Конспект урока для 5 класса «Правописание приставок, оканчивающихся на — з, — с»













Урок русского языка


5 класс










Учитель русского языка и литературы

второй категории

высшего уровня квалификации

Кожухова Елена Васильевна














2015 г.


Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Тема. Правописание приставок, оканчивающихся на З/С.


Цели урока:

Образовательные: изучить и закрепить правило написания приставок на З/С, учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.


Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний.


Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.


Оборудование: учебник Сабитовой З.К., Павленко В.К. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных школ», Алматы: Атамура, 2010 г.; рабочие тетради; мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация.


I. Организационный момент.

Цель: Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить обучающихся к работе на уроке, ввести в тему урока


1. Вступительное слово учителя.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.


— У нас много гостей. Чтобы вы настроились на работу, начнем с нескольких организующих строк:

Ну-ка, юный мой дружок!

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы получить знания,

Нам нужны старания!


— Я надеюсь, что вы будете стараться, и наше сотрудничество будет успешным.


2. Запись даты в тетради.



II. Сообщение темы урока и постановка цели.

1. Целеполагание.

— Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Мы уже несколько уроков работаем по теме: «Состав слова», изучили несколько орфограмм, а сегодня мы должны будем выяснить, когда в приставках раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-) можно писать согласную З, а когда – С-, будем учиться находить слова с данными приставками, правильно их писать и употреблять их в речи.

— Чтобы достичь цели нашего урока, можно пойти разными путями: прочитать в учебнике или изобрести правило самим. Вам как интереснее? (Интереснее изобрести самим).


III. Изучение нового материла.

Цели: дать представление об условия выбора согласных з–с на конце приставок; научить находить опознавательный признак, уметь выделять приставку; развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Учить вести диалог, слушать и слышать собеседника, учить контролировать свое поведение.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Бессоюзные сложные предложения с отношениями пояснения,дополнения,причины"


Учитель: Посмотрите. На столе находятся карточки с пословицами. Прочитайте их. (Слайд 2)


Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.



Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

Работа в группе



лает.

От

собака

безделья



От безделья собака лает. (Слайд 3)


Учитель: Какие слова выделены в этих пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выделите приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается..

Ученик: Безделье, бессильный, безделья.

Учитель: — А теперь выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается.

— Посмотрите, перед звонкой или глухой согласной пишется З-?

— А перед какими согласными пишется С-?


— Может быть, кто-то из вас уже догадался, от чего будет зависеть выбор написания З или С на конце приставки? (Наверное, от того, с какого согласного начинается корень. Если корень начинается со звонкого согласного, то надо писать букву З, а если с глухого – то букву С).

— Давайте откроем наши учебники и проверим, правильно ли мы догадались.

Работа по учебнику. Знакомство с правилом (орфограмма № 11 стр. 204)

Знакомство со всеми приставками на З/С.



Есть приставочки на З,

И на С бывают. (Слайд 4 ).


З

С

Без-

Бес-

Вз-

Вс-

Воз-

Вос-

Из-

Ис-

Низ-

Нис-

Раз-

Рас-

Роз-

Рос-

Через (чрез)-

Черес (чрес)-




— А теперь давайте вместе с вами рассмотрим алгоритм рассуждения написания приставок на З/С. (Слайд 5 ).




АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

З или С ?

смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий если глухой

пиши З пиши С

Скругленный прямоугольник 1Скругленный прямоугольник 2







— Чтобы безошибочно применять данное правило на письме, нужно различать звонкие и глухие согласные.


4. Закрепление полученных знаний.

— А теперь давайте потренируемся и выполним несколько упражнений, применяя алгоритм рассуждения.

1. Упражнение 1. (Слайд 6 ).

Вставьте пропущенные буквы в пословицах.

Бе…донную бочку водой не наполнишь.

Бе…делье – сестра болезни.

Время все и…лечит.

У сильного всегда бе…сильный виноват.

Глупый осудит, умный ра…судит. (Проверка. Слайд 7 ).


2. — Когда вы встречаетесь с приставками на З/С, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы З и С. А вот и вторая опасность. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одна буква С или З, а две. Откуда же берутся две С или две З в словах с приставками второй группы? Давайте попробуем разобраться и с этим.


— Прочитайте следующую пословицу:

Ра..сердясь на блох, да и шубу в печь. (Слайд 8)

— Выделите в слове РАССЕРДЯСЬ корень и приставку и объясните, откуда появилась вторая буква С в этом слове? (Одна буква принадлежит С приставке, а другая корню). (устно) (Слайд 9)

— Смысл данной пословицы в следующем: Не разобравшись, сгоряча можно уничтожить не причину неприятностей, а нечто важное, ценное.


3. Упражнение 2. (Слайд 10 )

не съешьте вторую букву!

1. К данным «отрезкам» слов прибавьте приставки второй группы. Запишите самостоятельно полученные слова.

..совестный, ..свет, ..задорился, ..сказывать, ..сыпаться, ..станавливать, ..суждать, ..ставлять, ..сердечный, ..следование.

Без- (бес-), раз- (рас-), воз- (вос-)

Взаимопроверка.

(Слайд 11 ).


Физминутка.

— Мы уже много работаем. Пора немного размяться. У нас физкультминутка. Она тоже не совсем обычная. Встаньте, пожалуйста. Выпрямите спинки, расправьте плечи. Начинаем. (Видео: физ.минутка).


4. Внимание! В словах здесь, здоровье, здание нет приставки!

Здесь, здание, здоровье 
С 3 пишите на здоровье.

Но 3 приставки не бывает –
Это каждый школьник знает. (Слайд 12)

4. Выполнение упражнения на закрепление Работа в группах

— У вас на столах лежат карточки со словами. Вам необходимо распределить слова на три группы: а) с приставкой на –З, -С; б) с приставкой –С; в) без приставки.

Здание, избрать, разгадать, свадьба, спросить, здесь, исцарапать, злой, спеть, распахать, безвольный, сводить, здоровье, сдать, здравствуй, сложить, распустить. (Слайд 13)


(После выполнения группы обмениваются листами, проводят взаимопроверку) (Слайд 14)

а) с приставкой на –З, -С; б) с приставкой –С; в) без приставки.

избрать спросить здание

разгадать спеть свадьба

исцарапать сводить здесь

распахать сдать злой

безвольный сложить здоровье

распустить здравствуй


Критерии оценивания: (Слайд 15)

Оценка «5» — 16 – 17 правильных ответов

Оценка «4» — 13 – 15 правильных ответов

Оценка «3» — 9 – 12 правильных ответов

Оценка «2» — 1 – 8 правильных ответов


IV. Проверка усвоения нового материала.

Тест «Правописание приставок на з/с». Каждый ученик выполняет данный текст индивидуально. (Слайд 16)

В каком слове пишется буква З?

1) и…пуганный

2) не…гораемый

3) и…рыхлить

4) …двинуть

В каком слове пишется буква З?

1) чере…чур

2) …гореть

3) и…тратить

4) и…гнание

В каком слове пишется буква С?

1) во…делывать

2) не…давленный

3) бе…вкусно

4) бе…злобный

В каком слове пишется буква С?

1) не…доровится

2) в…дремнуть

3) и…чезнуть

4) во…любить

В каком слове пишется буква С?

1) и…черпать

2) и…ношенный

3) бе…участный

4) ра…бежаться



V. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 17)

В чем состояла задача сегодняшнего урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?


VI. Задание на дом: (Слайд 18)

1. Выучить правило о правописании приставок на З/С

2. Выполните задание, данное на карточке.

Вставьте пропущенные буквы. При этом вам придется решать: З или С? С или СС?. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.

Не забудьте, что приставки

Раз-, из-, воз-, низ-, чрез-, без-

Пред согласными глухими

Быстро сменят «з» на «с».

1) Тропинок было не..честь, и они во всех направлениях и..чертили лес. 2) Когда мощный порыв ветра, рыча, продул лес, сверкнула молния и грохнул ра..кат грома, Бемби чуть не лишился чувств: ему представилось, что мир вот-вот ра..колется на куски. 3) Бемби бежал позади матери. Каждый удар грома словно ..дувал его с дороги в кусты, каждый высверк молнии во..вращал назад. Каждая в..пышка молнии отражалась в тысячах капель и струй, как будто лес во..пламенился. 4) Однажды мать и вовсе и..чезла. Его охватило бе..покойство, быстро перешедшее в страх, а затем лишь глубокая, бе..надёжная тоска.

(Ф. Залтен)


-Спасибо за урок. Вы замечательно сегодня поработали.

Выставление оценок

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: