Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі
Шығыс Қазақстан облысы,Көкпекті ауданы,Үлгілі малшы ауылы
Абай атындағы «Мектеп-бала бақша» кешені КММ
Кемербаева Гульмира Алпысбековна
Орыс тілі пәнінің мұғалімі
Тема: « Обособление дополнений».
Цели урока:
Образовательные: формирование понятия об обособленном дополнении, привитие учащимся навыка
различения его на письме, формирование нового пунктуационного навыка (выделение
обособленного дополнения в предложении);
Развивающие: развитие устной и письменной речи, умение выделять главное в тексте, определять
главную мысль, развитие умений и навыков выполнения грамматического разбора,
способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы при работе в
парах, в группах.
Воспитательные: воспитать умение слушать доброжелательно оценивать работу товарищей; чувство
ответственности, чувство любви к родной земле, к прекрасному.
Тип урока: урок закрепления нового материала.
Методы: словесный, практический, проблемно- поисковый, наглядный, творческий, интерактивный.
Оборудование: компьютер, экран, документ- камера, слайды, учебники, карточки, электронный учебник,
листы контроля, оценочный лист.
Этапы урока:
Организационный момент
1. Цели урока.
2. Эпиграф
Разминка.
Словарный диктант. Взаимопроверка.
Закрепление новой темы. Работа по электронному учебнику.
Прослушивание темы.
Работа по карточке (самопроверка)
Запись предложений. Составление схемы.
«Четвертый лишний».
Алгоритм теста
Проверка домашнего задания
Анализ текста страница 190 упр.2 (групповая форма работы)
1/ Работа над содержанием текста.
а) прочитать текст
б) определить основную мысль
в) дать заглавие отрывку
2/ Задания группам: (дифференцированные задания)
Сообщения учеников « Птицы нашего края».
Показ рисунков птиц через документ камеру. (Региональный компонент.)
VI Контроль знаний
Тест
Опрос по теме: «Простое предложение» (работа в парах сменного состава)
VII Подведение итогов урока.
Рефлексия
Комментирование оценок урока (оценочный лист, мониторинг)
VIII Задание на дом (инструктаж)
Ход урока.
I. Организационный момент
1 Цели урока.
2 Эпиграф
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе.
К. Паустовский.
II Разминка.
Грамматическая основа предложения — подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство/
Простое предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого) – односоставное предложение
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, связаны одним и тем же членом предложения, являются одинаковыми членами предложения, выражены одной частью речи –
однородные члены предложения.
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией, содержат элементы добавочного сообщения – обособленные члены предложения.
Тема прошлого урока – обособление дополнений.
III Словарный диктант.
Край отцов, защита отечества, просвещение народа, вечный огонь, снежная пурга, судить об искусстве.
Взаимопроверка. Беседа, показ слайдов.
VI. Закрепление новой темы. Работа по электронному учебнику.
1. Прослушивание темы.
Работа по карточке (самопроверка) проверка через документ- камеру
Запись предложений. Составление схемы.
«Четвертый лишний».
Алгоритм теста
Алгоритм к тесту:
«Как правильно определить предложение с обособленным дополнением»
1. Читаем все предложения.
2. Находим предложение с предлогами кроме, помимо, сверх, наряду с.
3. Определяем, что обозначают предметы в предложении (включение или исключение)
4.Ообозначаем это предложение.
Проверка домашнего задания
Анализ текста страница 190 упр.2 (групповая форма работы)
Работа над содержанием текста.
а) прочитать текст
б) определить основную мысль
в) дать заглавие отрывку
Задания группам: (дифференцированные задания)
I группа
1. Морфологический разбор существительного – лебеди
2. Найти предложение с однородными членами, разобрать, составить схему.
3. Творческое задание: составить предложение с обособленным дополнением.
II группа
Разбор по составу слова подстреленная.
Морфологический разбор слова вернувшись
3. Творческое задание: составить предложение с обособленным дополнением.
III группа
Морфологический разбор слова потерявший
Синтаксический разбор предложения Вот уже четвертую осень он прилетает сюда.
3. Творческое задание: составить предложение с обособленным дополнением.
Сообщения учеников « Птицы нашего края».
Показ рисунков птиц через документ камеру. (Региональный компонент.)
VI Контроль знаний
Тест
Из чего состоит грамматическая основа предложения?
а/ подлежащее и определение в/ сказуемое и обстоятельство с/ подлежащее и сказуемое
Назовите второстепенные члены предложения:
а/ дополнение, определение, обстоятельство в/ подлежащее, определение, дополнение с/ сказуемое,
обстоятельство, определение
Найдите односоставное предложение.
а/ В саду шелестят листья. в/ Теплый ветер гуляет по траве. с/ Вокруг тишина.
Определите двусоставное предложение.
а/ Мне долго не открывали. в/ Большой костер развели на берегу. с/ Всю ночь мы не спали.
Найдите дополнение в предложении. За лето я прочитал много интересных книг.
а/ книг в/ много с/ интересных
Укажите, какой частью речи обычно выражено дополнение:
а/ прилагательным в/ существительным в форме косвенных падежей с/ глаголом
В предложении Кроме Сергея Никитина на выставке картин были все найдите обособленное дополнение
а/ на выставке картин в/ были все с/ Кроме Сергея Никитина
С какими предлогами употребляются обособленные дополнения:
а/ несмотря на, благодаря в/ кроме, помимо, сверх с/ вследствие, ввиду, в течение
Определите, чем осложнено предложение. Все за исключением Вари громко аплодировали певцам.
а/ обособленным дополнением в/ однородными членами предложения с/ обособленным определением
В предложении Весь материал включая дневники путешественников тщательно изучается найдите обособленное дополнение:
а/ весь материал в/ тщательно изучается с/ включая дневники путешественников
2. Опрос по теме: «Простое предложение» (работа в парах сменного состава)
Из чего состоит простое предложение?
Что называется подлежащим?
Что называется сказуемым?
Что такое дополнение?
Что называется обстоятельством?
Что такое определение?
Какие предложения называются двусоставными, а какие односоставными?
Перечислите группы односоставных предложений.
Какие члены предложения называются однородными?
Какие члены предложения называются обособленными?
Расскажи об обособленном дополнении.
VII Задание на дом (инструктаж) Пересказ текста стр. 190 упр. 2. Работа в парах.
VIII Подведение итогов урока.
Рефлексия. Составление кластера «Обособленные дополнения»
Комментирование оценок урока (оценочный лист, мониторинг)
Заключительное слово учителя.
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Древнегреческий писатель и философ Плутарх