все об имени существительном. Я даю вам 1 минуту, чтобы вы собрали схему. Время вышло, все успели? Молодцы.

— Что мы знаем об имени существительном?

— Назовите изменяемые признаки существительного?

— Назовите постоянные признаки существительного?

— Что мы знаем о склонении имени существительного?

— Какие существительные относятся к 1-му склонении.?

— Какие сущ. Относятся ко 2-му склонении.?

— Какие сущ. Относят к 3-му склонению?

— Как мы определяем склонение существительного?



Расскажите алгоритм.

Молодцы!


Учащиеся собирают схему и устно отвечают что они знают об имени существительном.



У: часть речи, отвечает на вопрос КТО?, ЧТО?, называет предмет.

У: число, падеж.

У: род, склонение.

У: Сущ. Бывают 1,2,3 склонения.







Учащиеся рассказывают алгоритм:

1. Ставим сущ. в начальную форму

2. определяем род

3. определяем окончание.



2 мин.

Работа в группах:

У вас на столах лежат карточки с высказываниями, которые относятся к имени существительному. Среди них одно утверждение верное, а другое неверное. Ваша задача: Прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверное, то знак -. Проверьте свое утверждение с помощью волшебных слов.

1 группа

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и,-ы, в дательном и предложном падеже окончание –е.





+

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.





_







2 группа



1.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.



+

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.



_



3 группа

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.


2.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .



+

Послушаем наши группы.

Сделаем вывод. Учащиеся делают вывод, учитель на доске вывешивает таблицы.

Учащиеся в группе работают по карточкам, доказывают свое утверждение.









































































Сущ. 1 склонения в Р.п имеют окончание –и,-ы, а Д.п. и П.п. окончание –е.

Сущ. 2 скл. П.п. –окончание –е.

Сущ 3 скл. – в Р.п, Д.п., П.п – окончание –и.







3.Постановка цели и задач урока

2 мин

— Ребята, а какова же тема сегодняшнего урока?

— А чему мы должны научиться?

— А какие падежные окончания существительных труднее написать, которые под ударением или безударные?

Безударные падежные окончания имен существительных.

Научится правильно писать безударные падежные окончания.



4. Работа над решением поставленных задач.

10 мин

2 мин





























3 мин





















4 мин

Вспомним алгоритм написания безударного окончания имен существительных.

























— А теперь давайте попробуем применить наши знания на практике. У вас на столах лежат желтые карточки. Возьмите их, как вы видите ваша задача правильно написать безударное окончание. Прочитайте, подумайте и запишите эти предложения в тетрадь, докажите, почему именно это окончание должно быть, а потом вы обсудите это в команде.



На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая белка.

Написали, а теперь расскажите своим партнерам по столу, что у вас получилось, начинает партнер № 1.

Опрос учащихся.

— стол № .. партнер №,,,, все ли справились с заданием? В чем они ошиблись? Давайте проверим, как нужно было это сделать.

— А теперь немного отдохнем.



Алгоритм написания безударного окончания имен существительных.



1. Определяю склонение

2. определяю падеж

3. вспоминаю какое окончание имеет это существительное в этом падеже

4. проверяю по слову-помощнику







Учащиеся пишут работу в тетради, затем проговаривают это по кругу в группе.



































ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

5.Физкультминутка

5 мин

— Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению, вы встанете

Ко 2 склонению – поднимите руки вверх.

К 3 склонению – хлопаете в ладоши один раз.

Будьте внимательны и постарайтесь запоминать слова.



Заря, степь, свобода, багаж, вокзал, колесо, команда, шоссе, рожь, экскурсия.

— Ребят, а какие слова я называла? Правильно-словарные.

— Запишите по два слова 1,2,3 склонения.

— какие слова записали?

Учащиеся выполняют задание:

заря – встали

степь-хлопаем

свобода-встали

багаж-руки

вокзал-руки

колесо –руки

команда-встали

шоссе-руки

рожь-хлопаем

экскурсия-встали.



6. Включение в систему знаний

8мин

Ребята, найдите на столах белые карточки. Ваша задача записать слова в тетрадь, определить склонение и падеж существительного.



С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке.



-А сейчас вы будете в роли учителя. Обменяйтесь тетрадями с портером по лицу и проверьте по эталону на экране.

— Оцените работу своих соседей.

Без ошибок -5,

1,2 ошибки – 4,

3 ошибки – 3,

больше 3 -2.

— Поставьте отметку на поля. Кто получил 5-встаньте, встаньте у кого 4, молодцы ребята, вы заслужили чир.

Индивидуальная работа учащихся с взаимопроверкой.

















ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН

7. Повторение

5 мин

— А на последок, давайте проверим как вы усвоили тему сегодняшнего урока и сделаем небольшой тест. Вопросы будут на экране, а вы в тетради запишите только букву с правильным ответом.

— Поднимите руку, у кого получилось слово. Какое слово получилось. Правильно СМОГУ. Значит, у вас все получится и вы сможете правильно писать безударные окончания существительных. А у кого не получилось, значит, еще раз повторят дома эту тему.

Учащие выполняют тест в тетради



8. Итог урока

2 мин

— давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

— научились ли мы определять безударные окончания существительных?

Мы должны были научиться правильно писать безударные окончания существительных.



9. Рефлексия

3мин

— вот и заканчивается наш урок.

-оцените, пожалуйста, себя на уроке, посмотрите на экран и поставьте на полях тетради тот знак, который подходит вам:

+ — знаю и умею применять

! – знаю, но не всегда могу применять

?- не уверен в своих знаниях

— -пока не знаю и не умею.

Запишите домашнее задание: На столах у вас два вида карточек по уровню сложности, 1 карточка, полегче, вторая сложнее. Выберете то задание, с которым вы точно справитесь.

Спасибо за урок!





Свежие документы:  Методическая разработка урока по английскому языку в 4 классе “HealthyLife”



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: