УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 кл. ПО ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ 8 ВИДА
НА ТЕМУ: «ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»
Цели. Образовательная: развитие умения распознавать слова с парными согласными в корне; развитие умения сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах; закрепление знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне, о связи слов в предложении. Развивающая: развитие внимания, памяти мышления, пространствен- ных представлений.
Воспитательная: привитие любви, бережного отношения к природе, ко всему живому.
Ход урока.
Организационный момент.
11. Словарная работа. Отгадать загадки
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
Мастер, мастер, помоги-
Прохудились сапоги!
Забивай покрепче гвозди-
Мы пойдем сегодня в гости!
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка,-
Будет и тебе одежка.
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это …….. даёт
В цирке представление.
— Какие еще профессии знаете? А кем бы хотели стать, когда вырастете?
— А хотите испытать свои силы в некоторых профессиях? Тогда вперед в путешествие по профессиямэ
Мы сегодня с вами шифровальщики.
Тетрадь мороз завод
20,6,20,18,1,5,30/ 14,16,18,16,9/ 9,1,3,16,5
-Что это за слова? Написание какой буквы нужно запомнить?(подчеркнули, поставили ударение).
-Что ещё общего в этих словах? (парн. согл. в корне слова)
-Что же нужно сделать, чтобы не допустить ошибки? (правило)
-Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Давайте из словаря выпишем еще 3 слова с парными согласными в корне.
— С одним из слов составьте предложение.
111. Работа над пройденным материалом.
1. Повторение правила.
Стихотворение.
В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушенье.
Говорим мы плод, проверяем – плоды,
Говорим мы сад, проверяем – сады,
Если слышишь парный звук,
Будь внимательнее, друг.
Парный сразу проверяй, слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.
Работа на карточках.
Образование проверочных слов по образцу.
Юбка – юбочка сад — сады
Блузка — … плод — …
Шапка — … зуб — …
Зарядка — … голубь — …
Сказка — … бегемот — …
Тетрадка — медведь — …
Проверка.
– Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибку в написании парной согласной в корне?
Игра «Ромашки».
-А сейчас мы с вами будем флористами (объяснение значения незнакомого слова).
Выходят к доске все и собирают из листиков ромашки.
(На листиках напечатаны слова с пропущенной парной согласной в корне, нужно соотнести с этой пропущенной буквой, которая является серединкой ромашки).
Составление рассказа о зиме. Мы писатели
-Хоть мы с вами и собирали ромашки, но за окном-то, какое время года?
Рассматривание картины и составление рассказа устно.
Списывание текста с выполнением задания (к словам с парными согласными в скобочках подобрать проверочное слово).
Проверка. -Какую букву вставили? Какое слово подобрали?
Работа с компьютером. Мы художники.
Загадка: без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).
-На окнах морозные узоры, а за окном идет снег. У нас есть окно с морозными узорами, но нет снега за окном. Нарисуем?
Рисование снежинок, ёлочки на неоконченном рисунке в компьютере (каждый рисует по одному предмету).
Физминутка. Упражнения для глаз.
Рецензирование текста. Мы корректировщики.
—Найдите ошибки в тексте, подчеркните их красным карандашом.
Декаборь. Мароз. Кругом лижит снек. На деревьях пушистая снежинки. С берёс и осин листя опали уже давно.
-Какие орфограммы вам пришлось вспомнить?
1111. Итог урока.
-Что же нужно, чтобы не ошибиться в написании парных согласных в корне слова? (правило)
Оценка работы учащихся.
Релаксация (рассматривание картин природы под расслабляющую музыку – компьютер)
-Желаю вам удачного дня и хорошего настроения не только сегодня.