Конспект урока для 8 класса «Способы выражения подлежащего»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 8-Й КЛАСС

Тема. Способы выражения подлежащего

Цель урока: расширить представления учащихся о подлежащем; отрабатывать навыки синтаксического разбора; пополнять словарный запас; прививать интерес к предмету.

Методические приемы: объяснение учителя, составление таблицы, беседа, конструирование предложений, выполнение разноуровневых заданий, лингвистическая игра.

ХОД УРОКА

1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа на повторение

— Что называется предложением?(Грамматически оформленное и интонационно завершенное выражение мысли, имеет грамматическую основу)

— Что вы знаете о структуре предложения? (Простое и сложное)

— Какие предложения по цели высказывания вы знаете? По эмоциональной окраске?

— Что такое грамматическая основа?

— Какими по составу бывают предложения?

— Где стоит подлежащее по отношению к сказуемому при прямом порядке слов в предложении?

— Что такое инверсия? Где уместно использовать инверсию?

2.Лингвистическая разминка (повторение частей речи)

Выпишите из текста самостоятельные части речи, вспомните определения. Найдите в тексте часть речи, которая не относится ни самостоятельным частям речи, ни к служебным.

1.«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил, и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

2.Чу, кто-то приближается.

Существительное: воля, жизнь, дни, старость.

Прилагательное: блаженных, печальней, мрачней, бессильной.

Глагол: хочешь, знать, делал, задумал, приближается.

Местоимение: ты, моей, я, кто-то.

Числительное: трех(дней).

Наречие: давным-давно.

Междометие: чу.

3.Объяснение нового материала

1.Слово учителя. Тема нескольких уроков – «Двусоставные предложения» — не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое.

В восьмом классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего о подлежащем.Сегодня мы убедимся с вами, что в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитав статью учебника, а затем составив обобщающую таблицу.

2.Изучение теоретического материала учебника.

3.Составление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего».

Подлежащее

Пример

Существительное в И.п.

Солнце светит всем.

Местоимение в И.п.

Мы никогда не ссоримся.

Числительное в И.п.

Двенадцать делится на шесть.

Прилагательное или причастие в значении существительного

Взрослые часто не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание.

Неопределенная форма глагола

Курить – здоровью вредить.

Наречие

Очевидно не значит верно.

Междометие

Вдали послышалось ура.

Неделимое словосочетание

Прошло несколько дней.



4.Выполнение учащимися разноуровневых заданий

Свежие документы:  Исследовательская работа "Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка в 5 классе"

1-й уровень

Спишите предложения, подчеркните подлежащее, определите, какими частями речи они выражены

1.Мама развела на берегу костер, приготовила обед и чай. 2.Мы вернулись к нашим удочкам.3. Кто-то громко назвал меня по имени.4. Иван Ильич разложил бумаги на столе. 4. Охранять природу – значит охранять Родину.

5. Девять делится на три.



2-й уровень

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Вместо точек вставьте подлежащие, определите способ их выражения.

теперь идут в палаты, у ворот бл..стают латы. И стоят в глазах царя … .



обеда пр..ближался,… по двору раздался: входят …, семь удалых усачей.

молвит: «Что за диво? … так чисто и красиво». … терем приб…рал да хозяев поджидал.



3-й уровень

Составьте предложения, употребляя данные слова в качестве подлежащих. Определите способ выражения подлежащих.

Трудиться; один из спортсменов; присутствующие; много городов; трое; никто; ау.









IY. Лингвистическая игра «Покажи предложение»

Две команды. На доске написаны предложения. Участники должны выбрать слова на карточках, где написаны члены предложения и стать согласно записанному на доске предложению.

  1. Снова что-то зашумело в лесу. (Наречие, местоимение, глагол, предлог, существительное).

  2. Четыре человека давно его ждут. (Числительное, существительное, наречие, местоимение, глагол)

Ученикам предлагается определить подлежащее.



Y. Подведение итогов урока.

— Что такое двусоставное предложение?

— Что такое подлежащее?

— Какие способы выражения подлежащего вам известны?





























Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: