Конспект урока на тему «Буквы О и Ё. Два способа обозначения звука [О] в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного»

Урок 3

Тема. Буквы О и Ё. Два способа обозначения звука [О] в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.

Прогнозируемые результаты:

дети научатся выделять звук [о] из речи;

познакомятся с графическим изображением букв О, о; Ё,ё

научатся чисто и чётко произносить (озвучивать) гласный звук [о], находить место этого звука в слове;

научатся логически правильно высказывать свои мысли в форме различных по интонации предложений: повествовательных, вопросительных, восклицательных;

запомнят значение слова артикуляция.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

    Повторение. Игра «Часовые». На доске — две схемы:

      

https://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/images/8_files/1-1.jpg

Учитель. Вы знаете две гласные буквы, назовите их.

— Какой из этих букв можно обозначить гласный звук в первой схеме? ([А].) Какой — во второй? ([Я].) (На доске и в тетрадях записываются схемы

      

https://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/images/8_files/1-2.jpg

    —  Кто хочет быть часовым в Стране грамоты? (К доске выходят два ученика на роль часовых. Каждый из них отвечает за свою схему.)

— Я буду говорить слоги.

— Первый часовой пропускает только те слоги, которые подходят к его схеме; если услышит неподходящий слог, хлопает в ладоши.

— Второй часовой пропускает свои слоги, а чужие предупреждает хлопком. (Учитель произносит слоги (ЛА, МЯ, ФЯ, СА, ПА, РЯ, РО), дети следят за работой часовых.

— Если часовой ошибается, его заменяют.)

— Почему одновременно хлопнули первый и второй часовые? (В слоге РО нет ни буквы А, ни буквы Я.)

2. Работа по теме урока

— Кто знает, какая буква гласного в слоге РО? (К доске выходит ученик, который находит букву О в большой кассе и показывает ее классу.)

      — Достаньте эту букву и покажите ее нам.

— Спойте хором звук, который обозначает эта буква. (Учитель закрывает буквы А и Я в схемах, нарисованных на доске. Остается:https://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/images/8_files/1-1.jpg.

— К какой схеме подходит слог РО: к первой или ко второй? Почему?

— Запишите в своих тетрадях букву О в первой схеме под буквой А:

      

https://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/images/8_files/1-3.jpg

    —  Кто сумеет придумать слог со звуком [О], не подходящий к первой схеме?

— Какой согласный должен быть в этом слоге: мягкий или твердый? (Мягкий.)

      (Дети предлагают слоги, учитель помогает им найти как можно больше слогов с мягким согласным: ЛЁ, ПЁ, МЁ и т. д.)

— Какой буквой мы будем обозначать звук [О] во всех этих слогах?

— Кто знает эту букву?

      (Детям демонстрируется буква Ё (заглавная и строчная). Они находят ее в своих кассах, хором поют ее, выделяя звук [О], и дополняют вторую схему https://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/images/8_files/1-4.jpg).

      — Кто сумеет, глядя на наши схемы, сказать правило: в каких случаях звук [О] обозначается буквой О, а в каких — буквой Ё? (Звук [О] обозначается буквой О после твердого согласного звука и буквой Ё после мягкого согласного.)

Свежие документы:  Готовимся к ГИА. На материале "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина

      Игра «Грамотный регулировщик».

      Букварь (с. 9).

      Детям выдаются карточки со знаками https://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/images/8_files/7_21.jpg, https://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/images/8_files/7_22.jpg и буквами А, Я, О, Ё. Набираются слова ТОРТ, ТЁРКА, МОСТ, МЁД [M’OT]. В конце игры учитель предлагает детям выбрать дорожные знаки для Страны грамоты.

      На доске — схемы:

      

https://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/images/8_files/2-2.jpg

      Все знаки обсуждаются. Дети должны сказать, какое правило нарушено.

      Букварь (с. 10).

Учитель. Что изображено на этой странице вверху? (НОС.)

— Какой гласный звук вы слышите в слове НОС? ([О].)

— Какой буквой его надо обозначить? Почему?

— Посмотрите на схему слова НОС.

— А теперь замените в схеме букву О на Ё.

— Что должно случиться с предшествующим согласным?

— Какой теперь это согласный? Назовите его. ([Н’].)

— Прочитайте слово, которое получилось.

— А теперь замените Ё на А.

— Что стало со звуком [Н]? Прочитайте новое слово.

      Кроссворд. Дети расселяют по этажам слова, предварительно назвав все, что изображено на странице.

3. Рефлексия учебной деятельности

С каким звуком и буквами мы познакомились?

Какой это звук? Когда звук [о] слышится без искажения?

— В каких случаях звук [О] обозначается буквой О, а в каких — буквой Ё?

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: