Урок русского языка в 5 классе по ФГОС «Виды предложений по цели высказывания»
Бессонова Константина Николаевича,
учителя русского языка и литературы
МАОУ «ООШ № 13» г. Соликамск
Технологическая карта урока
5 | |
Предмет | Русский язык |
Ф.И.О. преподавателя | Бессонов Константин Николаевич |
Тема урока | Виды предложений по цели высказывания |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Цели по содержанию урока | Цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление алгоритма определения типа предложения по цели высказывания, работа в парах Задачи: — обучающие: дать новые знания по теме урока; развивать умения по определению видов предложения по цели высказывания, — развивающие: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, строить предложения, различные по цели высказывания; отвечать на вопросы; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; — воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся через умение интонационно правильного воспроизведения цитатного материала из сказок А.С. Пушкина, сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, слушать и слышать друг друга. |
Методы и приёмы | Частично-поисковый, словесный, самоконтроль, взаимоконтроль, наглядно-вербальный, диалогический, творческий. |
Технология | «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Здоровьесбережение». |
Оборудование | 1.Учебник «Русский язык» 5 класс. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. 2. Раздаточный материал 3. «Немая» схема на доске (магнит) 4. Презентация (отрывок из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка») |
План урока
Формы работы (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Предполагаемый результат | ||||||||||||||||
Предметные | УУД | |||||||||||||||||
1.Мотивационный (орг. момент) Проверка готовности обучающихся, их настроя на урок
Подготовка к восприятию нового материала
| Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок. Фронтальный опрос по теме прошлого урока.
Карточки с предложениями: 1 группа: Зима наступает. Выпал первый снег. Ребята будут кататься на лыжах. Ждешь зиму? 2 группа: Зима наступает? Выпал первый снег? Дети катаются на лыжах? Ждите прихода зимы! 3 группа: Приходи, зима! Падай первый снег! Ребята, катайтесь на лыжах! С нетерпением жду зимы.
Распределить предложения по группам, найти лишнее предложение.
Уточняет ответы учеников.
Обращает внимание на коммуникативную функцию предложения: сообщать, спрашивать или побуждать к действию. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Распределяют предложения по группам, находят лишнее предложение. Дают обоснование.
|
Закрепление знаний о предложении
|
Коммуника-тивное умение использования теоретичес-кой. информации
| ||||||||||||||
2. Ориентинро-вочный (Актуализация знаний)
Выдвижение гипотез
Рефлексия
Соотнесение поставленных задач с содержанием урока. |
Открывает на доске «немую» схему: «Виды предложений по цели высказывания»
Дает подсказку: Вспомните, что мы только что выражали с помощью предложений Помогает сформулировать тему, задачи урока.
Предлагает осмыслить начальную работу на уроке. Заполняют таблицу:
Таблица 1.
Заполняют первую колонку.
| Рассматривают таблицу Выдвигают гипотезы: чем же мы будем заниматься на уроке? Заполняют таблицу, опираясь на свои карточки, вспоминая основные признаки повествовательного, вопросительного и побудительного предложений. Определяют тему урока, записывают её в верхнюю графу таблицы: «Виды предложений по цели высказывания». Формулируют задачи: научиться определять вид предложения по цели его высказывания, правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания. Отвечают на вопросы, обсуждают тему урока. Высказывают свои предположения о работе на уроке. |
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученные на предыдущих уроках.
Уметь правильно ставить задачи урока. |
Уметь систематизи-ровать свои знания
Уметь определять и формулиро-вать тему и задачи урока.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение оценивать ситуацию и правильный тон. Умение делать выводы. | ||||||||||||||
3.Физминутка Упражнения, направленные на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности. 4. Исполнительский Поиск решения проблемы.
Представле-ние результатов.
Формирова-ние пунктуацион-ных навыков.
Проверка понимания важности правильного определения вида предложения по цели высказывания
Развитие умения находить в тексте предложения разные по цели высказывания |
Задание: если вы слышите повествовательное предложение – хлопаем в ладоши, вопросительное – приседаем, побудительное – подтягиваемся руками вверх. 1.Осення пора, очей очарованье. 2Ребята, берегите природу! 3.Кто приходит к нам осеннею порою? 4.Собирайте их скорей, пока светло! 5. Сколько листьев залетело к нам в окно? 6. И снова осень наступает.
1.Организует самостоятельную работу по закреплению знаний. Презентация (отрывок из сказки «О золотой рыбке»: «Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою__ ( ) Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу»__ ( ) Крайне царь был изумлен__ ( ) «Или ты ума рехнулся__ ( ) Что ты в голову забрал__ ( ) Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский»__ ( )
Перед ребятами карточка с отрывком из произведения. Задание: определить вид предложений по цели высказывания, вставить пропущенные знаки препинания.
Организует проверку (учащиеся оценивают работу друг друга).
2. Индивидуальная работа. Мини – тест. Определить вид предложений по цели высказывания.
1. Белка песенки поет 2. Матушка моя, 3. Долго ль ездили? Куда? 4. Не губи ты нашу душу: 5. В свете есть такие льдины? 6. И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили.
|
Выполняют задание учителя.
Вставляют пропущенные знаки препинания. выбора. Оценивают и объясняют правильность определения видов предложения по цели высказывания. Оценивают правильное интонирование.
Выполняют задание. Оценивают свою работу. |
Уметь высказывать своё предположение на основе информации, полученной на предыдущих уроках
Уметь высказывать своё мнение по цели урока
Уметь применять данное правило на практике.
|
Умеют слушать друг друга
Умеют оформлять свои мысли в устной форме;
Умеют правильно интонировать предложения разных видов.
Умеют выражать своё отношение к уроку
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Научились самостоятельно применять свои знания | ||||||||||||||
5. Рефлексия Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом, фиксация нового знания.
Высказываниесобственного мнения. Подведение итогов проделанной работы на уроке.
|
Предлагает осмыслить работу на уроке. Таблица 1. Заполняют вторую колонку.
Предлагает решить проблему, где могут пригодиться знания и умения, полученные сегодня на уроке
Организует самооценку учебной деятельности.
Оценивает деятельность учеников на уроке, делает замечания по уроку.
|
Отвечают на вопросы, обсуждают содержание урока. Высказывают свои впечатления от урока. Высказывают свои предположения: если использовать разные по цели высказывания предложения в сочинениях, то оно получится выразительней; если говорить с правильной интонацией, то тебя будут лучше понимать; если почаще использовать слова вежливости и мягкий тон в побудительных предложениях, то можно ни с кем не ссориться и т.п. Оценивают свои знания и работу на уроке. Выставляют себе и друг другу оценки, обосновывают их. |
Уметь правильно ставить знаки конца предложения, точно интонировать предложение.
|
Систематизи-ровать полученные знания.
Умение оценивать ситуацию и выбирать правильный тон. Умение делать выводы. | ||||||||||||||
6.Подведение итогов, домашнее задание Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Составить по три предложения со словами: 1 ряд – «книга», 2 ряд – «акула», 3 ряд – «осень». Даёт комментарий к домашнему заданию. Выставляет оценки в дневник. | Записывают домашнее задание в дневнике.
| Понимать поставлен-ную в д/з задачу, аккуратно оформлять работу. | Ответственно относиться к выполнению домашнего задания. |