Алфавит
Цели урока:
-Сформировать понятие об алфавите;
— Формировать умение располагать слова в алфавитном порядке.
Оборудование: плакат — алфавит, толковый словарь, карточки с заданиями, презентация к уроку, пропись, букварь, числовой веер.
1. Мотивация к учебной деятельности:
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем,
И работать начинаем –
Посмотрите на доску и прочитайте девиз сегодняшнего урока:
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Непременно пополнять.
— Как вы его понимаете? ( Надо повторять, тренировать, закреплять свои знания и открывать, что-то новое.)
— На уроках русского языка долгое время что мы с вами изучали ?
— Черные, кривые,
От рождения все немые,
Станут в ряд –
Сейчас заговорят.(Буквы.)
-А, вы, все знаете о буквах? А хотите узнать новое? (Да)
— А, что значит открывать что-то новое? (Это, значит, понять, что еще не знаешь, постараться самому открыть новый способ).
— Я желаю вам удачи на уроке.
— С чего вы должны начать? ( С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
— С помощью чего на письме обозначаются звуки? (Звуки на письме обозначаются буквами)
Посмотрите на доску и скажите, что здесь написано.
б в d д е i ж и к л
м н h р т у t х
— Можете ли вы различить буквы русского и иностранного языков. (Да)
— Зачеркните буквы иностранного языка.
— Прочитайте группу букв русского языка.
— Вы назвали все буквы русского языка? ( Нет.)
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Буквы – значки, как
Бойцы на парад,
В строгом порядке
Построились в ряд,
Каждый в условном
Месте стоит
И называется все… (Алфавит)
— Значит, как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Тема урока алфавит.)
— Что вы сейчас повторили и узнали? ( Мы повторили буквы русского языка и узнали , что они составляют алфавит.)
— Почему я выбрала именно это? ( Это поможет нам сегодня узнавать новое .)
— Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
Пробное действие
— Попробуйте определить ту группу букв, где они расположены по алфавиту.
1) О Н П Р 2) Е З Ж И 3) У Ф Х Ц 4) П С Р Т
— Итак, у кого нет результата?
— Что вы не смогли определить? ( Мы не смогли определить в какой группе буквы расположены по алфавиту.)
— У кого есть результат? Кто смог определить?
— Кто из вас может обосновать свои действия? ( Мы не можем обосновать.)
3. Выявление места и причины затруднения
— Что же нужно делать? (Нужно подумать.)
— Какое задание вы выполняли? (Нужно было определить, в какой группе буквы расположены в алфавитном порядке.)
— В чем возникло затруднение? ( В определение порядка расположения букв по алфавиту.)
— Какую цель поставите? (Узнать что такое алфавит.)
1.Познакомиться с алфавитом.
2. Учиться располагать буквы, слова в алфавитном порядке.
— Давайте подумаем, что вам может помочь в открытии способа. (Учебник, плакат – алфавит.)
— Как вы, думаете сами. Что такое алфавит??
— Вот перед вами русский алфавит.
— Назовите написанные в нем буквы.
— Что такое алфавит? ( Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке.)
— Итак. Какой вывод вы сделали?
Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке.
(Проговорите это правило друг другу в парах.)
Алфавит – это все буквы того или иного языка, расположенные в установленном порядке. В каждом языке есть свой алфавит.
— Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение слова алфавит.
Слово алфавит образовано из названия двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и « бета». В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит.
— Кто его может назвать? ( Азбука)
— Слово азбука образовано из устаревших названий двух букв русского алфавита: « аз» буква-А и «буки» буква- Б.
— Давайте проверим ваши выводы в пробном действии.
— Сделайте вывод. ( Мы верно открыли новые знания об алфавите)
— Что вы теперь умеете делать? ( Располагать буквы, слова в алфавитном порядке.) Для чего нам нужен алфавит?
— Какой следующий шаг на уроке? ( Закрепить новые знания.)
4.Первичное закрепление во внешней речи.
— Откройте прописи на странице 42. Что вы увидели на этих страницах? (Мир животных, которые составляют алфавит.)
— Называя каждое животное, мы напишем рядом с рисунком первую букву названия слова. Это будут письменные заглавная и строчная буквы.
(Задание выполняется учащимися комментировано с места.)
— Можем ли мы при записи слов в алфавитном порядке записать сначала белка, а потом акула? (Нет, потому, что по алфавиту сначала идет буква а, потом б)
— Сколько букв в русском алфавите? ( В русском алфавите 33 буквы.)
— Сколько гласных букв? ( Гласных букв 10.)
— Сколь букв не обозначает звуков? ( 2 буквы не обозначает звуков.)
— Сколько согласных букв? ( В русском алфавите 21 согласная буква.)
— А, где используется алфавит? Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов, списков и т. д.
— С какой целью слова в них располагаются в алфавитном порядке?
( Слова в них располагаются в алфавитном порядке для удобства использования. Так можно быстрее найти нужное)
2. Работа с алфавитом.( На доске)
— Назовите пропущенную букву алфавита.
— Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы знаем алфавит и записывать его.)
Физминутка
5.Самостоятельная работа
Записать слова в алфавитном порядке.
— Проверка по эталону.
— Проверьте свои результаты по образцу для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте ?, если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
— У кого есть ошибки? В чем они?
— Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину.
— Какой вывод вы можете сделать? ( Нужно еще тренироваться в записи слов по алфавиту).
— У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем записывать слова в алфавитном порядке.)
6. Включение в систему знаний и повторение.
— При выполнение, каких еще заданий, можно встретиться с алфавитом.( При составлении списков.)
1.- В нашем классе у 3 учеников фамилия начинается с буквы С. (Серопян, Салин, Скворцова)
— Как расположить эти фамилии в алфавитном порядке? (2, 3, 1)
2. Групповая работа. Расположите времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. Наклейте слова на лист.
— Проверка работ по эталону.( Весна, зима, лето, осень.)
— Итак, какой ответ вы получили? Как рассуждали?
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какая была тема урока?
— Какую цель вы ставили на уроке ? (Познакомиться с алфавитом. Научиться располагать слова в алфавитном порядке.)
— Достигли ли вы цели ?
— Если вы усвоили тему урока и не испытывали трудностей на уроке, то покажите зеленый цвет. Если вы усвоили тему урока, но испытывали трудности, то покажите желтый цвет. Если вы не усвоили тему урока, то покажите красный цвет
— Кто показал желтый цвет, в чем было затруднение?
— Над чем еще надо поработать?