Тема урока: Правописание приставок на з-, с- .
Цели урока: 1.закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи;
2.развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать и обобщать;
3.воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы :словесный, практический
Оборудование: интерактивная доска, карточки, опорная таблица.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Психологический настрой на работу:
Сегодня мы продолжим путешествие по стране «Словария», будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек все делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.
3.Сообщение темы урока и постановки цели.
Мы уже несколько уроков работаем по теме « Состав слова» и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З -, а когда С -. И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку 21 века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зеленый наряд.
4. Словарная работа
Запиши правильно через запятую словарные слова.
-Проходить курс наук, получать образование где- дибо, в школе ( обучение)
— Род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющий источником существования ( профессия)
— Должностное лицо, которое заведует чем – либо.( заведующий)
— Отсутствие стойкости, мужества, твердости духа.( малодушие)
— Отечество, родина (Отчизна)
Разобрать слова по составу: обучение, заведующий, малодушие.
— Для чего служат в русском языке приставка и суффикс?
-Какое значение имеет в слове окончание?
5.Объяснение новой темы
— Прочитайте пословицы
Безделье до добра не доводит.
У сильного всегда бессильный виноват.
— А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?
От | собака | безделья |
От безделья собака лает.
— Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.
— Какие здесь выделены слова во всех трех пословицах7 Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку
-Как мы произносим приставки? Все ли отчетливо буквы мы слышим? Подчеркни первую согласную в корне.
— Перед звонкой или глухой согласной пишется З— ?
— Повторим буквы, обозначающие согласный звук.
— Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.
Что? | Что? | Какой? | |
Дело | — безделье | сила | — бессильный |
лес |
| дума |
|
дорога |
| жалость |
|
молва | — безмолвие | край |
|
право |
| злоба |
|
закон |
| совесть |
|
— Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра .Сколько «очков» набрано?
без- бес-
8:4
Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки?
Перед звонкой или глухой согласной пишется З
Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки?
Перед звонкой или глухой согласной пишется С?
Вывод.
6. Творческий диктант
— Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределите в два столбика: без-, бес-.
Ребенок без забот ( беззаботный)
Жидкость без цвета(бесцветная)
Дорога без конца (бесконечная)
Плач без звука ( беззвучный)
Движение без шума (бесшумное)
Шоколад без вкуса ( безвкусный)
Вход без платы ( бесплатный)
Ребенок без помощи ( беспомощный)
Пустыня без воды ( безводная)
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
И.п – сидя, руки на поясе. 1- повернуть голову направо. 2- и.п. То же налево.Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1- наклонить голову назад. 2- и.п. То же вперед .Повторить 6-8 раз.
И.п.- сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.
9. Работа с текстом. Чтение письма к молодежи писателя Леонида Леонова.
Дорогие юные друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на зтой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга.
— В каком предложении содержится основная мысль?
— Какие предложения употреблены в переносном значении?
-Как вы понимаете слова этого текста?
Самостоятельная работа
— Вставить пропущенные буквы. Устно объяснить выбор написания приставок.
Составления суждения о письме Л.Леонова.
— Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л.Леонова?
— Давайте подтвердим свое согласие или несогласие, т.е. выскажем суждение.
В этом нам помогут следующие выражения:
Я разделяю ( не разделяю) точку зрения, что …
Я согласен ( не согласен) с тем, что …
Мне кажется убедительной ( неубедительной) мысль о том, что…
Выполнение письменной работы.
Проверка выполненного задания.
Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.
Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несет страшные бедствия. Без зеленого наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.
— А что надо сделать, чтобы сберечь лес?
— Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке?
— Какой твой вклад может быть полезным для природы?
10.Задание на дом. Упр.50 – списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.
Составить устно письмо своим сверстникам об охране природы.
Опорная карточка:
Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зеленый наряд планеты.
В лесу …. ( не ра..жигайте, может во…пламениться, ра..цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).
Итоги урока.
— Назовите тему сегодняшнего урока.
-Какие моменты урока вам лучше запомнились?
Оценки за урок.
Тема урока: Имя существительное
Цели урока: 1. закрепить знания учащихся по определению числа, рода, падежа и склонения имен существительных;
2.развивать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, творческие способности, расширить словарный запас;
3. воспитывать коллективизм, чувство сопереживания ,уважения друг к другу и русскому языку.
Тип урока: повторение и закрепление изученного
Оборудование: интерактивная доска, карточки.
Ход урока
Входит Незнайка. В руках у него учебник русского языка и орфографический словарь.
Незнайка: Дорогие мои ребятишки! И я нынче взял в руки книжки. Приглашаю и вас путешествовать, знания свои совершенствовать. Вы знаете, ребята, я решил совершенствовать свои знания по русскому языку. Ведь наш русский язык – великий язык. На нем говорили Пушкин А.С.; Толстой Л.Н.; Есенин С.А. Русский язык красивый язык и певучий. И очень важно правильно говорить на нем, не засорять его плохими словечками, правильно ставить ударение, грамотно строить предложения, очень важно правильно ставить слова в нужном падеже. Итак, мои друзья, в путь за знаниями. А какова тема нашего путешествия мы узнаем, ответив на эти вопросы:
Что изучает морфология?
На какие группы делятся части речи?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Что обозначает имя существительное?
Какие морфологические признаки имеет?
Составление кластера
число падеж
Имя существительное
род склонение
— Итак, мы с вами отправляемся в страну Имени Существительного. Здесь свои правила и законы. Чтобы выполнить все задания, добраться до цели и благополучно вернуться обратно, надо знать все эти правила и законы, уметь их применять. Отправляемся.
Остановка «Словарная»
Из написанных слов нужно выбрать и записать у себя в тетради только имена существительные, причем в первый столбик выписываем слова, отвечающие на вопрос кто?, а во второй – на вопрос что?
1 2
рабочий город
собака огород
девочка орех
завод
молоток
весна
— Определите число и род выписанных существительных. Запишите эти существительные во множественном числе.
Остановка «Конструкторская»
— Возьмите любое словарное слово и составьте предложение.
Летом в парке нашего города играет духовой оркестр.
— А теперь разберите это предложение по членам предложения и по частям речи.
Остановка « Физкультурная» Физминутка
Мелкие шажки – раз, два, три.
Мелкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Остановка « Сортировочная»
— Выпишите из составленного предложения все возможные словосочетания.
Играет (где?) в парк
В парке (чего?) города
Города ( какого?) нашего
Играет ( когда?) летом
Оркестр ( какой?) духовой
Остановка «Ориентировочная»
Коллективное выполнение упр.52
Остановка «Поэтическая»
Выразительное чтение стихотворения ученицей. Ребята выписывают в тетрадь имена существительные и определяют их склонение .
Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп –на зайчишку
Падают шишки,
Ходит зайчишка
Весь в синяках
Как после стрижки
Шерсть на боках.
Осень – 3-е скл.,
Пальтишко – 2-е скл..
Кедр -2-е скл.,
Шишка – 1-е скл.,
Опушка – 1-е скл..
Шерсть – 3 –е скл.
Кукушка – 1-е скл.,
Зайчишка -1-е скл.,
Синяк – 2-е скл..
Стрижка – 1 –е скл..
Бок – 2 – е скл.
Индивидуальное задание.
— Перед вами слово, обозначающее тему, по которой вы должны придумать по 3-4 слова имени существительного.
Школа Море Столовая Лес Комната Город
учитель пляж хлеб трава кровать машина
класс пловец компот деревья стол автобус
мел лодка котлета цветы диван трамвай
ученик волны каша грибы кресло магазины
оценка парус суп ягоды телевизор театр
Остановка «Загадочная»
Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживаем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа ( за – дача )
Мой первый слог
Найдешь тогда,
Когда в котле,
Кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом –
Школьный столик твой. ( пар- ты)
Остановка «Типографская»
— Напишите в строчку любое слово из четырех букв. Для каждой буквы следует подобрать еще по пять слов- существительных, начинающихся с этой буквы и записать их в столбик.
О | В | А | |
Сокол Сосна Солнце Старик Сказка | Облако Окно Огород Орех окунь | Вата Весна Венок Воротник Воздух | Азбука Арбуз Апельсин Абрикос Антенна |
Остановка «Самостоятельная»
-Помогите Буратино исправить ошибки в письме.
Дарагой папа Карло!
Я пошол с рибятами во Дворец Имени Существительного. За меня не волнуйся. Я попил две чашки кофе и съел адин бутирброд. Скоро буду. Твой Буратино.
Дети исправляют ошибки.
Подведение итогов урока. Оценивание.
Домашнее задание. Упр.54.