Урок – соревнование:
«Завлекательный мир имени существительного»
(Слайд № 1)
Урок – соревнование по русскому языку в 4 классе
Тема: «Завлекательный мир имени существительного» (Слайд №2)
Описание материала:
Разработка урока-соревнования по русскому языку в 4 классе. Данный урок включает в себя комплекс различных игровых заданий, направленных на развитие орфографической зоркости, памяти, мышления, творческих способностей в процессе повторения правил об имени существительном.
Цель:
— закрепить и обобщить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи, определить коммуникативные способности каждого из учащихся, расширить их словарный запас и кругозор;
(Слайд № 3)
Задачи:
Образовательные:
— закрепить основные правила правописания в русском языке
— научить выделять и объяснять постоянные и непостоянные признаки имени существительного в предложении
Развивающие:
— развивать навыки связной речи у учащихся
— развивать интерес к предмету
Воспитательные:
-воспитывать чувство общности и сплоченности
-воспитывать внимательность и любовь к окружающему миру
Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, листки для индивидуальной работы, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. (Слайд №4)
У:- Здравствуйте Ребята, сегодня на уроке мы с вами проведем небольшое соревнование, а темой послужит одна из самых важных частей речи, без которой невозможно построить ни одно предложение, как вы думаете о чем идет речь, да конечно об имени существительном. Урок наш не совсем обычный. Мы проведём соревнование под названием «Завлекательный мир имени существительного». В процессе соревнования отвечать первой будет та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку, если же ответ будет дан неверно, отвечать будет следующая команда.
Работая вместе, вы должны помнить, что ваш успех сегодня будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе. И сегодня наш девиз «Все за одного, один за всех, и в команде будет успех!» (Слайд №5)
(Все задания предоставляются в виде слайдов, для этого учащимся предоставляются сигнальные карточки, с помощью которых они и будут отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Учитель записывает на доске каждый балл полученный той или иной командой).
II. Конкурсная часть.
1 конкурс «В гостях у теории» (Слайд №6)
Что такое имя существительное?
Что такое склонение имён существительных?
Сколько склонений в русском языке.
Какого рода бывают имена существительные?
Назвать непостоянные признаки имени существительного.
Сколько падежей в русском языке? Назовите их. (Слайд №7)
У: -Хорошо ребята, как я вижу вы владеете необходимыми знаниями об имени существительном. Это очень поможет вам в прохождении следующих конкурсов.
2 конкурс “Загадки”. (Слайд №8)
1. Там, где строят новый дом, (Слайд №9)
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко.
Будет ровная площадка. (Бульдозер.)
2. Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед.)
3. Толстый тонкого побьет.
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь.)
4. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш.)
5. Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)
6. Белая звездочка с неба упала, (Слайд №10)
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка.)
7. Сидит на ложке,
Свесив ножки. (Лапша.)
8. Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор.)
9. Полюбуйся, посмотри —
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник.)
10. К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот. (Экскаватор.)
Очень хорошо ребята, как вы видите, все угаданные вами слова и есть имена существительные. Все они обозначают, какой то определенный предмет.
Далее вам необходимо отыскать всего один одушевленный предмет из эти существительных, которые вы видите на слайдах.
3 конкурс «Третий лишний» (Слайд №11)
Лошадь бежать стол (Слайд №12)
Диван игрушка красивый
Машина читать компьютер
Вилка угол светлый
Прийти свеча нож
Кровать серый стул
Ручка бежать океан
Мяч тень жить
Зеленый книга меч
Луч шапка взять
4 конкурс « Придумай слова». (Слайд №13)
У:- Итак на следующем слайде мы видим слово «КАРАНДАШ» вам необходимо из каждой буквы этого слова составить как можно больше существительных.
5 конкурс «Допиши окончания и укажи род». ( Слайд №14)
(Команды отвечают по очереди, начинает та команда, у которой наибольшее количество баллов. За каждый ответ по 1 баллу)
Зимн… пальто
черн… пианино
бел… тюль
картофельн… пюре
мужск… ателье
интересн… кино
вкусн… кофе
маленьк… кафе
больш… шампунь
широк…шоссе
Минутка отдыха. (Слайд №15)
Сказка об имени существительном и его друзьях.
Жило-было имя существительное. Звали его Зима.
Вдруг оно решило, что грустно жить одному и пригласило к себе жить имя прилагательное по имени Холодная. Вот прошло несколько дней. Они жили прекрасно: вместе играли, пили чай с вареньем, читали друг другу книги.
Как-то раз пошли они гулять. Вот идут Зима и Холодная, идут себе, песенку поют. И тут неожиданно выходит к ним глагол по имени Наступила. Глагол из его дома выгнала Осень. Он попросился пожить у имени существительного и имени прилагательного. Они взяли его к себе. И стали жить они втроём весело и дружно.
Так они и живут по сей день вместе : глагол Наступила, имя прилагательное Холодная и имя существительное Зима.
Тут и сказки конец.
6 конкурс «Определи какого рода существительное и заполни таблицу» (Слайд №16)
Учитель раздает участникам листы с таблицами, которые необходимо заполнить, побеждает команда, верно распределившая все существительные по родам. Слова, необходимые распределить по колонкам указаны на слайдах.
Ж.р. | Ср.р. | |
|
|
|
Звезда, Лук, Осень, Одеяло, Облако, Водопад, Каша, Еж, Круг. Кофе, Лето, Дерево, Магазин, Апельсин, Трава, Книга, Река, Лед, Снег, Туча, Веретено, Конфета, Луна, Солнце, Лицо, Земля, Пятно, Окно, Зелень.
7 конкурс «Определи падеж» (Слайд №17)
В стихотворении определить падежи всех имен существительных.
Я (И.п.) Володины (В.п.) отметки
Узнаю без дневника (Р.п.).
Если брат (И.п.) приходит с тройкой (Т.п.)
Раздается три звонка (Р.п.).
Если вдруг у нас (Р.п.) в квартире
Начинается трезвон (И.п.) —
Значит, пять (И.п) или четыре (И.п.)
Получил сегодня он (И.п.).
Если он (И.п.) приходит с двойкой (Т.п.) —
Слышу я (И.п.) издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных звонка (Р.п.).
Ну, а если единица (И.п.) —
Он (И.п.)тихонько в дверь (И.п.) стучится. (А. Барто)
8 конкурс «Подбери пару» (Слайд №18)
На слайдах предоставлены слова, как во множественном, так и в единственном числе, участникам необходимо для каждого слова подобрать другое число.
Города —
Листья —
Друзья —
Ученики —
Семьи —
Моря —
(Слайд №19)
Ветер –
Закат –
Луг –
Стул –
Гора –
Лес –
9 конкурс «Капитанский» (Слайд №20)
Капитаны команд поучают лист с заданием поставить правильное безударное окончание.
По веревк…
По лестниц…
На лошад…
На холод…
У двер…
У изголовь…
В лес…
В огород…
С топол…
С сирен…
10 конкурс « Определи слово». (Слайд №21)
На слайдах изображены три существительных. Одно в скобках. Оно образовано из двух существительных, стоящих рядом, путём определённой.
Поле (Лето) Товар
Желудь (Удав) Авария
Комар ( ) Караоке
Лом ( )Еда
Луг ( )Лазанья
Хор ( )Елка
Молоко ( ) лось
Ягода ( ) рог
Перо ( ) сани
Зима ( ) слон
Облако ( ) закат
Лужа ( ) банан
III. Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш с вами урок – соревнование. Сегодня вы очень много узнали полезного, а также закрепили весь пройденный материал по теме имя существительное. Было очень много творческих заданий и заданий на смекалку, с которыми вы отлично справились.
IV. Итог урока. (Слайд №22)
Подсчитываются баллы, заработные ребятами в процессе прохождения конкурсных заданий, определяются победители и их награждение.
Использованная литература (Слайд 24)
1.Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 4класс» — М: «Дрофа», 2008
2.О.В. Узорова, Е.А. Нефедова Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила, все контрольные работы, все виды тестов. 4 класс»-М: «Астрель», 2008
3.«Контроль в начальной школе 2-4 классы. Традиционные и тестовые задания» (компакт – диск) Приложение к журналу «Начальная школа»