Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием проблемного метода обучения.
Цели урока:
1) расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения, его признаках, способах выражения;
2) формирование умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала и нового (понятие о подлежащем);
3) создание условия для повышения интереса к языку, для развития навыков общения и совместной деятельности;
4) развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия, способности к самоанализу, рефлексии.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Программные средства: Microsoft Power Point.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства | |
Мотивация познавательной деятельности
2.Актуализация знаний.
3Изучение нового материала.
4 Итог урока, рефлексия.
5. Задавание домашнего задания. | Чтение текста Л.Н.Толстого «Два товарища» учителем Вопросы к учащимся: -О чем говорится в басне Л.Н.Толстого? — Тема? -Идея? -А не говорится ли в этой басне о каком-либо правиле взаимодействия? -Сегодня на уроке мы будем учиться взаимодействовать, работать в команде, принимать точку зрения товарища или убеждать его в своей правоте.
Вопросы к учащимся: -Из чего состоит этот текст? -На чем держится каждое предложение? -Да, грамматическая основа предложения как чудо-юдо рыба-кит в сказке Ершова, на которой все держится. А что такое грамматическая основа предложения? — Что такое подлежащее? -Сказуемое? -А зачем её искать? — А трудно найти ГО? Как это сделать?
1.Организация индивидуальной работы: -Перед вами группы предложений, синей ручкой или карандашом подчеркните ГО в предложениях.
2.Организация работы в группах -Теперь положите синие ручки и возьмите зеленые, повернитесь друг к другу, образовав малую группу, обсудите ваши работы, дополните их и исправьте свои ошибки зеленой ручкой, если вы согласны с товарищами.
3. Проверка результатов работы. -Сколько раз вы воспользовались зеленым стержнем? -Молодцы! Это значит, что вы учились взаимодействовать с товарищами, принимать их точку зрения. Исправление ошибок по образцу на слайде -А кто справился с этой работой без ошибок? -Вы можете быть спокойны: вы никогда не заблудитесь в теме «Подлежащее»
4.Организация индивидуальной работы: -Посмотрите, какое множество обличий у подлежащего. Во втором столбике таблицы попробуйте сначала самостоятельно ответить на вопрос: «Чем выражено подлежащее?» синей ручкой.
5.Организация работы в группах — Теперь положите синие ручки и возьмите зеленые, повернитесь друг к другу, образовав малую группу, обсудите ваши работы, дополните их и исправьте свои ошибки зеленой ручкой, если вы согласны с товарищами.
6. Проверка результатов работы по слайду красной пастой. -Сколько раз вы воспользовались зеленым стержнем? -Молодцы! Это значит, что вы учились взаимодействовать с товарищами, принимать их точку зрения. — А есть среди вас такие, кто исправил верный ответ на неверный? -Что не получилось у вас при взаимодействии с товарищами? (Надо учиться быть убедительными, доказывать свою точку зрения) -У кого нет ошибок? (ставлю5)
Система вопросов: -Какие подлежащие легко узнаются при встрече? -А какие откликаются с трудом? -А какое обличие подлежащего удивило вас больше всего? — А чему ещё вы сегодня учились? -Может, кто-то хочет высказаться о том, какие чувства возникали у него в процессе работы?
Спасибо вам за урок, но за уроком идет д/з Посмотрите на ваши таблицы: у нас остался пустым третий столбик таблицы «Свои» примеры». Поэтому, дома вы будете выписывать из басни Л.Н.Толстого и из других художественных произведений «свои» примеры на каждый пункт таблицы.
| Работа с текстом Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Индивидуальная работа с текстом
Работа в группе
Коррекция своих знаний
Индивидуальная работа с предложениями
Групповая работа
Коррекция своих знаний
Ответы на вопросы
Запись домашнего задания | слайд № 1
Слайд№2
Слайд№3,4
слайд№5
слайд№6
слайд№7 |
Индивидуальная карта учащегося___________________________
1.Басня Л.Н.Толстого «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему, стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мертвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну что, -говорит, — медведь тебе на ухо шептал?».
— А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают!
2. Подлежащее___________________________________________
Чем выражено подлежащее? | «Свои» примеры | |
1.Челябинск – наш дом
|
|
|
2. Живу я в глубине России. Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит.
|
|
|
3.Семеро одного не ждут.
|
|
|
4. 3688 километров – длина Волги.
|
|
|
5.Присутствующие удивлены. Далече грянуло ура.
|
|
|
6.Курить – здоровью вредить.
|
|
|
7.Мы с приятелем вдвоем замечательно живем. Энциклопедии «Я познаю мир» — мои любимые книги.
|
|
|
8. На поле вышли от мала до велика.
|
|
|
3.Д/З. Выписать из басни Л.Н.Толстого «свои» примеры на каждый пункт таблицы, а если каких-то примеров не найдется, то можно взять их из других художественных произведений.