Правописание чередующихся гласных А — О ,Е – И в корнях слов.
Цели :
1.Закрепить знания учащихся правописании чередующихся гласных и согласных в корнях слов.
2. Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной ;
3.Воспитать любовь к слову .
Ход урока :
Организационный момент
Слайд 1
Ребята , сегодня у нас необычный урок ..
«Друзья, располагайтесь поудобнее, сегодня мы с вами отправимся в страну Сказок . А именно , в какую сказку вы должны отгадать , для этого нам предстоит вспомнить тему прошлого урока , отгадать ключевое слово . Замену одного звука другим мы называем ….
Феи прикоснулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир озарился разноцветными огнями.
Повторение изученного материала
А чтобы попасть туда , нам нужно знать потайное слово , а слово это чередование . Что такое чередование ?
Чтение текста
Прочитаем сказку , объясним выбор гласной ( слова с орфограммами
записывайте в тетрадь ,графически выделяйте орфограмму ).
Слайд 11.
Жил – был один человек .Первая жена ум(е)рла , и он женился во второй раз , да такой высокомерной женщине , при виде которой зам(и)рало сердце . У нее было две дочери , очень похожие на свою матушку и лицом , и умом , и характером.
У мужа тоже была дочка , добрая , приветливая , милая – вся в покойную мать . А мать ее была самая красивая и смеренная женщина на свете .
Слайд 12.
Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме : она разж(и)гала огонь в камине , нат(и)рала пол до блеска , уб(и)рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц, ст(е)лила им постели , а ее зап(и)рали на чердаке , там она спала на колючей соломенной подстилке .
Вечером , окончив работу, она заб(и)ралась в уголок возле камина , оп(и)ралась на кулачок , сидела там на ящике с золой и вспоминала мать . Сестры , а за ними и все в доме , прозвали ее Золушкой . Они постоянно прид(и)рались к бедной девушке , но она молча сносила все обиды.
Слайд 13 .
И вот как – то раз сын короля той страны устроил большой бал . Золушкины сестры тоже получили приглашение .Они сейчас же принялись выб(и)рать наряды , чтобы понравиться принцу .
У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось соб(и)рать сестер на бал так , чтобы они могли бл(е)снуть не только хорошими нарядами , но и красивыми прическами .
Золушка долго смотрела им вслед , а когда их карета исчезла за поворотом , она закрыла лицо руками и горько заплакала .
Но девушке в ее беде помогла крестная …
И вот Золушке в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал!
Слайд 14.
Принц полюбил незнакомку . Он приказал во всеуслышание , под звуки труб и фанфар , что та , которой придется впору хрустальный башмачок , станет его женой . Девушек соб(и)рали со всей округи и прим(е)ряли им туфельку . Прим(е)рила его и Золушка .
Сестры зам(е)рли от удивления . Но ещё больше удивились они , когда Золушка достала из кармана второй хрустальный башмачок .
В эту самую минуту дверь отв(о)рилась , и в комнату вошла фея – Золушкина крестная . Она прик(о)снулась своей волшебной палочкой бедного платья Золушки , и оно стало ещё пышнее и красивее , чем было накануне .
Кто написал сказку ? Какую мысль преследует сказка ? ( добро побеждает зло )
ВЫВОД : От чего зависит чередование А – О ?( От ударения , от последующих букв , от лексического значения )
Ударение | Лексического значения | |
— лаг — // — лож ; — раст — // — ращ — // — рос ; — кос — // — кас ; — скак — // — скоч — | — гор — // — гар — ; — зор — // — зар — ; — плав — // — плов — ; — твар — // — твор — | — мак — // мок ; — равн — // — ровн — |
Физическая зарядка
Приведите примеры : лаг – лож : излагать – изложить , раст – ращ – рос исключения Ростов , Ростислав , росток , отрасль , ростовщик , выросли , выращивают, растение : кос – кас : касательная , коснуться , прискакать , заскочить , (исключение : скачу, скачок ) , гор – гар , твар/ твор ( без ударном положение О – ударном положении А Искл. : пригорь , утварь ; зор/ зар ( без ударном положении пишется а : Иск. : зоревать , мак = погружать в жидкость ( макать хлеб в сметану , мок – пропустить жидкость – промокли туфли) , равн = одинаковый, равный , ровн = гладкий, ровняют , иск.: ровесник , поровну , уровень)
«Кто больше» ( с данными на доске словами составить словосочетания, объяснить написание) . по тексту
Замирало ,разжигала , натирала , забиралась , блеснуть , собирали , примерила , прикоснулась .
«Кто быстрее»
Учитель : Распределите слова в два столбика : в один поместите слова с чередующимися корнями , а другой – с корнями , проверяемыми ударением.
Замереть , измерять , смиренный (мирный, покорный) , обмереть , смириться , примерявший (костюм) , причитать (плакать) , читальный зал , вычеты , вычитать рукописи (проверить ) , читательский , сосчитать .
1 чередующими корнями : 2 проверяемые ударением :
Замереть измерить (мерка)
обмереть смиренный(мир)
причитать примерявший (мерка)
блеснуть
разжигала сжег (жег)
ВЫВОД : Как определить , что слово является чередованием или слово проверяется ударением гласным в корне ? ( слово, проверяемое ударением должна находиться в сильной позиции )
5.Закрепление материала.
Подберите однокоренные слова словам, в которых встречается чередование гласных.
Нат(е)реть пол – тру , протереть , дотирать ; зап(е)реть на чердаке –
запру , запрёт , запрут ; разд(и)рает – передирает , сдирает;
блестеть на балу – блеск , блистаю , блещу ; расст(е)лить ткань – расстилать , перестелить , застилать ;
ВЫВОД : От чего зависит чередование всех подобранных слов ?
(От ударения , от значения , от последующих букв )
6.Задание ГИА (тест)
А5 . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне .
1 ) ровняют 3) охраняют
2 ) поразить 4) снаряды
А5 . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне .
1 ) доказать 3) предполагаемый
2 ) деревянный 4) передавать
А5 . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне .
1 ) удивляется 3) в беспорядке
2 ) скакать 4) снаряды
7 .Резерв. Работа в парах
Учитель: Распределите слова в два столбика : один с и в корне , другой – с е .
Собиратель , перила , обжигающий , словосочетание , растереть , опираться , раздираемый , обтирание , застелить , выберут , избирательная (кампания) , простираться , постирать белье , блистательный , блеснуть , выжечь , застелить .
8.Итог урока
9.Домашнее задание : Сочинить сказку , включив слова с изучаемыми на уроке орфограммами .