Конспект урока
Учитель: Гаврилова Галина Петровна
Предмет: русский язык
Класс: 4а
Тема урока: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.
Тип урока: урок — рефлексия
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи:
— выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных, применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений;
— формировать у учащихся способность к рефлексии;
— развивать навыки безошибочного написания безударных падежных окончаний имен существительных;
— отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Личностные:
— осознавать роль языка в жизни людей;
— понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;
— уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
— самостоятельно формировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы;
— работать по плану.
Познавательные:
— перерабатывать и преобразовать информацию из одной формы в другую;
— строить рассуждения;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— оформлять свои мысли в письменной речи;
— слушать и слышать других;
— договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Предметные:
— различать существительные 1,2,3 склонения;
— правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.
Оборудование: план урока, схема «Имя существительное», карточки.
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие структуры и мыслительные приемы | |||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к уроку | 1 мин | — Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте партнеров по плечу, по лицу. Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. С каким настроением вы пришли сегодня на урок, покажите мне. И начнем наш урок. Я хочу, чтобы вы были сегодня предельно внимательны и активными на уроке. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Учащиеся приветствуют друг друга, в тетрадях пишут число, классная работа. | ДАБЛ ФАМС | ||||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний | 10 мин | — Ребята, посмотрите в окно. Какое время года у нас сейчас, правильно зима. Я хочу, чтобы вы, используя структуру ДЖОТ ТОТС, написали мне любые слова на тему «Зима», слова могут быть любой части речи. — Итак, партнер № 1 берет лист бумаги, делит его пополам и передает партнеру по плечу, дальше делим листочек еще пополам и передаем партнеру по лицу и делим ваш листочек еще на 4 части. Разделили, покажите мне, молодцы. Итак, начнем работу, пишем любые слова на тему «Зима». — Чей стол готов, покажите это мне. Молодцы. — А сейчас я даю вам 1 минуту, чтобы вы перечитали все эти слова | Учащиеся готовят карточки для структуры ДЖОТ ТОТС, записывают по очереди слова на тему «Зима».
Стол, который закончил, поднимают руки. Каждый из учащихся внимательно читает все слова. | ДЖОТ ТОТС | ||||||||||||||||||||||
|
| — А теперь, посоветуйтесь и разложите все слова по группам, назовите каждую группу. — Чей стол готов, покажите это мне. Молодцы. — Сколько групп у вас получилось? Стол №… . У кого столько же, встаньте. Спасибо, садитесь. — На какие группы вы разложили слова? Стол №… — Прочитайте слова, которые в группе «прилагательные», в группе «глаголы» и в группе «существительные». Спасибо. | Учащиеся раскладывают все слова по категориям. Учащиеся одного стола отвечают на сколько групп они разделили все слова, остальные встают, если у них столько же. | СОРТ КАРДС
ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН | ||||||||||||||||||||||
|
| Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном? — у вас на столе лежат карточки, которые помогут вам вспомнить все об имени существительном. Я даю вам 1 минуту, чтобы вы собрали схему. Время вышло, все успели? Молодцы. — Что мы знаем об имени существительном? — Назовите изменяемые признаки существительного? — Назовите постоянные признаки существительного? — Что мы знаем о склонении имени существительного? — Какие существительные относятся к 1-му склонении.? — Какие сущ. Относятся ко 2-му склонении.? — Какие сущ. Относят к 3-му склонению? — Как мы определяем склонение существительного?
Расскажите алгоритм. Молодцы!
| Учащиеся собирают схему и устно отвечают что они знают об имени существительном.
У: часть речи, отвечает на вопрос КТО?, ЧТО?, называет предмет. У: число, падеж. У: род, склонение. У: Сущ. Бывают 1,2,3 склонения.
Учащиеся рассказывают алгоритм: 1. Ставим сущ. в начальную форму 2. определяем род 3. определяем окончание. |
| ||||||||||||||||||||||
| 2 мин. | Работа в группах: У вас на столах лежат карточки с высказываниями, которые относятся к имени существительному. Среди них одно утверждение верное, а другое неверное. Ваша задача: Прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверное, то знак -. Проверьте свое утверждение с помощью волшебных слов. 1 группа
2 группа
3 группа
Послушаем наши группы. Сделаем вывод. Учащиеся делают вывод, учитель на доске вывешивает таблицы. | Учащиеся в группе работают по карточкам, доказывают свое утверждение.
Сущ. 1 склонения в Р.п имеют окончание –и,-ы, а Д.п. и П.п. окончание –е. Сущ. 2 скл. П.п. –окончание –е. Сущ 3 скл. – в Р.п, Д.п., П.п – окончание –и.
|
| ||||||||||||||||||||||
3.Постановка цели и задач урока | 2 мин | — Ребята, а какова же тема сегодняшнего урока? — А чему мы должны научиться? — А какие падежные окончания существительных труднее написать, которые под ударением или безударные? | Безударные падежные окончания имен существительных. Научится правильно писать безударные падежные окончания. |
| ||||||||||||||||||||||
4. Работа над решением поставленных задач. | 10 мин 2 мин
3 мин
4 мин | — Вспомним алгоритм написания безударного окончания имен существительных.
— А теперь давайте попробуем применить наши знания на практике. У вас на столах лежат желтые карточки. Возьмите их, как вы видите ваша задача правильно написать безударное окончание. Прочитайте, подумайте и запишите эти предложения в тетрадь, докажите, почему именно это окончание должно быть, а потом вы обсудите это в команде.
На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая белка.
Написали, а теперь расскажите своим партнерам по столу, что у вас получилось, начинает партнер № 1. Опрос учащихся. — стол № .. партнер №,,,, все ли справились с заданием? В чем они ошиблись? Давайте проверим, как нужно было это сделать. — А теперь немного отдохнем.
| Алгоритм написания безударного окончания имен существительных.
1. Определяю склонение 2. определяю падеж 3. вспоминаю какое окончание имеет это существительное в этом падеже 4. проверяю по слову-помощнику
Учащиеся пишут работу в тетради, затем проговаривают это по кругу в группе. |
ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН | ||||||||||||||||||||||
5.Физкультминутка | 5 мин | — Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению, вы встанете Ко 2 склонению – поднимите руки вверх. К 3 склонению – хлопаете в ладоши один раз. Будьте внимательны и постарайтесь запоминать слова.
Заря, степь, свобода, багаж, вокзал, колесо, команда, шоссе, рожь, экскурсия. — Ребят, а какие слова я называла? Правильно-словарные. — Запишите по два слова 1,2,3 склонения. — какие слова записали? | Учащиеся выполняют задание: заря – встали степь-хлопаем свобода-встали багаж-руки вокзал-руки колесо –руки команда-встали шоссе-руки рожь-хлопаем экскурсия-встали. |
| ||||||||||||||||||||||
6. Включение в систему знаний | 8мин | Ребята, найдите на столах белые карточки. Ваша задача записать слова в тетрадь, определить склонение и падеж существительного.
С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке.
-А сейчас вы будете в роли учителя. Обменяйтесь тетрадями с портером по лицу и проверьте по эталону на экране. — Оцените работу своих соседей. Без ошибок -5, 1,2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, больше 3 -2. — Поставьте отметку на поля. Кто получил 5-встаньте, встаньте у кого 4, молодцы ребята, вы заслужили чир. | Индивидуальная работа учащихся с взаимопроверкой. |
ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН | ||||||||||||||||||||||
7. Повторение | 5 мин | — А на последок, давайте проверим как вы усвоили тему сегодняшнего урока и сделаем небольшой тест. Вопросы будут на экране, а вы в тетради запишите только букву с правильным ответом. — Поднимите руку, у кого получилось слово. Какое слово получилось. Правильно СМОГУ. Значит, у вас все получится и вы сможете правильно писать безударные окончания существительных. А у кого не получилось, значит, еще раз повторят дома эту тему. | Учащие выполняют тест в тетради |
| ||||||||||||||||||||||
8. Итог урока | 2 мин | — давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? — научились ли мы определять безударные окончания существительных? | Мы должны были научиться правильно писать безударные окончания существительных. |
| ||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия | 3мин | — вот и заканчивается наш урок. -оцените, пожалуйста, себя на уроке, посмотрите на экран и поставьте на полях тетради тот знак, который подходит вам: + — знаю и умею применять ! – знаю, но не всегда могу применять ?- не уверен в своих знаниях — -пока не знаю и не умею. Запишите домашнее задание: На столах у вас два вида карточек по уровню сложности, 1 карточка, полегче, вторая сложнее. Выберете то задание, с которым вы точно справитесь. Спасибо за урок! |
|
|