Конспект урока русского языка в 8 классе по УМК С.И.Львовой
Тема: Сжатое изложение
Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами,
способствующее развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение, умение выделять главное и второстепенное) и
читательской культуры.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
— уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ)
— уметь применять основные приемы сжатия при создании текста;
— выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения
Метапредметные результаты:
Познавательные:
— объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над сжатым изложением;
— овладевать разными видами чтения (поисковым, просмотровым, изучающим);
— уметь извлекать информацию из текста;
Регулятивные:
— уметь определять цель своего обучения;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— осознавать себя как движущую силу своего научения, проектируя направление преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности формы сотрудничества
Коммуникативные:
— определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
— использовать адекватные языковые средства для эффективного результата совместной деятельности;
— осуществлять взаимный контроль и самооценку на основе наблюдения
Личностные результаты:
— формировать интерес к закреплению нового;
— формировать устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному исследованию текста;
— формировать навыки аналитической и диагностической деятельности;
— увеличивать объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: тексты для изложения, компьютер, проектор, презентация «Приемы сжатия текста»
Приемы работы: вступительная беседа, чтение текста, анализ содержания исходного текста, беседа по содержанию текста, составление плана, подбор рабочего материала
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | |
Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку |
|
|
Актуализация прежних знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика | 1. Проводит теоретическую разминку. На прошлом уроке познакомились с приемами сжатия текста, алгоритмом работы по сжатию текста. ? Что значит сжато пересказать текст? (изложить его кратко, сжато, самое главное) Слово сжато от глагола сжать (= сократить, уменьшить в объеме). Каким образом можно сжать текст? (за счет того, что исключим из текста детали (подробности), или обобщим отдельные факты, действия, или упростим предложения, фрагменты) 2. Проверяет домашнее задание.
| 1.Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. 2.Оценивают работу учеников и свою работу. 3.Редактируют полученный результат (микротекст). 4.Участвуют в воспроизведении ранее изученных понятий. | Познавательные: — конкретизируют понятие «сжатый текст»; «обобщение», «исключение», «упрощение»; Регулятивные — корректируют текст; — осуществляют самооценку и взаимооценку Коммуникативные: — создают монологическое высказывание, аргументируя свой выбор
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: обсудить затруднения (почему возникли затруднения? чему еще надо научиться?) | 1.Создает проблемную ситуацию: что показалось самым трудным в ходе выполнения работы? (передать содержание текста сжато, при этом разными способами, легче подробно рассказать о красоте осеннего леса) 2.Побуждает учащихся к учебной деятельности (формулировке темы, цели и задач урока) и обобщает высказанные их предположения: а зачем нужно умение сжимать текст? а как, по-вашему, можно научиться сжимать текст? Какова тема урока? Попытайтесь сформулировать цель и задачи нашего урока. | 1. Предлагают способы решения проблемы. 2.Совместно с учителем определяют тему, цель, задачи урока (в самых разных жизненных ситуациях может потребоваться умение излагать свои мысли кратко, выбирая главное: например, на занятиях по всем предметам нужно уметь кратко передавать содержание статьи учебника, да и экзамен по русскому языку в следующем году потребует умения пересказывать текст сжато; тема урока; цель и задачи урока (учиться кратко пересказывать текст, применяя различные приемы сжатия (а значит, начать подготовку к участию в ГИА); применять разные приемы сжатия; анализировать текст, обобщать, выделять главное и второстепенное) 3.Записывают цель в листы самооценки.
| Познавательные: — оценивают проблемную ситуацию, учатся ее понимать; — высказывают предположения о решении учебной задачи; — доказывают необходимость умения сжимать текст и знания приемов сжатия текста Регулятивные: — формулируют тему, цель урока; Коммуникативные: -коллективно обсуждают речевую ситуацию; — совместно принимают решение Личностные: — устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в измененной ситуации (конструктивные) Цель: проговорить полученное знание (в виде алгоритма), создать микротекст (фронтальная работа У↔у) по образцу | 1. Знакомит с текстом (чтение). (Приложение 1) Текст, с которым будем работать, очерк В. Пескова – известного публициста, автора очерков и миниатюр о проблемах экологии. 2.Проводит беседу по содержанию исходного текста. ? Какова тема текста? Определите основную мысль текста. 3.Корректирует ответы учащихся.
4. Организует дифференцированную работу с учащимися высокого уровня обучаемости (О) – творческую работу. (Приложение 2) 5.Осуществляет подготовку учащихся к составлению плана текста. ? Какие микротемы вы выделили в этом очерке?
Почему две микротемы объединены в один абзац? Что хотел подчеркнуть автор? (дело не в том, что сердце автора зачерствело, нет; он просто с горечью ощущает обыденность этого факта)
! Оставьте 2-3 строчки.
6. Корректирует ответы учащихся, помогая в решении учебной задачи.
! Оставьте 2 строчки.
7. Показывает алгоритм работы создания сжатого текста. Работа с текстом (1 микротема). !? Назовите приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) Что такое исключение? Способы исключения?
|
1. Анализируют текст (совместно с учителем): определяют тему текста (взаимоотношения человека и природы) и основную мысль (конфликт человека с дикой природой растет у нас на глазах (примеры видны всюду), автор призывает о них задуматься). 2. О – Выполняют творческую работу: используя памятку «Как работать над сжатым изложением», самостоятельно пишут изложение, применяя различные приемы сжатия текста. 3.Выделяют части текста, определяют микротемы ( 1) Молчание в лесу – это не мертвое безмолвие, это тишина покоя, гармонии; 2) Войдя в лесной терем, автор старается не нарушить неосторожным движением царящего здесь покоя: спрятавшись, любуется спорой работой дятла. Вдруг выстрел – и рассказчик испытал мучительную боль от невозможности спасти храм природы от нашествия варваров.) 3) Кто же убил? Кто этот злодей? И главное – зачем? 4)… ) 4.Составляют план. 1. Осенью лес молчит. 2. Я любовался работой единственного в безмолвном лесу музыканта. Грянул выстрел… 3. Из синего дыма вышел лет семнадцати парень. 4. … 5. Отвечают на вопросы. 6. Осуществляют совместно с учителем поэтапно действия по сжатию 1 части текста (1 микротема), используя прием исключения предложений, содержащих второстепенные факты: — выделяем главное и детали; — детали убираем; — объединяем существенное; — находим ключевые слова; (лес молчит; такая тишина; ни звука; особую радость; рабочая музыка дятла) — пишем текст; — проверяем | Познавательные: — овладевают приёмами осмысленного чтения (вычитывая все виды текстовой информации), используют разные виды чтения (просмотровое, изучающее, поисковое); — формулируют тему, основную мысль текста, микротемы; — строят логическую цепь рассуждения при составлении плана; — выделяют главное и второстепенное в 1 микротеме; — анализируют текст; — создают сжатый текст с использованием приемов сжатия; — сжимают текст посредством исключения второстепенного Регулятивные: — осуществляют действия по выделению главного и второстепенного по алгоритму; — сличают способ действия и результат с эталоном Коммуникативные: — строят продуктивное речевое взаимодействие со взрослыми; — формируют умение адекватно воспринимать письменную речь Личностные: — оценивают ситуацию с нравственно-этической точки зрения
|
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель: включение полученного знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | 1.Организует работу в группах. Работа с текстом (2 микротема) с последующей самопроверкой. ?! Что такое обобщение? Назовите способы обобщения
2.Осуществляет коррекционную деятельность. Работа с текстом (3 микротема). !? Назовите способы упрощения
| 1.Отвечают на вопросы.
2.Читают текст, вычленяют единичные факты (- на сосне виднелся узор его «долота»; длинным языком доставал личинок; — дробью сорвало кору, вместе с ней упала на траву птица) 3.Определяют ключевые слова. (единственного в безмолвном лесу музыканта; работал без устали; спрятался, любуясь работой; к сожалению, нередкая; грянул выстрел; упала птица) 4.Выполняют задания, предложенные учителем (работа в группах с учеником- консультантом):
3,4 группы – задание: передайте сжато содержание, обобщив фрагменты текста. 5.Проверяют получившийся текст (показ презентации).
6.Участвуют в воспроизведении ранее полученных знаний.
7.Выделяют главное и второстепенное в 3 микротеме.
8.Самостоятельно определяют ключевые слова (лет семнадцати парень, встреча не сулит ничего хорошего, зачем, просто так, неловко потоптался, патрон сунул в карман).
9. Выполняют задания, предложенные учителем (работа в группах с учеником- консультантом):
3 группа – задание: упростите текст путем слияния нескольких предложений в одно. 4 группа – задание: переформулируйте мысли своими словами, сжав текст. 10.Самопроверка (показ презентации).
3 группа — 4 группа — | Познавательные: — анализируют текст, вычленяя единичные факты во 2 микротеме; — находят ключевые слова, соотнося их с темой высказывания; — сжимают текст, применяя разные способы обобщения; — конструируют высказывание с использованием ключевых слов Регулятивные: — осуществляют взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку; — вносят необходимые дополнения или изменения в способы действия в случае расхождения с эталоном Коммуникативные: — формируют умение точно, правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; — осуществляют управление поведением партнера; — формируют умение слышать других для получения положительного результата совместной деятельности Личностные: — осуществляют самооценку на основе наблюдения за собственной речью
Познавательные: — анализируют текст, выделяя главное и второстепенное в 3 микротеме; — находят ключевые слова, соотнося их с темой высказывания; — сжимают текст, применяя разные способы упрощения; — конструируют высказывание с использованием ключевых слов Регулятивные: — осуществляют взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку; — вносят необходимые дополнения или изменения в способы действия в случае расхождения с эталоном Коммуникативные: — формируют умение точно, правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; — формируют навык диалогической речи; — формируют умение слышать других для получения положительного результата совместной деятельности Личностные: — дают собственную оценку поступка молодого человека |
Контроль усвоения Цель: внедрение ранее изученного в новую ситуацию | 1.Организует самостоятельную работу (4 микротема). 1) Читает текст. Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? 2) Осуществляет проверку: ? Какова микротема данного отрывка? Как озаглавили последний пункт плана? 2.Проверяет и комментирует получившийся текст. 3. Осуществляет проверку работ учащихся (О), выполнявших задание самостоятельно. Задание: внимательно прослушайте текст. Какие приемы сжатия текста были использованы?
| 1.Выполняют самостоятельную работу. Задание: прослушайте текст. Перескажите сжато, используя любые приемы сжатия текста. В записи микротем и плана добавьте нужное.
(4 – За разрушенный храм ответственность ложится на тех, кто не научил мальчишку беречь этот мир и ценить его красоту.)
(4. Кто же научит мальчишек беречь и любить природу?)
2.Читают текст. 3.Слушают тексты, составленные учащимися (О), выполнявшими задание самостоятельно.
| Познавательные: — самостоятельно формулируют 4 микротему, озаглавливают пункт плана; — формулируют тезис (об ответственности человека за окружающий мир) и приводят аргументы; — конструируют высказывание; — перерабатывают, систематизируют и предъявляют информацию разными способами Регулятивные: — планируют цель и способы ее достижения; — корректируют текст; — дают самооценку Коммуникативные: — формируют умение точно правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме Личностные: — делают личностно-моральный выбор |
Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | 1.Организует работу с листами самооценки
| 1.Осуществляют взаимооценку работы в группе. 2.Осуществляют самооценку: заполняют листы самооценки ?! — Какую цель ставили на уроке? Удалось ли ее реализовать? — Каким способом? — Где можно применить новые знания? — Какие уроки жизни вы получили? | Регулятивные: — оценивают работу; — соотносят результат с целью Личностные: — вырабатывают умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей |
Задание на дом | Сжато пересказать текст упр. 154, используя разные приемы сжатия текста |
|
|
Заключительное слово учителя | Сегодня на уроке мы не только учились писать сжатое изложение, но и учились быть людьми. Я надеюсь, что очерк В.Пескова заставил вас задуматься о том, как много значит в жизни людей природа, как важно ее любить и беречь. Ведь сам человек – тоже частица природы, и нам с вами обязательно надо жить с природой в мудром согласии. |
|
|
Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершении всего он не знал, что делать с птицей.
— Зачем?
— А просто так…
Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Приложение 1
Задание для работы над сжатым изложением
1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
2. Каковы микротемы данного текста?
3. Составьте план текста.
Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершении всего он не знал, что делать с птицей.
— Зачем?
— А просто так…
Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Вопросы и задания:
1. Найдите в каждой микротеме ключевые слова.
2. Почему 2 и 3 микротемы объединены в один абзац (2)? Что хотел подчеркнуть автор?
Приложение 2
Задание учащимся (О) для работы с текстом
Напишите сжатое изложение по тексту В. Пескова. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное.
Организуйте свою работу с опорой на памятку «Как работать над сжатым изложением».
Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершении всего он не знал, что делать с птицей.
— Зачем?
— А просто так…
Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(В.Песков)
Как работать над сжатым изложением
1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.
2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
3. Выделить в тексте все части.
4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему? Определить микротемы.
5. Составить план сжатого изложения.
6. В каждой части отметить главное и второстепенное.
7. Определить ключевые слова.
8. Изложить кратко текст, применив приемы сжатия текста.
9. Подумать, как связать части между собой.
10. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано?