Урок русского языка в 6 классе
Тема: местоимение и другие части речи.
Цели:
Предметные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; уметь отличить местоимение от других частей речи; выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимение в речи.
Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать),познавательную активность; активизировать мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся; вырабатывать умение практического применения полученных знаний.
Воспитательные: создать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
Технологии: технология развития критического мышления с использованием ИКТ.
Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления через чтение и письмо:
1 этап – «вызов интереса». — Я рада видеть вас в этот весенний светлый день. Я думаю, что у вас весеннее настроение, но это не помешает нам активно поработать на уроке, показать свои знания в области части речи, о которой вы услышите в стихотворении, написанном вашим сверстником Яном Эдмансом:
Никто никому ничего не сказал,
Что Некто и с Кем-то куда-то попал
Никто ведь об этом ничто не узнал,
Что Некто зачем-то куда-то попал.
А Некто с кого-то пример не берёт,
Он только худеет, не ест и не пьёт,
Не видит он даже, что Некто идёт,
Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.
В какой день недели, в котором часу
Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу
Кому бы то ни было: этой, тому,
Нашему, вашему, даже ему?
Вернётся когда-нибудь Некто к себе,
Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?»
В любой день недели он будет всегда
Повсюду, везде улыбаться тогда.
— О какой части речи говорится в стихотворении?
— Как можно озаглавить?
— Выберите правильные утверждения. (слайд 1)
— Я предлагаю вам ответить на вопрос и отправить все ваши идеи в корзину. (слайд 2)
— Итак, обозначим тему урока. О чём мы будем говорить на уроке?
Местоимение и другие части речи. (слайд 3)
— Запишите в тетради дату, вид работы и тему урока.
— Назовите именные части речи.
— Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке, что сделать, о чём говорить?
2 этап — «реализация смысла или формирование проблемы и поиск её решения».
— Давайте посмотрим, что учёные говорили о местоимении? (слайд 4) (предварительно было дано задание по выбору- найти информацию по этой теме). Ученик выступает. (слайд 4)
3 этап «рефлексия или осмысление и обратная связь» — Сегодня вам предстоит побывать в роли учёных, выяснить какие части заменяет местоимение и составить таблицу. Работаем по рядам: 1 ряд – имя существительное; 2 ряд – имя прилагательное; 3 ряд – имя числительное. Таблицу делаю на доске, учащиеся в тетради : Местоимения заменяют имена.
существительное | прилагательное | числительное | |||||
вопрос | Кто? Что? | Какой? Чей? | Сколько? | ||||
значение | предмет | Признак предмета | количество | ||||
примеры |
|
|
|
|
Представитель от каждого ряда выходит к доске и заполняет свою часть таблицы.
— Проверим, как вы справились с заданием. (слайд 5)
— Откройте учебники на странице 94, прочитайте информацию и устно выполните упражнение 496.
— Сделайте вывод о роли местоимений в речи. (слайд 6)
— А с какой целью местоимения используются в речи? (слайд 7)
— Давайте проведём лингвистический эксперимент. (слайд 8)
Физминутка.
Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, затем вправо,…
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех! Всё дальше вверх!
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно-
Расслабление приятно.
-Ну, а теперь поработаем корректорами в газете. (слайд 9)
— Поменяйтесь тетрадями, проверьте (слайд 10)
— Давайте обобщим на знания и изобразим в виде кластера. Даю листы бумаги по группам. – Вы можете пользоваться фломастерами, цветными карандашами и т.д. Представители от групп выходят к доске и рассказывают. (слайд 11)
— Придумайте синквейн. (слайд 12)
-Вот примеры синквейна. (слайд 13)
— Ребята, скажите одним словом, что вы чувствовали на уроке.
— Оцените себя и одноклассника. Кто поработал на «5»? На «4»? «посредственно»?
— Запишите домашнее задание. (слайд 14)