Конспект урока для 5 класса «И вот сама идет волшебница зима»

Гошева Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей №10 г.Советска


Тема урока: “И вот сама идет волшебница зима…»

Класс: 5

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок развития речи комбинированный, интегрированный

Форма урока: мастерская построения знаний и подготовки к творческому письму

(Художественное описание зимнего пейзажа.

Урок можно проводить совместно с уроком изобразительного искусства. Тогда на урок отводится два учебных часа.)

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, слайдовое сопровождение, раздаточный материал.

Цели и задачи :

  • Научить учащихся писать сочинение-описание в художественном стиле.

  • Уметь использовать в сочинении изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.

  • Продолжить развитие навыков письменной речи учащихся.

  • Воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.


Слайд 1.

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прочитайте эпиграф, записанный на слайде. Подумайте, о чем на уроке сегодня мы будем говорить? (Слайд 2)


— Конечно же, о зиме. С какой целью мы будем на уроке русского языка говорить о природе?

-Какие ощущения у вас возникают при слове зима.

А какой ее изображает Петр Андреевич Вяземский? Выпишите из эпиграфа словосочетания, которые характеризуют зиму.


  1. Слово учителя. (Слайды 3,4,5,6,7)





Учитель. Ребята, мы с вами должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные. Сегодня наш урок посвящен русской зиме.

Что значит для нас зима? Почему мы с нетерпением ждем первого снега, и каждый раз удивляемся необыкновенному преображению природы?

Прочитайте текст. (Слайд 8)

-Определите тему и основную мысль этого текста, дайте ему название.

— Какие чувства вы испытываете в первые дни зимы? Чем она вас привлекает? Что сказочного, чудесного вы ждете от этого времени?

III. Работа с художественным текстом. (Слайд 9)

Прочитайте выразительно тексты. С каким настроением вы их читали?

— Какие звуки зимы услышали мастера слова?

-Найдите и выпишите из текстов глаголы звучания. Сколько их?

— Какие краски есть у зимы? В какие цвета окрашивают зиму авторы?

— Выпишите из текстов слова, обозначающие «действия» снега и действия с ним.

( Работа у доски и в тетрадях. В итоге получается такая таблица.)


Языковые средства

М.М. Пришвин

И.С. Шмелев

Глаголы, передающие звук




Падал снег, принес тишину, петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела

Рухнет мягко, несутся санки, визжат полозья

Слова с ассоциативным значением цвета

Снег (белый), небеса (серо-белые, голубоватые), петух (яркий, пестрый), ворона (черная, серая), дятел (яркий, пестрый, красный, белый черный), сойка (яркая, пестрая)

Снег (белый), свет (белый), сугроб (белый), крыша (красная, черная), забор (черный), фонарь (черный, тускло-желтый), мука (белая), зима (белый), санки (разноцветные, пестрые), мороз (красный, синий)

Слова, обозначающие «действие» снега

Падал снег, принес тишину

Снег выпадает, стаял, повалит, с крыш свисает, висит, рухнет, за ворот засыплет


IV . Рассмотрите слайды 10,11,12.

Какого цвета снег на картинах художников?



Прочитайте текст. А, по-вашему, какого цвета бывает снег? Слайд 12.

VI. Работа с поэтическим текстом. ( Тексты стихотворений лежат на партах учащихся.)


— Прочитайте внимательно стихотворения.

— Подчеркните эпитеты (определения), с помощью которых авторы передают красоту и прелесть зимнего пейзажа.

— Как они называют зиму?

А.С. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!


С. Есенин

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


VII. Устное иллюстрирование.

-Давайте полистаем слайды с изображением зимних пейзажей.

-Внимательно рассмотрите изображения зимы, запишите слова-ассоциации с этими иллюстрациями.

-Представьте, что вы художник-иллюстратор. Чем вы будете рисовать: маслом, углем, пастелью, акварелью? Помогают ли вам слова с ассоциативным значением цвета выбрать материал для работы? «Нарисуйте» зиму и раскрасьте ее словами.


VII. Домашнее задание.

— Составьте рассказ на одну из предложенных тем: «И рады мы проказам матушки- зимы», «Прекрасен зимний день!», «Мороз и солнце! День чудесный».

Рефлексия Итоги урока

1. Полезен ли был урок?

Чему научились?

Пригодятся ли вам полученные знания?


Свежие документы:  тест для 3 класса "Имя существительное"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: