Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Части речи можно изобразить!»
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Тип урока: изучения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.
Задачи:
— дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;
— отработать навыки распределения слов по разным группам;
— вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.
Ход урока:
Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Материал, рассмотренный нами сегодня, обязательно пригодится не только для обучения, но и для развития вашей речи.
Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика».
— Что это за раздел?/ Морфемика — раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему/
— Какие еще разделы лингвистики вам известны? / Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация/
— Что изучает каждый из разделов?
Парная теоретическая работа.
— У вас на столах лежит разрезанные листочки, на которых есть термин и определение. Вам нужно найти соответствие между ними и составить определение.
Приложение 1
Работа в парах: Собрать словарную статью.
Фонетика – это наука, изучающая буквы и звуки.
Орфоэпия – наука о правильном произношении слов.
Морфемика – наука , изучающая состав слов.
Определение темы урока.
Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.
— Как называются эти группы?/ Части речи /
Слайд 1
Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь .( До этого момента темы на экране не было.)
Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.
Запишите определение морфологии. Оно на экране.
Слайд 2.
— Наука о частях речи существует давно.
А.П. Сумароков так говорил о морфологии
« Нельзя, чтоб тот себя прославил,
кто грамматических не знает
свойств и правил».
А.П.Сумароков
— Что хотел сказать автор? Запишите слова Сумарокова А.П. в качестве эпиграфа к нашему уроку.
— Что такое эпиграф? Как оформляется?
— Назовите тему текста./ Морфология. Части речи./
Слово учителя:
— Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.
— Какие части речи вы можете назвать?
(На экране слова)
Слайд 3.
Мальчик, книга, читать: идти, веселый, поход; смотреть, синий, небо; звезды, сиять. |
— Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?/
Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться/
— Верно. Те слова, которые записаны справа, называются самостоятельными.
— А те, которые слева? /Служебные/
Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.
— Какие части речи вам известны? Они есть на экране.
/Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы/
Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.
Слайд 4.
(На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.
существительное
прилагательное
самостоятельные числительное
глагол
местоимение
наречие
предлоги
служебные частицы
союзы
Междометия
— А нам нужно для выражения своих мыслей столько частей речи? Зачем? Может достаточно знать существительные и все?
/ Нет, мы не сможем показать действие предмета, указать на его признаки, количество/
— Давайте попробуем эти части речи изобразить на рисунке / работа с эскизом/
Приложение 3
1. Что изображено? Какая часть речи? / дерево – существительное/
2. Устраивает ли вас черно-белое изображение дерева? Что бы вы изменили?
3. Желтая листва. Часть речи?
3. Сколько веток? / шесть – числительное/ Деревьев?/ одно- числительное/ Стволов? Один – числительное/ Часть речи?
4. Что делает дерево?/ стоит, наклонилось, качается – глаголы/
5. Как стоит дерево? / Прямо, близко, далеко – наречия/
6. Как дерево разукрасили?/ красиво, быстро, ярко, красочно – наречия/
6. Дерево – оно? Он? Она?
/ Результатом работы должно получиться раскрашенное учащимися дерево, варианты раскрашивания могут варьироваться в зависимости от того, на что меньше потрачено времени/
Физ.минутка. / под музыку изобразить движение ветвей дерева/
Актуализация знаний.
К самостоятельным частям речи относятся…….
Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.
Вопрос учителя:
— Приведите примеры из таблицы
Вопрос учителя:
— Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?
Учащиеся отвечают.
Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.
— У вас есть текс, в котором отсутствуют некоторые части речи. Прочитайте начальный вариант. Давайте вставим в этот текст слова, подходящие по смыслу, у вас в скобках есть подсказки, какую часть речи нужно вставить. / работают в индивидуальных карточках/.
Приложение 2
Музыкальная пауза.
— Прослушайте песенку. Найдите в тексте слово, которое соответствует тому, о чем поется.
/ непроизносимая согласная – здравствуй/.
— Затранскрибируйте данное слово./ один ученик работает у доски/
Слайд 5.
На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.
(Не) привыкайте (к) ч…десам –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесь
Приглядывайтесь (к) облакам,
Прислуш…вайтесь (к) птицам,
Прикладывайтесь (к) родникам —
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Вп…дайте (в) изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.
(В. Шефнер)
Вопрос учителя:
— К какому стилю относится этот текст?
Ответ ученика:
— К художественному.
Вопрос учителя:
— В чем его отличие от научного?
Ответ ученика:
— Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.
Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.
Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.
Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных частей речи от служебных.
Слайд 6.
Подчеркнем в предложении грамматическую основу. Какого главного члена предложения здесь нет? Такое предложение называется неполным.
Слайд 7 .
Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!
(Побудительное, восклицательное, простое, распространенное,
осложнено однородными сказуемыми)
(Ученики разбирают на экране)
Морфемный разбор: существительное / к чудесам/
Дети работаю со 2 и 3-м. четверостишиям стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.
Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики части речи изучаются.
Слайд 8.
Домашнее задание: Домашнее задание: Упр. 129 (для всех).
Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.