Конспект урока для 5 класса «Правописание чередующихся гласных А — О ,Е – И в корнях слов»

Правописание чередующихся гласных А — О ,Е – И в корнях слов.

Цели :

1.Закрепить знания учащихся правописании чередующихся гласных и согласных в корнях слов.

2. Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной ;

3.Воспитать любовь к слову .

Ход урока :

  1. Организационный момент

Слайд 1

Ребята , сегодня у нас необычный урок ..

«Друзья, располагайтесь поудобнее, сегодня мы с вами отправимся в страну Сказок . А именно , в какую сказку вы должны отгадать , для этого нам предстоит вспомнить тему прошлого урока , отгадать ключевое слово . Замену одного звука другим мы называем ….

Феи прикоснулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир озарился разноцветными огнями.



  1. Повторение изученного материала

А чтобы попасть туда , нам нужно знать потайное слово , а слово это чередование . Что такое чередование ?

Чтение текста

Прочитаем сказку , объясним выбор гласной ( слова с орфограммами

записывайте в тетрадь ,графически выделяйте орфограмму ).

Слайд 11.

Жил – был один человек .Первая жена ум(е)рла , и он женился во второй раз , да такой высокомерной женщине , при виде которой зам(и)рало сердце . У нее было две дочери , очень похожие на свою матушку и лицом , и умом , и характером.

У мужа тоже была дочка , добрая , приветливая , милая – вся в покойную мать . А мать ее была самая красивая и смеренная женщина на свете .

Слайд 12.

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме : она разж(и)гала огонь в камине , нат(и)рала пол до блеска , уб(и)рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц, ст(е)лила им постели , а ее зап(и)рали на чердаке , там она спала на колючей соломенной подстилке .

Вечером , окончив работу, она заб(и)ралась в уголок возле камина , оп(и)ралась на кулачок , сидела там на ящике с золой и вспоминала мать . Сестры , а за ними и все в доме , прозвали ее Золушкой . Они постоянно прид(и)рались к бедной девушке , но она молча сносила все обиды.

Слайд 13 .

И вот как – то раз сын короля той страны устроил большой бал . Золушкины сестры тоже получили приглашение .Они сейчас же принялись выб(и)рать наряды , чтобы понравиться принцу .

У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось соб(и)рать сестер на бал так , чтобы они могли бл(е)снуть не только хорошими нарядами , но и красивыми прическами .

Золушка долго смотрела им вслед , а когда их карета исчезла за поворотом , она закрыла лицо руками и горько заплакала .

Но девушке в ее беде помогла крестная …

И вот Золушке в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал!

Слайд 14.

Принц полюбил незнакомку . Он приказал во всеуслышание , под звуки труб и фанфар , что та , которой придется впору хрустальный башмачок , станет его женой . Девушек соб(и)рали со всей округи и прим(е)ряли им туфельку . Прим(е)рила его и Золушка .

Сестры зам(е)рли от удивления . Но ещё больше удивились они , когда Золушка достала из кармана второй хрустальный башмачок .

В эту самую минуту дверь отв(о)рилась , и в комнату вошла фея – Золушкина крестная . Она прик(о)снулась своей волшебной палочкой бедного платья Золушки , и оно стало ещё пышнее и красивее , чем было накануне .

Кто написал сказку ? Какую мысль преследует сказка ? ( добро побеждает зло )

ВЫВОД : От чего зависит чередование А – О ?( От ударения , от последующих букв , от лексического значения )



Последующих букв

Ударение

Лексического значения

— лаг — // — лож ;

— раст — // — ращ — // — рос ;

— кос — // — кас ;

— скак — // — скоч —

— гор — // — гар — ;

— зор — // — зар — ;

— плав — // — плов — ;

— твар — // — твор —

— мак — // мок ;

— равн — // — ровн —

Физическая зарядка

Приведите примеры : лаг – лож : излагать – изложить , раст – ращ – рос исключения Ростов , Ростислав , росток , отрасль , ростовщик , выросли , выращивают, растение : кос – кас : касательная , коснуться , прискакать , заскочить , (исключение : скачу, скачок ) , гор – гар , твар/ твор ( без ударном положение О – ударном положении А Искл. : пригорь , утварь ; зор/ зар ( без ударном положении пишется а : Иск. : зоревать , мак = погружать в жидкость ( макать хлеб в сметану , мок – пропустить жидкость – промокли туфли) , равн = одинаковый, равный , ровн = гладкий, ровняют , иск.: ровесник , поровну , уровень)

  1. «Кто больше» ( с данными на доске словами составить словосочетания, объяснить написание) . по тексту

Замирало ,разжигала , натирала , забиралась , блеснуть , собирали , примерила , прикоснулась .

  1. «Кто быстрее»

Учитель : Распределите слова в два столбика : в один поместите слова с чередующимися корнями , а другой – с корнями , проверяемыми ударением.

Замереть , измерять , смиренный (мирный, покорный) , обмереть , смириться , примерявший (костюм) , причитать (плакать) , читальный зал , вычеты , вычитать рукописи (проверить ) , читательский , сосчитать .

1 чередующими корнями : 2 проверяемые ударением :

Замереть измерить (мерка)

обмереть смиренный(мир)

причитать примерявший (мерка)

блеснуть

разжигала сжег (жег)

ВЫВОД : Как определить , что слово является чередованием или слово проверяется ударением гласным в корне ? ( слово, проверяемое ударением должна находиться в сильной позиции )

5.Закрепление материала.

Подберите однокоренные слова словам, в которых встречается чередование гласных.

Нат(е)реть пол – тру , протереть , дотирать ; зап(е)реть на чердаке –

запру , запрёт , запрут ; разд(и)рает – передирает , сдирает;

блестеть на балу – блеск , блистаю , блещу ; расст(е)лить ткань – расстилать , перестелить , застилать ;

ВЫВОД : От чего зависит чередование всех подобранных слов ?

(От ударения , от значения , от последующих букв )

6.Задание ГИА (тест)

А5 . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне .

1 ) ровняют 3) охраняют

2 ) поразить 4) снаряды



А5 . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне .

1 ) доказать 3) предполагаемый

2 ) деревянный 4) передавать

А5 . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне .

1 ) удивляется 3) в беспорядке

2 ) скакать 4) снаряды

7 .Резерв. Работа в парах

Учитель: Распределите слова в два столбика : один с и в корне , другой – с е .

Собиратель , перила , обжигающий , словосочетание , растереть , опираться , раздираемый , обтирание , застелить , выберут , избирательная (кампания) , простираться , постирать белье , блистательный , блеснуть , выжечь , застелить .

8.Итог урока

9.Домашнее задание : Сочинить сказку , включив слова с изучаемыми на уроке орфограммами .





Свежие документы:  Природа родного края (Урок развития речи в 9 классе)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: