Класс 5а
Предмет Русская речь
Тема урока Распространенные члены предложения
Цели урока:
Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.
Совершенствование орфографических навыков.
Развитие мышления, умение рассуждать.
Ход урока
1. Оганизационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка?
Мы говорили о предложениях.
Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа, познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.
3. Словарно-орфографическая работа.
А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.
ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.
Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.
Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.
4. Актуализация знаний.
Назовите главные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое.
5. Изучение нового материала.
1. Анализ языкового материала.
Прочитайте текст, записанный на доске.
Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.
О чем текст?
Какую пользу приносит это дерево?
Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары.
А что еще вам известно об этом дереве?
Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.
Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.
Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.
Назовите главные члены каждого предложения.
Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.
А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Все ли понятно?
А что помогает, уточняет прочитанное?
Другие слова, другие члены предложения.
Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.
2. Осознание формулировки определения понятия.
Ребята, откройте учебник на странице 63 и прочитайте правило про себя.
Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения?
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения.
3. Запись текста.
4. Работа с упражнением
Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.
6. Первичное закрепление.
Давайте составим очень “красивое” распространенное предложение. Запишите предложение, которое вам понравилось больше.
Докажите, что записанное вами предложение не является нераспространенным.
7. Закрепление.
Работа с пословицами.
Ребята, прочитайте слова и рассмотрите схемы. Попробуйте составить предложения пословицы, так чтобы они соответствовали данным схемам.
Шутка, не, руки, до, умелые, доведет, скуки, знают, плохая, добра, не.
Плохая шутка до добра не доведет. Умелые руки не знают скуки.
Как вы понимаете эти пословицы? Запишите ту пословицу, которая вам понравилась больше.
Распространение предложений.
Послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева.
Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Встретили ли вы нераспространенные предложения? Какие?
Распространите их, т. е. добавьте второстепенные члены предложения.
Микровывод: Чем больше второстепенных членов в предложении, тем богаче и ярче звучит наша речь.
4. Игра “Кто быстрее?”.
У: Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет.
По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем крошки уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем.
При проверке используется взаимопроверка.
Вы действительно молодцы, очень хорошо поработали!
8. Итог.
Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание понравилось больше? Почему?
Что не удалось выполнить сразу? Почему?
С каким настроением заканчиваем урок?
9. Домашнее задание.