УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 8-Й КЛАСС
Тема. Способы выражения подлежащего
Цель урока: расширить представления учащихся о подлежащем; отрабатывать навыки синтаксического разбора; пополнять словарный запас; прививать интерес к предмету.
Методические приемы: объяснение учителя, составление таблицы, беседа, конструирование предложений, выполнение разноуровневых заданий, лингвистическая игра.
ХОД УРОКА
1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа на повторение
— Что называется предложением?(Грамматически оформленное и интонационно завершенное выражение мысли, имеет грамматическую основу)
— Что вы знаете о структуре предложения? (Простое и сложное)
— Какие предложения по цели высказывания вы знаете? По эмоциональной окраске?
— Что такое грамматическая основа?
— Какими по составу бывают предложения?
— Где стоит подлежащее по отношению к сказуемому при прямом порядке слов в предложении?
— Что такое инверсия? Где уместно использовать инверсию?
2.Лингвистическая разминка (повторение частей речи)
Выпишите из текста самостоятельные части речи, вспомните определения. Найдите в тексте часть речи, которая не относится ни самостоятельным частям речи, ни к служебным.
1.«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил, и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».
2.Чу, кто-то приближается.
Существительное: воля, жизнь, дни, старость.
Прилагательное: блаженных, печальней, мрачней, бессильной.
Глагол: хочешь, знать, делал, задумал, приближается.
Местоимение: ты, моей, я, кто-то.
Числительное: трех(дней).
Наречие: давным-давно.
Междометие: чу.
3.Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Тема нескольких уроков – «Двусоставные предложения» — не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое.
В восьмом классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего о подлежащем.Сегодня мы убедимся с вами, что в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитав статью учебника, а затем составив обобщающую таблицу.
2.Изучение теоретического материала учебника.
3.Составление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего».
Пример | |
Существительное в И.п. | Солнце светит всем. |
Местоимение в И.п. | Мы никогда не ссоримся. |
Числительное в И.п. | Двенадцать делится на шесть. |
Прилагательное или причастие в значении существительного | Взрослые часто не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание. |
Неопределенная форма глагола | Курить – здоровью вредить. |
Наречие | Очевидно не значит верно. |
Междометие | Вдали послышалось ура. |
Неделимое словосочетание | Прошло несколько дней. |
4.Выполнение учащимися разноуровневых заданий
1-й уровень
Спишите предложения, подчеркните подлежащее, определите, какими частями речи они выражены
1.Мама развела на берегу костер, приготовила обед и чай. 2.Мы вернулись к нашим удочкам.3. Кто-то громко назвал меня по имени.4. Иван Ильич разложил бумаги на столе. 4. Охранять природу – значит охранять Родину.
5. Девять делится на три.
2-й уровень
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Вместо точек вставьте подлежащие, определите способ их выражения.
… теперь идут в палаты, у ворот бл..стают латы. И стоят в глазах царя … .
… обеда пр..ближался,… по двору раздался: входят …, семь удалых усачей.
… молвит: «Что за диво? … так чисто и красиво». … терем приб…рал да хозяев поджидал.
3-й уровень
Составьте предложения, употребляя данные слова в качестве подлежащих. Определите способ выражения подлежащих.
Трудиться; один из спортсменов; присутствующие; много городов; трое; никто; ау.
IY. Лингвистическая игра «Покажи предложение»
Две команды. На доске написаны предложения. Участники должны выбрать слова на карточках, где написаны члены предложения и стать согласно записанному на доске предложению.
Снова что-то зашумело в лесу. (Наречие, местоимение, глагол, предлог, существительное).
Четыре человека давно его ждут. (Числительное, существительное, наречие, местоимение, глагол)
Ученикам предлагается определить подлежащее.
Y. Подведение итогов урока.
— Что такое двусоставное предложение?
— Что такое подлежащее?
— Какие способы выражения подлежащего вам известны?