конспект урока для 7 класса «Деепричастие как особая форма глагола»

Открытый урок в 7 «А» классе

Деепричастие как особая форма глагола

Тип урока: урок объяснения нового материала

Вид урока: исследование

Технологии: элементы КСО, элементы технологии проблемного обучения.


Цель: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола.

Задачи:

1) Образовательная: создать условия для представления о лексическом и грамматическом значении деепричастия, формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, определение роли деепричастия в предложении.

2) Развивающая: развивать грамотную устную речь, внимание, коммуникативный опыт общения;


3)Воспитательная: воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, взаимоуважение; поддерживать интерес к предмету.

Ход урока

I .Вступительное слово учителя.


На доске тема урока записана таким образом: …………….. как часть речи.


Учитель:

-Тема урока у нас не дописана, придётся её угадать. Но вы уже поняли, что мы будем изучать новую часть речи. Сейчас мы немного порисуем.

1. Рисование.

-На лист бумаги нанесите четыре точки вот таким образом: Слайд 1

точки

-С чем ассоциируются у вас данные точки? (границы, квадрат, точечный массаж и т.д.).

-А теперь фломастером другого цвета добавьте ещё точки (произвольно). Слайд 2


точки 2


-На что теперь похож ваш рисунок? (звёзды, песок, крупа, капли и т. д.).


Добавим ещё одну деталь: обведите четыре первые точки вот так: Слайд 3

точки 3

-А теперь добавьте к окружности, что хотите. Что за рисунок у вас получился? (цветок, солнышко, рожица и т.д.) Слайд 4


точки 4


-Какой рисунок интереснее: первый или последний? (последний интереснее).

-Почему? (мы дорисовали, добавили много деталей)

-С чего мы начинали рисовать? Какое действие было основным? (четыре точки)

-Как можно назвать действия, когда мы дорисовывали нашу «картину», добавляли к ней новые детали? (дополнительными, добавочными)

-Запомните (на доске появляется : ) Слайд5

основное действие добавочное действие.


2. Заранее подготовленные учащиеся (Тураханов Н, Шахов Д.) показывают сценку. Слайд 6

Григорович. Выдающийся русский писатель XIX века Д. В. Григорович вспоминает, как его очерк «Петербургские шарманщики» понравился писателю Ф. М. Достоевскому.

Достоевский. Но одно место Достоевскому не понравилось.

Григорович. В очерке было написано: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

Достоевский. Не то, не то, совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая.

Григорович. Да, действительно, звеня и подпрыгивая.


Учитель:

-Что вы представили? Что услышали? В чём разница? (Ответы детей)


Григорович. Выходит гораздо живописнее, дорисовывает действие…


Учитель:

— С русским языком можно творить чудеса. Можно делать его живописнее, дорисовывать…

-Какие слова помогли дорисовать действие? (звеня, подпрыгивая).

-Что они обозначают? (действие).

-Какая часть речи обозначает действие? (глагол)

-Звеня и подпрыгивая – глаголы? (да, нет)

-А какое действие они обозначают? (добавочное).

-На какой вопрос отвечают эти слова? (что делая?), а на какой вопрос отвечает слово «подпрыгнув»? (что сделав?).


Запомним!

Д. 2. На доске появляется что делая? что сделав? Слайд 7


Учитель:

-Вот с такой особой формой глагола, которая дорисовывает действие, мы сегодня познакомимся. Называется она деепричастие и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Запишите тему урока в тетрадях и карточке №1

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Части речи. Закрепление"








Карточка №1

Деепричастие как часть речи


Общее грамматическое значение.

Вопросы

Грамматические признаки

Роль в предложении






II

Учитель:

-Что вам показалось знакомым в теме урока? (причастие, части речи).

-Что вы знаете о причастии? (образовано от глагола и прилагательного, обозначает признак по действию и т.д.)

-Знакомясь с новой частью речи, что мы должны определить? (Общее грамматическое значение. Грамматические признаки. Роль в предложении.) Это задачи нашего сегодняшнего урока.


Обратимся к истории образования этого слова. Сообщение подготовленного учащегося(Штейн Р.)

Слайд 8

Слово деепричастие возникло в результате слияния двух слов – дее (от деяти в значении делать) и причастие (причастность). Этот термин был введён в грамматику Милентием Смотрицким в начале XVII – причастность к действию. До XVII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.



На доске появляется Слайд 9:

Деепричастие

Дее+причастие

Причастность к действию.


Вывод: деепричастие обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав?


(Записать в карточке №1)


Карточка №1

Деепричастие как часть речи


Общее грамматическое значение.

Вопросы

Грамматические признаки

Роль в предложении


Добавочное действие.


Что делая?

Что сделав?

И на вопросы наречия.




-Предлагаю вам наблюдение. Слайд 10

Наблюдение над предложениями.

Котенок лежит и отогревается на солнце. Котенок лежит, отогреваясь на солнце.

  1. Найдите основы предложений. Каким членом предложения становится во втором предложении слово отогреваясь? Что оно обозначает? (Добавочное действие)
    Это деепричастие.

  2. Какой вопрос от сказуемого,т.е. основного действия можно задать к добавочному?(Как? Что делая ?)

Проведем эксперимент. Попробуйте изменить деепричастие. Не получилось? Значит, это неизменяемая форма глагола. С какой частью речи роднит деепричастие его неизменяемость (С наречием). (Запись в карточке №1 НЕ ИЗМЕНЯЕМОСТЬ)

-Какая ещё часть речи не изменяется? (наречие)

-С какими частями речи деепричастия имеют общие свойства? (С наречием, с глаголом)



Вывод:

Что общего у деепричастия с глаголом?
Что общего у деепричастия с наречием?

Значит, деепричастие выполняет роль обстоятельства в предложении.(Запись в карточке № 1 ОБСТОЯТЕЛЬСТВО)

Деепричастие (как и причастие) заимствует признаки от другой части речи.

-Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само.

Сказка о нелегкой жизни деепричастия (Альмурзина А.)


Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме.
Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги, дали другое имя, хотя родственные связи налицо.
В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам и падежам, как это было до XVII века. Правда, и Причастиям живется нелегко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревают в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость.
Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.
Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. И всё вопросы задаёт как?, каким образом?, почему?. Или ещё лучше: что делая?, что сделав?.



-Итак, вы прослушали монолог деепричастия. Что нового вы узнали о деепричастии?(говорят) .Выполните самостоятельно следующее задание.

Слайд со схемой 11(Табличка на парте)



У деепричастия:

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Вид

1. Неизменяемость

2. Возвратность

2. Синтаксич. роль

3. Значение

3. Вопросы



-Кто прослушал, затрудняется в определении признаков деепричастия, обратитесь к параграфу 23. Проверить.


III.Выполнение тренировочных упражнений.


-Обратимся к учебнику, выполняем упр.178.(1,2 разобрать самой.)


IV.Домашнее задание. Слайд 12.

§22,23, упр.178 по образцу, ваши карточки вклейте в тетрадь для схем-опор.



V. Подведение итогов. Посмотрите на карточку №1, расскажите по ней о деепричастии как особой части речи.

Посмотрите на карточку №2, а на ней

-Что вы узнали нового сегодня на уроке русского языка?

-Что, к чему можно добавлять в жизни? (соль в еду, одежду в гардероб, хорошее настроение, заниматься спортом, чтобы прибавить здоровья, книги в библиотеку)

-Что вы сегодня добавили для себя? (знания).


VI. Рефлексия.

— Посмотрите на этот прекрасный корабль. Мы с вами сегодня плавали по океану знаний, у каждого из вас есть на парте человечек – юнга, это вы. Расположите его на этом корабле соответственно тому, как вы поняли сегодняшний урок.

Если вы хорошо разобрались, то ваш юнга взберется на паруса для того, чтобы быть готовым к встрече с новым;

Если у вас возникли вопросы, то он окажется на палубе;

Если же вы не поняли тему урока, то тогда он повиснет на якоре.

(Учащиеся подходят и прикрепляют человечков к кораблю)



-Спасибо большое всем, оценки……….

До свидания!














Григорович. Выдающийся русский писатель XIX века Д. В. Григорович вспоминает, как его очерк «Петербургские шарманщики» понравился писателю Ф. М. Достоевскому.

Достоевский. Но одно место Достоевскому не понравилось.

Григорович. В очерке было написано: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

Достоевский. Не то, не то, совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая.

Григорович. Да, действительно, звеня и подпрыгивая.

Учитель спрашивает.

Григорович. Выходит гораздо живописнее, дорисовывает действие…


Григорович. Выдающийся русский писатель XIX века Д. В. Григорович вспоминает, как его очерк «Петербургские шарманщики» понравился писателю Ф. М. Достоевскому.

Достоевский. Но одно место Достоевскому не понравилось.

Григорович. В очерке было написано: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

Достоевский. Не то, не то, совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая.

Григорович. Да, действительно, звеня и подпрыгивая.

Учитель спрашивает.

Григорович. Выходит гораздо живописнее, дорисовывает действие…



Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме.
Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги, дали другое имя, хотя родственные связи налицо.
В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам и падежам, как это было до XVII века. Правда, и Причастиям живется нелегко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревают в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость.
Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.
Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. И всё вопросы задаёт как?, каким образом?, почему?. Или ещё лучше: что делая?, что сделав?.















Карточка №1

______________________________ как часть речи


Общее грамматическое значение.

Вопросы

Грамматические признаки

Роль в предложении








Карточка №1

______________________________ как часть речи


Общее грамматическое значение.

Вопросы

Грамматические признаки

Роль в предложении








Карточка №1

______________________________ как часть речи


Общее грамматическое значение.

Вопросы

Грамматические признаки

Роль в предложении


















У деепричастия


ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА


ПРИЗНАКИ НАРЕЧИЯ











У деепричастия


ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА


ПРИЗНАКИ НАРЕЧИЯ











У деепричастия


ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА


ПРИЗНАКИ НАРЕЧИЯ











У деепричастия


ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА


ПРИЗНАКИ НАРЕЧИЯ































Карточка №1

Деепричастие как часть речи


Общее грамматическое значение.

Вопросы

Грамматические признаки

Роль в предложении


Добавочное действие.


Что делая?

Что сделав?



Не изменяется


Обстоятельство

-Какая ещё часть речи не изменяется? (наречие)

-С какими частями речи деепричастия имеют общие свойства?


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Большая буква в названиях улиц, сёл, деревень, городов и рек"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: