Конспект урока для 6 класса «Основные способы образования слов в русском языке»

План-конспект урока по русскому языку 6 класс

Учитель: Смирнова И.Л.

МБОУ г.Иркутска СОШ № 49


Тема: : «Основные способы образования слов в русском языке».

 

 Урок:


Тип урока: урок усвоения новых знаний


Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

                       б) деятельностная : формировать у учащихся навыки работы со словами , образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным,  бессуффиксным , сложением и переходом из одной части речи в другую; формировать у учащихся УУД : познавательные , коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока ( урок «открытия « новых знаний.)


Планируемые результаты: усвоить, что в русском языке несколько способов образования новых слов, распознавать способы образования слов;

указывать, от чего и с помощью чего образованы слова;

разграничивать приставочный и суффиксальный способы образования слов от приставочно-суффиксального;

определять сферу употребления данных слов.


Оборудование: Учебник «Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.Г. Баранов, Т.Н. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, компьютер, проектор, интернет-ресурсы, интерактивная доска SMART board , ПО SMART Notebook 11.

 

                                        

Ход урока.

Подготовительный этап (мотивация)

1.     Организационный момент.(1 минута)

Приветствие.

Добрые пожелания.

Наш девиз : « С малой удачи начинается большой успех».

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

2.   Актуализация знаний . (12-15 минут.)

Цель этапа: повторение изученного материала для открытия нового знания.

1)     Запись под диктовку учителя отрывка из стихотворения И.А.Бунина :

                                 Костёр.

Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается,

И трещит, и пылает костёр.

Пышет пламя в лицо, тёплый дым на ветру развевается,

Затянул весь лесной косогор.

Лес гудит на горе , низко гнутся берёзы ветвистые,

Меж стволами качается тень…

2)   Самопроверка. Текст высвечивается на экране.        ТСО (Слайд № 2)

3)                    Оцените результат  по количеству допущенных    орфографических и пунктуационных ошибок                  ++

Цель этапа : повторение на тексте трудных случаев орфограмм,  пунктограмм, нахождение однокоренных слов, обозначение грамматических основ. (Слайд № 3)

А)  составить схемы предложений и объяснить знаки препинания:                                                                        ТСО

[      ], и [    ].

[      ] ,  [     ].

[      ] ,  [     ]  , [     ] .

         Оцените результат     ++

          Б)  найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная      гласная в корне-

Сильней , веселей , трещит, ветру ,развевается,  затянул, лесной, косогор,  горе,  ветвистые, стволами, качается . ТСО (Слайд № 4)

Свежие документы:  Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение знаний в 7 классе. Анализ текста»

                                                                        Оцените результат    ++

    В) найдите слова с орфограммой: непроверяемые написания в корне —                                                                                                    ТСО

костёр, берёзы.

                                                                         Оцените результат   ++

Г) найдите слово с чередующейся гласной в корне-

разгорается      гор/гар                                                             ТСО

                                                                          Оцените результат  ++

3.Самоопределение к деятельности .(3-4 минуты)

Цель этапа: выявление затруднений и их обсуждение

А)  Объясните значение слова   косогор(склон горы или холма)

Б)  Как образовалось данное слово? (Сайд № 5)

косогор- косая , гора – сложение основ

В) А как образовано слово    затянул ?

затянул   < тянул  <   при помощи  приставки  — приставочный

Г)   исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока-

-Как образуются новые слова и при помощи чего.

Д)  Запись новой темы:

« Основные способы образования слов в русском языке». (Слайд № 6)

 

 

 

3.   Постановка учебной задачи. (1 минута)

 

Что же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться?

(Знать способы образования новых слов в русском языке).

 

4.   Открытие нового знания.(7 минут)

(Новые знания учащиеся получают в результате самостоятельного исследования.) :

(Слайд № 7)

А)     работа со словами :                              ТСО

Лесной < лес  — суффиксальный

Ветвистые   < ветви  — суффиксальный

Синь    <   синий  — бессуффиксный

Разгорается  <  гореть – приставочно-суффиксальный

Развевается  <  веет  — приставочно-суффиксальный.

Б) Чтение определения по учебнику страницы 94-95(громкая речь).

 

5.Первичное закрепление.(8 минут).

А) материал для самостоятельного наблюдения: осознанное чтение образца рассуждения «Как определить способ образования слова?» стр.95.( громкая речь)

Б) Упражнение №168 «Как растут слова».

Выразительное чтение.

Запись выделенных слов:

Рассада  < сад—приставочный

Посадки  <  сад—приставочно-суффиксальный

Садовод     <  сад, водить  — сложение основ

Садовник   < садовый – суффиксальный.


 

5.    Самостоятельная работа выполнения упражнения № 169.(3 минуты)

 

Цель этапа :  учащийся делает вывод, что он уже умеет.

 

 

 

 

 

6.   Рефлексия.

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности.

Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:

—-  Сегодня я узнал…..

—- Я научился…..

—- Я выполнял задания и запомнил…..

—-Теперь я могу…..

 

7.    Подведение итогов урока.

 

Цель этапа : самооценка результатов.

—  Какие задания вам понравилось выполнять?

— Что вы положили в вашу копилку знаний после сегодняшнего урока?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Обозначение мягкости согласного звука на письме"

8.Домашнее задание .

п.33 ,подобрать по 2-3 примера из романа «Дубровский» основных способов образования новых слов.

 

 

 

 

 


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: