Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»
Кош-Агачский район
Республика Алтай
Урок
русского языка
в 7 классе по теме
«Понятие о причастии»
Ажикенова Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Цели урока: познакомить учащихся с причастием, его основными признаками;
формировать умение отличать причастия от имен прилагательных и
видеть в нем признаки глагола и прилагательного.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Форма урока: урок-игра (ИКТ)
Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК, картинки.
Ход урока
Слово учителя. Постановка целей урока. (1 слайд)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи-причастием.
Даль В.И в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» так определил причастие. (Учитель читает слайд, еще один слайд с портретом Даля В.И.)
Причастие-«часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
-Сегодня мы познакомимся с признаками причастий , научимся различать причастие и прилагательное, также узнаем, какие бывают суффиксы у причастий.
Моими помощниками на уроке будут папа Глагол, мама Прилагательное и их сыночек Причастие. Они начинают урок, им слово.
1.Сценка.
Глагол: Я сегодня целый день подметал, убирал, чистил, отмывал, оттирал- словом, много всего по хозяйству делал, чтобы в доме чувствовался порядок. Шутка ли- сынок приезжает на каникулы.
Прилагательное: А я художница и поэтому раскрашивала цветы в саду. Они сразу становились яркими, разноцветными и душистыми. А соседка моя даже сочинила про меня стишок:
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол: А вот и наш сыночек Причастие идёт. Здорово, сын!
Прилагательное: Сынок, ты сделал выпускной экзамен на самостоятельно?
Причастие: Пока нет, а когда сдам, стану самостоятельной частью речи. А пока ещё меня считают папенькиным сыночком, то есть особой формой глагола. Будто я не сам по себе, а малыш какой-то. Будто я без папы и шагу ступить не могу.
Глагол: Ладно, сынок, не грусти. (Хлопает сына по плечу.) ты ведь пока несовершеннолетний, подрастёшь ещё. И потом, быть особой формой глагола тоже не так уж плохо.
Прилагательное: По- моему, это ужасно несправедливо, что Причастие считается особой формой глагола.(Пожимает плечами.) Ведь сам посмотри(обращается к мужу), ну чем он на тебя похож? Только тем, что тоже носит эту дурацкую шляпу.
Глагол: Глагол без шляпы- не Глагол! Я тебе сто раз это говорил. Раз Причастие- особая форма глагола, ребёнок должен носить шляпу.
Прилагательное: И всё- таки я не понимаю, почему Причастие не называют особой формой Прилагательного? Ведь у него глаза мои, нос мой…
Причастие: вот любители поспорить! Я ведь на обоих ужасно похож. Во мне ясно видны и черты Прилагательного, и черты Глагола. Пошли лучше в дом. Я жутко голодный. (Уходят.)
— А пока они завтракают, скажите, что вы узнали о Причастии? (Особая форма глагола, имеет черты глагола и прилагательного.)
3.Проверка домашнего задания.
-Давайте сейчас повторим признаки глагола и прилагательного, проверив домашнее задание: морфологический разбор глагола играет и прилагательного маленькая из предложения Маленькая кошка играет с фантиками и шариками.
Слайд №3
Запись на слайде:
-посмотрите на кошку
-по каким признакам можно узнать именно эту кошку ? (какая она?)
-названы постоянные признаки кошки.
4.Объяснение нового материала. (Учитель читает текст слайда, затем обращается к ученикам с вопросами.)
Слайд №4
Признаки, которые приобретает кошка, когда над ней совершают действия. (рисунок кошки, которую красит мальчик; затем стрижет её)
Если кошку покрасить, то она будет не рыжая, а какая? (покрашенная)
-А если её постричь, то какой она станет? (постриженная)
Вывод: над кошкой совершили действие. Причастие можно заменить словосочетанием «местоимение+ глагол».
-А с прилагательным можно сделать подобную замену? (нет)
-Причастие тоже имеет признаки, но по действию.
Наш мальчик Причастие что-то хочет узнать, но он очень скромный и умный. Послушайте его рассуждения.
Слайд№5.
Собака какая?-спящая, потому что собака спит.
Супчик какой?-кипящий, потому что супчик кипит.
Фикус какой?-торчащий, потому что он торчит.
А папа какой?-брюзжащий, потому что он вечно брюзжит.
Вывод: Причастие : я думаю, что маме и папе не надо спорить, на кого я похож больше и почему я особая форма глагола. Как мама я отвечаю на вопросы Какой? Какая? Какие?, обозначаю признак, но по действию. Признак по действию-это признак папы. Еще я имею вид и время как папа.
-Давайте попробуем определить признаки глагола и прилагательного у причастия, используя материалы слайда.
Вывод: причастие-особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Имеет постоянные признаки-вид и время.
Слайд№6
Задание. Вставьте нужные причастия в стихотворные строчки.
Солнце какое?-…
Потому что оно сияет.
Стрекоза какая?- …
Потому что над лужей летает.
Головастик какой?-…
Он в болоте на кочке ночует.
Мой братишка Володька…
На асфальте он мелом рисует.
Младенец какой?-…
Потому что в коляске орёт.
Сосед дядя Петя…
Он песню младенцу поёт.
Слайд№6
-Определите глагольные признаки причастия, выделите суффиксы.
Слайд№7
-Просклоняйте имя прилагательное и причастие:
И.п кошка (какая?) рыжая, покрашенная.
-Понаблюдайте, как изменяются прилагательные и причастия, в каких формах они согласуются с именем существительным.
-Какую часть речи поясняют прилагательные и причастия?
-Признаки прилагательного у причастия-непостоянные.
Слайд№8
Суффиксы причастий
-ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-,-ем-(-ом-), -им-, -енн-(-ённ-), -нн-, -т-.
-Опознать причастие можно и по суффиксам.
Слайд№9
Задание. Найдите словосочетание «причастие+существительное». Выпишите данные словосочетания в тетради и обозначьте суффиксы.
1 теплый дождь 5 скошенная трава
2 лаявшая собака 6 каменный дом
3 спелый крыжовник 7 желтая рожь
4 собранные грибы 8 высохшая трава
Слайд№10
-Чтобы ваша речь была образной, яркой, меткой, надо учиться употреблять причастия в собственной речи. Давайте по картинке сказки «Колобок» составим несколько предложений с причастиями.
Подведем итоги
В ходе урока мы:
1. познакомились с грамматическими признаками причастий;
2. научились различать причастия и прилагательные;
3. познакомились с суффиксами причастия;
4. приобрели навык употребления причастия в речи.
Домашнее задание.
Продолжить работу по картинке, составив связный текст. Определить у причастий признаки глагола и прилагательного, выделить суффиксы причастий