Гошева Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ лицей №10 г.Советска
Тема урока: “И вот сама идет волшебница зима…»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
Тип урока: урок развития речи комбинированный, интегрированный
Форма урока: мастерская построения знаний и подготовки к творческому письму
(Художественное описание зимнего пейзажа.
Урок можно проводить совместно с уроком изобразительного искусства. Тогда на урок отводится два учебных часа.)
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, слайдовое сопровождение, раздаточный материал.
Цели и задачи :
Научить учащихся писать сочинение-описание в художественном стиле.
Уметь использовать в сочинении изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.
Продолжить развитие навыков письменной речи учащихся.
Воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.
Слайд 1.
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!
Ход урока.
Организационный момент.
Прочитайте эпиграф, записанный на слайде. Подумайте, о чем на уроке сегодня мы будем говорить? (Слайд 2)
— Конечно же, о зиме. С какой целью мы будем на уроке русского языка говорить о природе?
-Какие ощущения у вас возникают при слове зима.
А какой ее изображает Петр Андреевич Вяземский? Выпишите из эпиграфа словосочетания, которые характеризуют зиму.
Слово учителя. (Слайды 3,4,5,6,7)
Учитель. Ребята, мы с вами должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные. Сегодня наш урок посвящен русской зиме.
Что значит для нас зима? Почему мы с нетерпением ждем первого снега, и каждый раз удивляемся необыкновенному преображению природы?
Прочитайте текст. (Слайд 8)
-Определите тему и основную мысль этого текста, дайте ему название.
— Какие чувства вы испытываете в первые дни зимы? Чем она вас привлекает? Что сказочного, чудесного вы ждете от этого времени?
III. Работа с художественным текстом. (Слайд 9)
Прочитайте выразительно тексты. С каким настроением вы их читали?
— Какие звуки зимы услышали мастера слова?
-Найдите и выпишите из текстов глаголы звучания. Сколько их?
— Какие краски есть у зимы? В какие цвета окрашивают зиму авторы?
— Выпишите из текстов слова, обозначающие «действия» снега и действия с ним.
( Работа у доски и в тетрадях. В итоге получается такая таблица.)
М.М. Пришвин | И.С. Шмелев | |
Глаголы, передающие звук
| Падал снег, принес тишину, петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела | Рухнет мягко, несутся санки, визжат полозья |
Слова с ассоциативным значением цвета | Снег (белый), небеса (серо-белые, голубоватые), петух (яркий, пестрый), ворона (черная, серая), дятел (яркий, пестрый, красный, белый черный), сойка (яркая, пестрая) | Снег (белый), свет (белый), сугроб (белый), крыша (красная, черная), забор (черный), фонарь (черный, тускло-желтый), мука (белая), зима (белый), санки (разноцветные, пестрые), мороз (красный, синий) |
Слова, обозначающие «действие» снега | Падал снег, принес тишину | Снег выпадает, стаял, повалит, с крыш свисает, висит, рухнет, за ворот засыплет |
IV . Рассмотрите слайды 10,11,12.
Какого цвета снег на картинах художников?
Прочитайте текст. А, по-вашему, какого цвета бывает снег? Слайд 12.
VI. Работа с поэтическим текстом. ( Тексты стихотворений лежат на партах учащихся.)
— Прочитайте внимательно стихотворения.
— Подчеркните эпитеты (определения), с помощью которых авторы передают красоту и прелесть зимнего пейзажа.
— Как они называют зиму?
А.С. Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!
С. Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
VII. Устное иллюстрирование.
-Давайте полистаем слайды с изображением зимних пейзажей.
-Внимательно рассмотрите изображения зимы, запишите слова-ассоциации с этими иллюстрациями.
-Представьте, что вы художник-иллюстратор. Чем вы будете рисовать: маслом, углем, пастелью, акварелью? Помогают ли вам слова с ассоциативным значением цвета выбрать материал для работы? «Нарисуйте» зиму и раскрасьте ее словами.
VII. Домашнее задание.
— Составьте рассказ на одну из предложенных тем: «И рады мы проказам матушки- зимы», «Прекрасен зимний день!», «Мороз и солнце! День чудесный».
Рефлексия Итоги урока
1. Полезен ли был урок?
Чему научились?
Пригодятся ли вам полученные знания?