Конспект урока для 5 класса «Диалектная лексика»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2



КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

проведённого в 5 «Б» классе


по теме: «Диалектная лексика».




Учитель: Орлова Наталья Александровна




Тема: «Диалектная лексика».


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка;

  2. Развивать языковую компетенцию учащихся.

3. Развивать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.


Оборудование: словарные слова, словари, карточки с заданиями, иллюстрации с изображением предметов быта.

Тип урока: урок-сообщение новых знаний.

Форма проведения: Урок — театрализованное представление


Структура урока:

  1. Психологический настрой.

  2. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.

  3. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

  4. Итоги урока.

  5. Домашнее задание.

  6. Заключительное слово учителя.



ХОД УРОКА


I.

— Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока — «Диалектная лексика». Мы познакомимся со словами, которые известны и используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. А помогать нам на уроке будут наши гости…


Словарь 1 — Позвольте представиться, я — «Толковый словарь живого великорусского языка», созданный Владимиром Ивановичем Далем полтораста лет назад. Я — словарь именно живого языка XIX века, который вобрал в себя около 200 000 слов. Это и общеупотребительные слова, литературные и те, которые употреблялись в какой-то местности или людьми одной профессии. Если вы захотите узнать, как говорили в середине прошлого века крестьяне в Тамбовской губернии, московские купцы или петербургские дворники, что означает то или иное слово, вышедшее из употребления, обратитесь ко мне!

Словарь 2 — А я — «Толковый словарь русского языка», созданный Сергеем Ивановичем Ожеговым, известным русским филологом. Я очень известный, уважаемый, а главное, современный словарь. В 1990г. Академия Наук СССР присудила мне премию имени А.С.Пушкина. Я уже почти полвека служу русскому народу и тем, кто любит и хочет знать его язык!

Словарь 1 — Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие: из города перенесёмся в деревню, из настоящего попадём в прошлое.

Словарь 2 — Представьте, что вы приехали в гости к бабушке и дедушке, которые живут в деревне.

(Сценка «Бабушка с дедушкой и внучки»)

Сценка «Бабушка с дедушкой и внучки».


— Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. А ты помой паташки. Вот и дед пришёл. Ну, как рыбалка?

— На усынках был, чекамаса поймал да серушек.

— Ах, ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник.


Выясняется, какие слова, которых девочки не слышали в городе произнесли бабушка и дедушка. Даётся толкование.


Рогач — ухват; махотка — горшок;

пригрубок — печка; поташки — помидоры;

усынка — узкое место в реке; серушка — плотва;

могутной — непоседливый; щарба — уха;

чирики — любая обувь; парцмеки — комнатные тапочки;

утиральник — полотенце для рук; рушник — полотенце для гостей.


— Эти слова — диалектные. Их употребляют жители определённой местности.


Словарь 1 — Диалект — разновидность общенародного языка.

Словарь 2 Говор — мельчайшая единица диалектного деления языка, например: говор хутора Черкесовский Новоаннинского района Волгоградской области, откуда мы использовали слова в нашей сценке.

Словарь 1 — Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия — южное и северное.

Словарь 2 — Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково: [акно], [карова]. Так говорят в Курской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области.

Словарь 1 — Говоры северного наречия — окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: [окно], [корова].

Словарь 2 — Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие.

Словарь 1 — Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией. Диалектные слова употребляются в разговоре только в какой-то определённой местности.

Словарь 2 — В художественных произведениях диалектные слова помогают выразительно передать речь людей, живущих в какой-то местности.


Словарь 1 В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыли кубки круговые,

И брашна неприятны им…

(Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).

— Как вы думаете, какое значение имеют здесь устаревшие слова?


Учитель отмечает характерные особенности диалектной лексики.

— Народные говоры — свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определённой местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения ( святы — цветы, хвартук — фартук), ударения ( мухб, былу), словообразования (волчиха — волчица, спервака — сперва), морфологическими особенностями (например, отсутствием категории среднего рода: высокий крылец — крыльцо, свежая масла — масло).

Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении (барсук — детёныш дикого кабана). Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке.

— А сейчас выполним упражнение 698, стр.49 учебника.


— А чтобы немного отдохнуть послушаем сказку. Услышите ли вы в ней диалектные слова?

Учащиеся исполняют по ролям сказку «Кочеток и курочка» — «Русские народные сказки». М., 1985г.


Сказка «Кочеток и курочка».


Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла — плачет. Едут мимо бояре и спрашивают:

— Курочка, курочка! Что ты плачешь?

— Мне кочеток вышиб глазок.

— Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?

— Мне орешня портки разорвала.

— Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала?

— Меня козы подглодали.

— Козы, козы! На что вы орешню подглодали?

— Нас пастухи не берегут.

— Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережёте?

— Нас хозяйка блинами не кормит!

— Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?

— У меня свинья опару пролила.

— Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?

— У меня волк поросёнка унёс.

— Волк, волк! На что ты у свиньи поросёнка унёс?

— Я есть захотел!

Выясняется значение слова «кочеток»: кочет — петух (в южнорусских говорах).

— Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?

— Можно ли понять разговор двух людей, не зная значений диалектных слов? Почему? Давайте в этом убедимся. Наши словари приготовили для вас задание.

Работа с заданием на листочках.


Словарь 2. Задание: Прочитайте диалог сначала про себя, а потом попробуйте его инсценировать. Возможно ли это, не зная значений диалектных слов?


1) — Что диешь?

— Солёными огурцами кричу.

— Да ты брусна. Они же худые… Что? Забруснявел?


Для справок: худой — плохой; диеть — делать; брусна — обманщик; кричать — торговать; забрусняветь — покраснеть.


Группа ребят знакомит одноклассников с народной игрой «Корчма».

Словарь 1 — Корчмой в старину называли трактир, постоялый двор.


Народная игра «Корчма».


Правила игры:

Назначаются хозяин и хозяйка, остальные игроки выбирают названия различных домашних предметов (печь, стол, самовар, рушник, ложка, махотка).

Хозяева ведут беседу, упоминая то один предмет, то другой. Услышав своё название, нужно повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются: выполняют задания хозяев.


— Хозяин, не затопить ли печь?

— Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.

— Да стол у нас чистый. А вот куда рушник девался?

— Посмотри на печке, хозяюшка!

— Да у нас печки-то нет!

— А самовар у нас есть?

— Есть, есть! На столе стоит, закипает.

— А вот стола-то у нас и нет!

— А махотка где?

— Какая махотка? Та, что рушником накрыта?

— Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар!

— Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.

— И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай. Ты, рушник, сказку расскажи. А ложка да самовар пусть частушки поют!


Словарь 2 — А сейчас задания на закрепление. Распределите слова в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные.


Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, п..тух, п..л..тенце, рушник, п..мидоры, щарба, пригрубок, могутный, печка, уха, непоседливый.


Словарь 1Задание: Данные слова дают качественную характеристику человеку. О каких людях так говорят? Объясните, как вы догадались об этом.


Востряга, нетчик, бойкуха, треплушка, забытоха, выпытница.


Для справок: востряга — умный, бойкий, сообразительный человек; нетчик — не соглашающийся с чем-либо человек; бойкуха — бойкий человек; треплушка — болтушка, женщина, которая слишком много говорит; забытоха — забывчивый человек; выпытница — любопытная женщина.


ИТОГИ УРОКА.

Необходимо ли изучать народные говоры?

Словарь 1 Ваша задача, ребята, — не только внимательно и с уважением относиться к диалектным словам, как и заслуживает великое русское слово, но и уважать сельских жителей — носителей диалектной речи.

Словарь 2 И почаще обращайтесь к нам, великим толковым словарям!


Домашнее задание: § 49 (читать и пересказывать теоретический материал), упр.700 (по учебнику литературы).


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Написание гласных после шипящих"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: