Карташова Вера Петровна,
учитель русского языка и литературы
КОУ «Осташковская ВСОШ»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: «Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях»
Цели:
Обучающие:
-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
2. Развивающие:
— закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;
-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;
-развитие пунктуационной зоркости.
3. Воспитательные:
-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.
Тип учебного занятия: урок закрепления знаний (урок-практикум).
Оборудование: рабочий лист урока, опорный конспект, алгоритм действий, таблица самоанализа знаний.
Ход урока
I.Организационное начало
Слайд1.
II.Актуализация знаний
I этап. Начало урока. «Разминка».
Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
Слайд2. Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, над которым мы будем работать).
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с темой урока.
Е |
С |
С |
О |
Ю |
З |
Н |
О |
Е |
Морфемы или части слова
1. В слове бессердечный возьмите приставку
2. Корень слова – служебная часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены предложения или целые предложения. (Предлоги, частицы, междометия, союзы)
3. В слове оконный возьмите суффикс.
4. Окончание берём у имени прилагательного среднего рода единственного числа. (Белое, красное)
Учитель: в результате у нас получилось слово?
— Ответы учащихся.
Учитель: сформулируйте тему урока.
— Ответы учащихся.
Запись темы в тетрадь:
Слайд 3. Тема урока: Обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение».
Как распознать сложное предложение?
Что такое грамматическая основа?
Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ? ( сложное)
Какая связь может быть использована в сложных предложениях? (союзная и бессоюзная)
Назовите союзную связь (сочинительная и подчинительная).
Как распознать различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения? (на что мы должны обратить внимание?)
Слайд4. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
И.С. Тургенев
Обратите внимание на эпиграф нашего урока, определите тип этого предложения.
1..Словарная работа:
Слайд 5,6.
Демонстрац..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы, и), отличниц(ы, и), умниц(ы, и), ц..ркуль, сестриц..н, репетиц..я, ц..рк, ц..почки ц..ган, ц..плёнок, акац..я.
Учащиеся записывают слова, вставляя пропущенные буквы, обозначают графически орфограмму, рассказывают о правилах употребления букв ы — и после ц.
Проверим! Демонстрация, цитата, цифры, страницы, отличницы, умницы, циркуль, сестрицы н, репетиция, цирк, цыпочки цыган, цыплёнок, акация.
Составьте и запишите по 2 предложения
1 ряд сложное союзное предложение
2 ряд сложное бессоюзное предложение
Акация растёт в Казахстане — сосна в России.
Началась репетиция: цирк приехал.
Колхозники вырастили цыплят — садоводы вывели новый сорт винограда.
Приготовьте опорный конспект и алгоритм действий при работе над сложным предложением.
.
Слайд 7. Переведите представленные ниже сложноподчиненные предложения в бессоюзные сложные предложения и запишите их в тетрадь (1 ученик работает у доски).
1) Гнездо птицы разорено, поэтому (–)она жалобно кричит.
2) Птица жалобно кричит, потому что (:) ее гнездо разорено.
3) Все единогласно решили, что(:) в экспедицию уедут завтра.
4) Когда ехали в деревню, (–) светило яркое солнце.
Слайд 8. Объяснительный диктант
если
Будешь книги читать – будешь всё знать.
потому что
Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.
Если то
Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.
а именно
Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.
но (а)
Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась.
3. Индивидуальная творческая работа (по вариантам).
— Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.
1 вариант
А) Вчера нам сказали… (дополнение).
Б) Здесь нельзя проехать… (причина).
2 вариант
А) Нас охватило чувство страха… (причина)
Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).
4) Выборочный диктант (контроль проводится путем взаимопроверки).
— Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)
Двоеточие | |
Противопоставление | Причина |
Время | Пояснение |
Условие | Дополнение |
Следствие |
|
Быстрая смена событий |
|
Сравнение |
|
Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
Молвит слово – соловей поёт.
Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
Спать долго – жить с долгом.
Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
Сверкнула молния – грянул гром.
Ответы:
Двоеточие | |
Противопоставление – 1 | Причина – 5 |
Время – 4 | Пояснение – 6 |
Условие –7 | Дополнение –8 |
Следствие –2 |
|
Быстрая смена событий — 9 |
|
Сравнение -3 |
|
Прверочная работа-тест:
Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП
( 1 вариант)
1. Какое утверждение не верно?
В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:
1) перечисляются какие-то слова
2) вторая часть дополняет смысл первой
3) вторая часть раскрывает содержание первой
4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.
2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Никогда я не видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Васильки цепляются за ноги () перепела кричат кругом()лошадь бежит ленивой рысцой.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Я убежден в одном () вдохновение приходит во время работы.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Я посмотрел назад () то был мой старый приятель.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Дневные звезды никогда не видны в небе () их затмевает солнце.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Василий резко нажал на тормоз () скорость не уменьшилась.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП
( 2 варпант)
1. Какое утверждение не верно?
В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:
1) перечисляются какие-то члены предложения
2) вторая часть дополняет смысл первой
3) вторая часть раскрывает содержание первой
4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.
2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Я не жалею о поездке () я многое узнал о стране.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Ласточка день начинает () соловей кончает.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Чуть трамвай прибавил ход() пассажир назад ползёт.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Я не жалею о былом () оно меня не усладило.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Заранее предупреждаю() будет трудно.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Таинственно шумит лесная тишина () по лесам поёт и бродит осень.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Воздух чист и прозрачен() птицы болтливо лепечут() молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
Ответы на Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП
1 вариант
1 — 1
2 — 2
3 — 1
4 — 3
5 — 1
6 — 1
7 — 1
8 — 2
2 вариант
1 — 1
2 — 1
3 — 2
4 — 2
5 — 1
6 — 1
7 — 3
8 — 4
Конец формы
Конец формы
Подведение итогов урока
Оценка
| |
1.Знание теоретического материала
|
|
2.Умение определять смысловые отношения в БСП |
|
3.Умение конструировать БСП
|
|
4.Умение находить БСП в тексте
|
|
Рефлексия:
О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
Почему так называются такие предложения?
Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
Что показалось наиболее легким?
Самооценка
активно/ неактивно | |
Своей работой я | доволен/недоволен |
Урок для меня показался | коротким/ длинным |
На уроке я | устал/ не устал |
Моё настроение | стало лучше/ стало хуже |
Материал урока мне был | понятен/ непонятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен |