Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
г. Балаково Саратовской области
Урок открытия нового знания (ОНЗ) по русскому языку на тему
«Морфемная модель слова». 5-й класс (УМК Львовой)
Урок разработан Кузнецовой Н.В.,
учителем русского языка и литературы
2014 г.
Конспект урока «Морфемная модель слова» (УМК Львовой)
Содержательная цель:
формировать представления о морфемной модели слова;
выработать умение определять на основе этой модели лексические и грамматические особенности слова.
Деятельностная цель:
создать условия для усвоения темы урока;
развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение в деятельности)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).
— Ребята, вы видели , из чего строят дома? Да, одни дома построены из больших панельных блоков, другие выложены каменщиками из кирпича. Ловко и умело выкладывает мастер стену: кирпичик к кирпичику – и вот уже целый этаж готов. Догадались ли вы, почему я говорю об этом?
— Кто догадался, ответьте. Сегодня на уроке вы тоже будете строителями: мы будем строить слова.
— Какой раздел лингвистики мы изучаем?
— Какие морфемы вам известны?
1) Работа с наборным полотном
Задание: определите, из каких морфем-кирпичиков построены следующие слова:
колосок, переулок, перелететь, выход, снежинка, прогулка
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно,
ставите +, если ошиблись – (раздаются листы контроля с указанными этапами работы)
1) Морфемный разбор слов: подход, подберёзовик, поддон, подлететь, подставка
— На какую особенность обратили внимание? (одинаковая приставка в словах)
2) Проверка домашнего задания ( упр. 102)
Вывод: с помощью одинаковых приставок достигается особый художественный эффект: на начало действия указывает приставка за-, на конец действия – приставка от-
3) Парная работа. Упражнение «Четвёртый лишний»
Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.
1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;
2) побежать, подлететь, посеять, подумать;
3) счастливый, удачливый, драчливый, под сливой.
— Почему в каждой строке оказалось лишнее слово?
— Трудно ли правильно определить различие?
3. Постановка проблемы
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и
фиксируется значение морфемной модели слова;
сформулировать тему урока;
обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
Указав лишние слова, вы определили, что они не соответствуют предложенным моделям.
— Что можно сказать о слове по его модели?
— Чтобы узнать об этом , какую цель деятельности на уроке вы можете себе поставить?
— Как бы вы определили тему нашего урока?
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
зафиксировать материал знаково, в речи и с помощью эталона
1) Групповая работа.
Задание: прочитать материал учебника ( стр. 38), составить схему (кластер), подобрать примеры-иллюстрации.
2) Представление схемы, анализ примеров
3) Обобщение-вывод: морфемная модель – это образец для построения слов определённой части речи, объединённых словообразовательным и грамматическим значениями.
4) Поморфемное письмо (упр.104)
Обобщение-вывод: поморфемное письмо помогает своевременно провести орфографический анализ: выбрать написание с учётом того, в какой морфеме находится орфограмма.
5. Реализация построенного проекта
Цель:
реализовать построенный проект в соответствии с планом;
зафиксировать преодоление затруднения.
1) Распределительный диктант
Задание: распределить слова в соответствии с морфемной моделью:
-истый -оватая -щик
Заливистый.голубоватая, гонщик, чистый, игристый, барабанщик, беловатая.
— Почему не выписали одно слово? (Оно не соответствует моделям)
— На что указывают окончания в данных словах?
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
проговорить новый способ действия во внешней речи;
установить состоятельность этого способа.
1) Игра «Аукцион»
Задание: привести примеры слов, которые соответствуют данным в упр. 103 морфемным моделям и записать их в тетрадь. Побеждает тот, кто назовёт слово последним.
2) Индивидуальная работа у доски (упр. 105). Индивидуальная работа по карточкам
3) Исправить ошибки в поморфемной записи :
Поп-рыг-а-ть, за-сме-ять-ся, говор-ун, пере-улок, с-беж-ал-а
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
1) Самостоятельная работа ( упр. 106) Один учащийся выполняет задание у доски. После самопроверки учащиеся оценивают свою работу в листе контроля (+ или -)
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель:
формировать умение использовать полученные знания по назначению;
повторить ранее изученное.
– Каким новым знанием мы пополнили свою “копилку” знаний?
1) Аукцион взаимных вопросов по теме «Морфемика»
2) Словарно-орфографическая работа
Задание: записать ключевые словосочетания сегодняшнего урока ( морфемная модель, поморфемное письмо) и запомнить их правильное написание.
9. Рефлексия
Цель:
оценить результаты собственной деятельности;
повторить способ нового знания;
1) Устная работа «Закончи предложение»
Сегодня мы узнали о …
Теперь я могу…
Я научился…
Мне было трудно…
Своей работой я …
10. Домашнее задание:
Упражнение 110
Индивидуальные задания (по желанию) : подобрать примеры авторских слов-новообразований.
Список использованной литературы
Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя. М.: Мнемозина. 2010г.
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник ФГОС. М.: Мнемозина. 2013 г.