План-конспект урока
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
План-конспект урока
1. 7 класс
2. Тема урока «Мягкий знак после шипящих на конце наречий», один из уроков по теме «Наречие»
3. Учебник «Русский язык.». – Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.– М., 2010.
4. Цель: Изучить с учащимися случаи написания Ь на конце наречий.
5. Задачи:
Образовательная: формировать умение правильного написания Ь на конце наречий; повторить изученные орфограммы в теме «Наречие».
Развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности; развитие речи, орфографической зоркости; умение анализировать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать способность формирования интереса к изучению русского языка.
6. Тип урока: получение новых знаний.
7. Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
8. Оборудование: компьютер, средства мультимедиа, тексты с заданиями.
Структура и ход урока
1. Приветствие учащихся.
2. Сообщение темы и целей урока.
— Мы многое знаем о наречии. А сегодня на уроке мы рассмотрим случаи написания ь на конце наречий после шипящих. Но сначала вспомним то, что уже изучили о правописании наречий раньше.
3.Задание 1. Словарный диктант (взаимопроверка).
Откуда-нибудь, во-первых, полным-полно, мало-помалу, где-либо, по-лисьи, кое-куда, некогда, кое-как, по-товарищески.
Задание 2. С этими словами составьте словосочетания. Какой вид связи будет представлен в этих ССЧ? (примыкание)
Задание 3. Объясните написание одинаковых слов. Определите способ образования наречий.
А) Не трать времени впустую. Мы вошли в пустую комнату
.
Б) Зайти заодно к брату. Всё изменилось за одно мгновение.
В) Закончим работу, затем отдохнём. Остановка за тем углом.
(Учащиеся выполняют задание, проверяем, оцениваем, самооценивание).
4. Мы с вами вспомнили некоторые особенности этой части речи, теперь перейдём к нашей теме. Выполним сначала задание. Правописание какого из наречий у вас вызвало затруднение (уж).
5.Посмотрите на доску. Здесь записаны наречия. Попробуйте сделать вывод: когда в них пишется Ь, а когда нет.
Прочь, вскачь, сплошь
Уж, замуж, невтерпёж (Исключения)
Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ
6. Чтение правила в учебнике §44. Выполнение упр. 263
7. Работа с таблицей. Давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их, используя примеры, записанные на доске. Дополните своими примерами. Аргументированно докажите свой выбор.
Туч(), лещ(), ноч(), товарищ(), хорош(), учиш()ся, свеж(), поймаеш(), сплош(), замуж(), испеч().
8. Потренируемся
9. Наречия используются в художественной литературе, так как они придают речи образность и выразительность. Перед вами текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Проверьте, используя интернет.
Р…внина еще цепенеет, но среди глубокого бе…молвия ночи под снежною пеленою уже слыш…тся говор пробуждающихся руч…ев. В оврагах и ложбинах этот говор пр…нимает размеры глухого гула() и предостерегает путника, что дорога в этом месте изрыта зажорами. Но лес еще молчит() придавленный инеем ()словно сказочный богатырь железною шапкою. Темное небо сплош() усыпа…о звездами, льющими на землю холодный и трепещущий свет. В обманчивом его мерцании м…лькают траурные точки деревень, утонувших в сугробах. Печать сиротливости, заброшенности и убожества легла и на застывшую р…внину, и на безмолвствующий проселок. Все скова…о() беспомощно() и безмолвно() словно задавлено невидимой, но грозной кабалой.( Сказки Салтыкова-Щедрина М.Е. «Христова ночь» )
— Определите тип текста.
— Определите стиль.
— Вспомните известные вам средства художественной выразительности и приведите примеры из текста.
10. Вывод.
11. Используя наречия, правописание которых мы узнали сегодня на уроке, сделайте своё описание «Христовой ночи»