Разработка урока по теме «Буквы о – а в корне -раст- (-ращ-) – — рос-».
Цель:
— умение орфографически правильно писать слова с корнем -раст- (-ращ-) —
-рос-.
Задачи:
1) обучающая:
— знать условия написания гласной в корне –раст-(-ращ-) — -рос-;
— сформировать навыки правописания чередующейся гласной,
— закрепить изученную орфограмму при выполнении заданий;
развивающая:
— развивать орфографическую зоркость, умение применять правило на практике;
воспитательная:
— воспитывать внимание друг к другу, доброжелательность.
Оборудование: презентация, учебник, доска, мел, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Организационный момент
Синтаксический разбор предложения.
Задание: на доске записано предложение, в котором необходимо вставить пропущенные буквы.
Со…нце осв…тило своими луч..ми л…сную п…лянку.
Изучение нового материала.
Лингвистическая сказка.
Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.
Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.
— Посмотри! Какая красота! — сказала буква А.
— Где? – спросила О.
Учитель:
— Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку.
* * *
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть — нет головы.
(Гриб)
— Правильно, это гриб.
Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти.
— РАстет! – восхищенно сказала А.
— Действительно, подрОс, — ответила О.
— Это я ему помогла! — гордо заявила буква А. — Ведь в корне –раст- я самая главная!
— Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!
Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О.
Учитель:
— Ребята, а вы догадались, какова тема нашего урока?
Дети формулируют тему урока.
— Да, сегодня на уроке мы с вами узнаем, когда пишется буква О, а когда –А в корне –раст-(-ращ-) – -рос-.
Запишите тему нашего урока: « Буквы о – а в корне –раст-(-ращ -) — рос-».
— Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему и опорные слова на доске.
Дети формулируют цель и задачи урока.
На доске записаны слова с выделенным корнем.
Растение, выращивать, заросли.
— Ребята, в корне –раст-, -ращ- — рос— командуют вовсе не гласные. А как вы считаете, от чего зависит написание гласной в корне? Сформулируйте правило о правописании гласных о-а в корне -раст-, -ращ- , -рос-.
Ответы детей.
— Правильно. Написание гласной в корне зависит от согласных. Если в корне есть согласные СТ или Щ, то мы пишем букву А.
Если же это корень -рос-, тогда пишем О.
Работа по цепочке у доски.
Вставить пропущенные буквы в словах.
Подр…сти, выр…сли, р…стительный, возр…ст, водор…сли.
Учитель:
-А теперь поговорим о словах-исключениях.
Знакомство со словами-исключениями.
Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.
Росток – стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня.
Ростовщик – человек, который даёт деньги в долг под большие проценты, то есть в «рост».
Ростов
Ростислав
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
III. Закрепление изученного материала
Выборочный диктант.
Записать слова с изученной орфограммой в 2 столбика (в 1-й – слова с гласной О, а во 2-й – с гласной А)
Играйте же, дети, растите на воле.
Три гордые пальмы высоко росли.
Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
Рис растет на болотистых местах.
Эти места удивляют богатой растительностью.
В Японии у одного петуха вырос семиметровый хвост.
Работа с текстом.
Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст, и запишите его.
Озаглавьте его.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
1) Выр…щенное с любовью р…стение окрепло и выр.сло в пышн…е дер…вце.
2) Пос…дили бер…жные руки р…сток в землю.
3) Нел…гко выр…стить дер…во: много оно требует труда и забот.
4) Начала из него р…сти вишенка.
IV. Домашнее задание.
Дифференцированное задание:
§85, упр.441
§85, задание в рабочей тетради.
§85, используя орфограмму «Чередование гласной в корне», написать сочинение-миниатюру «Как вырастить домашний цветок».
V. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока.
Закончите предложение.
На уроке я понял(-а)…
Я научился…
— Наибольший мой успех сегодня…
— Я испытал(-а) следующие трудности…
4