Тема урока: Однородные члены предложения, знаки препинания при них.
Цели урока:
Уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов предложения.
Повторение сведений о значении союзов в тексте.
Усвоение правил пунктуации при однородных членах и отработка соответствующих навыков.
Активизация внимания учащихся.
Воспитание взаимопомощи.
Ход урока
— Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать”. Как вы понимаете это высказывание?
— Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему уроку?
— Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять. Сейчас мы запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтоб ваша запись была грамотна, а вы, делая её, чувствовали бы себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм?
(Учащиеся объясняют правописание подчёркнутых букв.)
— Обратите внимание: две запятых стоит в предложении. В связи с чем?
(Учащиеся объясняют постановку знаков.)
— Теперь запишем без ошибок эпиграф. В правой части тетради, без кавычек. Фамилия автора пишется без скобок, точка не ставится.
— Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения. А чтобы воспоминания не были отрывочными, воспользуемся учебником. Стр.93, упр.149 (Учебник под ред. М.М.Разумовской.) Я вас буду спрашивать, а вы находите ответы в этом упражнении.
(Вопросы содержатся в упр.150.)
Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?
Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?
В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?
— Обобщите наблюдения и сделайте вывод.
— Теперь, когда вы уже познакомились с предложениями 149 упражнения, давайте выразительно прочтём их и попытаемся ответить на вопросы:
— Какую роль играют однородные члены? Если использовать вместо однородных членов только одно слово, изменится ли от этого образность высказывания?
— Давайте сделаем ещё один вывод: однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности. Это краткий и выразительный приём речи.
— Как однородные члены могут быть связаны в предложении?
— Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга. Можете воспользоваться тетрадями-справочниками. (Их мы ведём с 5 класса).
Примеры | ||
Соединительные (соединяют один однородный член с другим) | И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и .. | 1. Дни стояли теплые и ласковые. 2.Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет) 3.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. 4.В лесах водятся как зайцы, так и лисы. 5.Она не только работала, но и училась. |
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование) | Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся) | 1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр. 2.Волны то набегали на берег, то отступали. 3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб. |
Противительные (противопоставляют один член другому) | А, но, да (=но), зато | 1. Мал золотник, да дорог. 2. Ученье – свет, а неученье – тьма. 3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись. |
(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах. На доске и в тетрадях схемы предложений заносятся в обобщающую таблицу.)
Запятая не ставится | |
О,а О (перед противительными союзами) О, и О, и О (перед повторяющимися союзами) как О, так и О (перед второй частью двойных союзов) | ОиО Ода (=и) О О или О (при одиночных соединительных и разделительных союзах) |
— Играем в “Третий лишний”.
И, зато, а.
А, но, либо.
И, ни-ни, то-то.
Не только…,но и; не то – не то; или.
— Работа в парах. Запишите с доски предложения, в которых не поставлены знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие), подготовьтесь к защите. (В это же время “сильные” ученики работают по индивидуальным карточкам.)
1. Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.
2. Ум имей хоть маленький но свой.
3. Видны и лес и поле и река.
4. Ветер то дунет то замрёт.
5. Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова верфь.)
6. В небе показался не то коршун не то ястреб.
7. Мала победа да своя.
Заслушиваем объяснения.
— Подведём итоги. Удалось ли вам воспользоваться своими знаниями? А что вы вспомнили или узнали?
— Домашнее задание: § 24, 25; упр.153