Методическая тема занятия: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.
Тема занятия, называемая детям: Правильное и чёткое произношение звуков в слогах, словах, в предложениях. Знакомство с инструментами и их применением в повседневной жизни.
Место занятия в образовательной программе логопедической работы:
Программа работы по ФНР подг.гр.
Цель: создание условий для развития звуковой стороны речи, лексико – грамматического строя речи, формирования связной речи. Занятие по автоматизации звуков Л,Ль .
Цель:. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.
Задачи:
Образовательная:
— Безошибочного использования звуков Л, Ль во всех видах речи.
Коррекционные:
— Развития общей, мелкой, артикуляционной моторики.
— Воспитания речевого дыхания.
— Развития фонематического слуха и восприятия.
— Развития связной речи.
— Формирования у детей самоконтроля за речью.
Воспитательная:
— Воспитания уважения к труду, потребности к взаимовыручке.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, компьютер, магнитофон
Предварительная работа:
— постановка звуков Л,Ль
— автоматизация и дифференциация звуков в слогах и словах
— работа по усвоению лексико – грамматических категорий
— формирование и развитие связной речи
— привитие навыков коммуникативного общения
Предполагаемые коррекционно – развивающие результаты:
— использование звуков Л, Ль в связной речи
— итоги работы над развитием памяти при использовании различных анализаторов
— расширение словарного запаса
Этапы проведения занятия
А)Задачи: — Ознакомление детей с темой и целями занятия — Систематизирование работы над пространственными явлениями — Выделение основных этапов занятия при помощи карточек – символов Б)Методы положительной мотивации к занятию: — Введение героя – оживляет работу детей — карточки – символы облегчают планирование занятия В)игрушка Клоун, карточки — символы | |||||
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития детей | Действия учителя — логопеда | Действия детей | Грамматическая и лексическая тема и термины | Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы | |
1.Приветствие учителя
2.Работа над пространственными временными понятиями
3.Введение героя
4. Сообщение темы и целей занятия.
5.Составление плана занятия | — Здравствуйте, ребята. — Назовите сегодняшнее число — день недели — время суток — время – года — Молодцы! — Кто назовёт всё полностью? — К нам на занятие пришёл клоун – чудак. (Приложение №1.) Встречайте бурными аплодисментами!!! А почему чудак, вам расскажет… А вам необходимо внимательно слушать и выяснить какой звук чаще всего встречается в стихотворении? (Приложение№2) -Итак, какие звуки услышали? А что клоун делал не так? Давайте поможем ему во всём разобраться. — Сегодня, ребята, мы продолжаем работать над правильным и чётким произношением звуков в речи. А также познакомимся с некоторыми инструментами необходимыми в повседневной жизни. — Давайте составим план сегодняшнего занятия при помощи карточек – символов (Приложение №3) — Всё верно, начинаем работу. — А для этого произнесём девиз нашего занятия: «Я говорю чётко, правильно, красиво!» — Ребята, которые будут правильно употреблять звуки Л, Ль в речи, в конце занятия получат разукрашки. (Приложение №4) | Дети приветствуют учителя Ответы детей Дети аплодируют Звуки Л, Ль Он не правильно работал инст-рументами -артикуляционная гимнастика — дыхательная гимнастика — пальчиковая гимнастика — новая тема Дети хором произносят девиз
| Терминология пространственно – временных явлений Введение героя – активизация речевой и мыслительной деятельности Опора на слуховой анализатор
Целеполагание Логопедические термины Опора на зрительный анализатор Психологический настрой Цель: повышение мотивации детей
| Смстематическая работа приводит к стойкому запоминанию пространственно – временных понятий Формирование фонематического слуха
| |
Закрепление ранее полученных результатов | |||||
А)Задачи Создать условия для: — Развития общей, мелкой, артикуляционной моторики. — Развития речевого дыхания. Б)Артикуляционная гимнастика в виде «Сказки о весёлом язычке». — Пальчиковая игра «В саду» В) Зеркала
| |||||
1.Артикуляционная гимнастика
2.Анализ акустико – артикуляционного звука
3.Произношение изолированного звука
4.Дыхательная гимнастика
5.Пальчиковая гимнастика
| — А сейчас мы покажем сказку о весёлом Язычке, главным героем которой является наш язык (Приложение№5) -Давайте выясним, знаете ли вы правильное положение губ, зубов, языка при произношении звуков Л, Ль. Возьмите в руки зеркало: — губы сближены или удалены? — зубы сближены или удалены? — язык горочка или чашечка? Начинаем полёт, Песню самолёт поёт Л-Л-Л-Л Переходим к дыхательной гимнастике: Вдох (носом) – выдох пфф Вдох – выдох пфф Вдох – выдох пфф Со звуками: Вдох – выдох А Вдох – выдох АО Вдох – выдох АОУ — Поработаем с нашими пальчиками: Игра «В саду» (Приложение №6)
| Дети выполняют Дети произносят звук Л Дети выполняют гимнастику Дети выполняют | Упражнения в игровой форме вызывают больший интерес, повышают эффективность Дети запоминают правильное положение, опираясь на зрительные анализаторы Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание Мелкая моторика стимулирует работу речевого центра | Верная артикуляционная позиция – даёт чистый изолированный звук
| |
Основная часть | |||||
А)Задачи Создать условия для: — Стимулирования речевой активности через разнообразие заданий. — Развития связной речи и памяти. — Формирования самоконтроля за речью. — Работы над расширением терминологического словаря. — Формирования и развития личностных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к делу. Б)Методы и приёмы: — Стихи об инструментах наизусть – способ самоконтроля за речью, работа над расширением словарного запаса. — Чистоговорка об инструментах – работа над дикцией, способ самоконтроля за речью, работа над расширением словарного запаса с опорой на зрительный анализатор. — Работа со словарём – работа в парах формирует навыки коммуникативного общения — Физкультминутка – восполняет двигательную активность В)Оборудование: компьютер, магнитофон, толковый словарь, плакаты с чистоговоркой, пословицей
| |||||
2.Физкультминутка
3.Презентация «Строительные инструменты»
3. Работа со словарём (работа в парах)
4. Разучивание скороговорки | — Чтобы хорошо поработать в саду, необходимы инструменты. Какие? -Сейчас мы поможем клоуну разобраться, какие инструменты для чего предназначены. — Ребята нам расскажут стихи (Приложение№7) и покажут как работать инструментами: молотком, пилой, ломом, лопатой, метлой, колуном. — Всем понятно как работать инструментами? — Что вы заметили общего в названиях этих инструментов? — Давайте распределимся кто каким инструментом будет работать и под русскую народную плясовую «Барыня» весело «поработаем» — Давайте посмотрим на экран , какие же строительные инструменты существуют? (Прпиложение№8) — Название одного инструмента вам незнакомо. Этот инструмент называется долото. — Обратимся к словарю и узнаем значение этого слова. Долото – это плотничий или слесарный инструмент для выдалбливания. — Давайте разучим скороговорку про инструменты: -На столе колун и пила, Под столом лом и метла. (Приложение №9)
| Лопата, грабли, тяпка, вилы Дети рассказывают стихи и имитируют действия инструментов
Звуки Л, Ль Дети весело выполняют движения Дети находят значение этого слова в словаре Дети разучивают | Работа над расширением словарного запаса Музыкальное сопровождение усиливает желание в двигательной активности Использование ИКТ Работа над расширением словарного запаса с опорой на источник. Связь с основной образовательной программой ФГОС Разучивание чистоговорки с опорой на зрительный анализатор
| Учитель – логопед отслеживает правильное употребление звуков Л,Ль в свободной речи Расширение словарного запаса Учитель отслеживает правильное произношение звуков. | |
Итоговая часть | |||||
А) Задачи: создать условия для: — развития слуховой и зрительной памяти — осознания воспитательной задачи о труде — оценивания результатов самоконтроля над речью Б) Методы и приёмы: Беседа о труде (разучивание пословицы) Рефлексия В )Оборудование: Плакат с пословицей «Маленькое дело лучше большого безделья», картинки Язычка Г) Показатели результативности данного этапа: Уровень мотивации достаточно высокий – желание получить фотографию Язычка Уровень включенности ребёнка на занятии – каждый рассказывает стихотворение наизусть, работа в парах, групповая работа над пословицей и чистоговоркой. Д)Содержание коррекционной работы на последующих занятиях, определение ближайшей зоны коррекционно – развивающей работы: — продолжить работу над автоматизацией по другим лексическим темам на последующих занятиях — разучивание стихов, пословиц, поговорок, потешек дома — консультации для родителей по закреплению правильного произношения звуков Л, Ль в связной речи
| |||||
1.Беседа о труде
2.Работа над пословицей
3.Подведение итога
4. Рефлексия
| — Давайте подведём итог. — Для чего нам нужны инструменты? — Для чего человеку необходимо трудиться? — Кто из вас любит работать? — Как вы понимаете смысл пословицы: «Маленькое дело лучше большого безделья» — Давай те попробуем запомнить .Руки крепко сжали в кулачки и прижали их друг к другу – это маленькое , но дело. А теперь руки в сторону, слегка закруглив – это большое, но — безделье. — давайте повторим пословицу вместе с движениями. — Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Я за вами наблюдала на протяжении всего занятия. Все ребята старались контролировать свою речь и правильно произносить звуки Л, Ль. — Язычок, который был вместе с вами на протяжении всех занятий дарит вам свою фотографию — Какое у вас настроение? — Что вас удивило? — Что порадовало? -Что узнали нового? — Кому было сегодня легко? -А кому трудно? — Кто сегодня доволен собой? — Кому надо ещё потрудиться? — На этом наше занятие закончено. —
| — Инструменты нужны для работы. — Для того, чтобы что – то создавать? Дети отвечают Дети выполняют Дети получают фотографии Язычка. | Разучивание пословицы с опорой на сравнительный образ Рефлексия: воля, эмоции. Знания | Учитель – логопед следит за речью Учитель логопед каждому индивидуально даёт рекомендации по дальнейшей работе над автоматизацией звуков в речи |
Логопедическое занятие
Тема: «Автоматизация звуков Л, Ль в связной речи.
Строительные инструменты».
Список литературы.
Поваляева М.А. Зрительные опоры в речевом развитии.Ростов. Издательство Рост. Гос. Пед. Ун-та 2001
Поваляева М.А. Речевое дыхание – основа правильной речи.Ростов. Издательство Рост. Гос. Пед. Ун-та 1997
Поваляева М.А. Сказки о весёлом язычке Ростов Феникс 2002, 2003
Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем М.,1995