Конспект урока для 5 класса «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

Урок русского языка в 5 классе

Тема : Буквы Е-И в корнях с чередованием

Задачи урока

Образовательные:

  • Систематизировать знания о чередующихся гласных в корнях;

  • знать чередование гласных е-и в корнях, способы действия при выборе орфограммы;

  • научить видеть слова с чередующейся гласной в тексте;

  • расширить лексический запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать в группах;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин)

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежит дневник, учебник, рабочая тетрадь, справочник и письменные принадлежности.

2.Словарно-орфографическая разминка. Обозначить корни с чередованием, графически объяснить орфограмму. У глаголов обозначить вид.

Выращенные цветы, расположиться в парке, красивое растение, предлагать помощь, отрасль промышленности ,выросли в саду, имя прилагательное, город Ростов, блестеть на солнце, блистать на сцене.

3.Беседа с обучающимися

-можно ли правописание корней во всех предложенных словах проверять ударением

-как называются такие корни

-корни с чередованием каких гласных встретились нам в разминке

-вспомним, от чего зависит правописание корней –раст-,-ращ-,-рос-

-вспомним, от чего зависит правописание корней –лаг-, -лож-

-встретились ли нам неизвестные корни с чередованием

-какие гласные чередуются в этих корнях

-от чего зависит написание данных корней

4.Введение темы. Наблюдение на стр.112.Графическое обозначение орфограммы №24(правило на стр.112)

Если есть за корнем А,

В корне будет И всегда,

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр?-ВытИрай!


5.Объяснительный диктант (выполняем по цепочке)

Вытереть , замирать, блеснуть, удирать, растирать, протирать, соберу, сдерет, блистательный, блещу, прибирать, вытирать, запереть, поджигаю, собираю, застелить, запирать, блестеть, расстилать, постелить.

6.Закрепление материала. Упражнение 647

1.Звезды заблестели. Взбираемся на вершину. Замереть от восторга. Зажигать костер. Степь расстилается.2.Опираться на перила. Запереть дверь. Натирать пол. Постелить ковер. Протереть окно. Прибирать комнату.

7. Физминутка (1 мин)

— Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: хлопаем в ладоши – буковка е; топаем ногами – и.

Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.

8. Работа по группам

1 группа. Учащиеся (более сильные) работают самостоятельно по карточкам (Приложение 1)

2 группа. Учащиеся работают в парах (Приложение 2)

3группа. Учащиеся работают у доски. Разбор предложений.

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы .За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман.

9. Задание на развитие речи.

— Мы учим с вами орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Поэтому сейчас вам самим предстоит составить небольшой текст с использованием слов в чередующимися гласными е-и. Тема: Весна.

(Заслушиваются тексты учащихся)

10.Подведение итогов урока

-Сегодня мы познакомились с вами с еще одной орфограммой русского языка, с корнями, в которых чередуются буквы Е-И. Давайте перечислим эти корни и назовем условия правописания гласного И и Е.

11.Домашнее задание. Выучить корни с чередованием, выполнить упражнение 649,составить перфокарту по изученной орфограмме.



Приложение1.

Спишите, заменяя (где это возможно) глаголы другими, сходными по значению, с чередующимися гласными в корне .Озаглавьте текст .Вставьте пропущенные буквы.

Мы устроились на отдых у р…ки. Быстро поднялись на б…регу п…латки, з…ря угасла. Последние лучи солнца чуть трогали в…ршины деревьев. По оврагам расходился туман. Мы стали искать сучья и бросать их в к…стер. Один за другим вспыхивали сучья.

Глаголы для замены:ра..г…раться,соб…рать, ра…ст….латься, к…саться, дог…рать, выр…сти, ра…пол…житься.


Приложение 2.

Распределите слова на две колонки: гласные в корне, проверяемые ударением, и корни с чередованием.

Заст…лить постель, пос…деть на солнышке, опл…тить расходы, подп…реть дверь, разг…дать кроссворд, разб..рать текст, выб…ру кассету, выт…реть досуха, пос…деть от старости.












Свежие документы:  Материал для самостоятельной работы по теме "О-Ё после шипящих" (тренажёр)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: