Урок 3
Тема. Буквы О и Ё. Два способа обозначения звука [О] в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.
• дети научатся выделять звук [о] из речи;
• познакомятся с графическим изображением букв О, о; Ё,ё
• научатся чисто и чётко произносить (озвучивать) гласный звук [о], находить место этого звука в слове;
• научатся логически правильно высказывать свои мысли в форме различных по интонации предложений: повествовательных, вопросительных, восклицательных;
• запомнят значение слова артикуляция.
1. Актуализация знаний
Повторение. Игра «Часовые». На доске — две схемы:
Учитель. Вы знаете две гласные буквы, назовите их.
— Какой из этих букв можно обозначить гласный звук в первой схеме? ([А].) Какой — во второй? ([Я].) (На доске и в тетрадях записываются схемы
— Кто хочет быть часовым в Стране грамоты? (К доске выходят два ученика на роль часовых. Каждый из них отвечает за свою схему.)
— Я буду говорить слоги.
— Первый часовой пропускает только те слоги, которые подходят к его схеме; если услышит неподходящий слог, хлопает в ладоши.
— Второй часовой пропускает свои слоги, а чужие предупреждает хлопком. (Учитель произносит слоги (ЛА, МЯ, ФЯ, СА, ПА, РЯ, РО), дети следят за работой часовых.
— Если часовой ошибается, его заменяют.)
— Почему одновременно хлопнули первый и второй часовые? (В слоге РО нет ни буквы А, ни буквы Я.)
2. Работа по теме урока
— Кто знает, какая буква гласного в слоге РО? (К доске выходит ученик, который находит букву О в большой кассе и показывает ее классу.)
— Достаньте эту букву и покажите ее нам.
— Спойте хором звук, который обозначает эта буква. (Учитель закрывает буквы А и Я в схемах, нарисованных на доске. Остается:.
— К какой схеме подходит слог РО: к первой или ко второй? Почему?
— Запишите в своих тетрадях букву О в первой схеме под буквой А:
— Кто сумеет придумать слог со звуком [О], не подходящий к первой схеме?
— Какой согласный должен быть в этом слоге: мягкий или твердый? (Мягкий.)
(Дети предлагают слоги, учитель помогает им найти как можно больше слогов с мягким согласным: ЛЁ, ПЁ, МЁ и т. д.)
— Какой буквой мы будем обозначать звук [О] во всех этих слогах?
— Кто знает эту букву?
(Детям демонстрируется буква Ё (заглавная и строчная). Они находят ее в своих кассах, хором поют ее, выделяя звук [О], и дополняют вторую схему ).
— Кто сумеет, глядя на наши схемы, сказать правило: в каких случаях звук [О] обозначается буквой О, а в каких — буквой Ё? (Звук [О] обозначается буквой О после твердого согласного звука и буквой Ё после мягкого согласного.)
Игра «Грамотный регулировщик».
Букварь (с. 9).
Детям выдаются карточки со знаками , и буквами А, Я, О, Ё. Набираются слова ТОРТ, ТЁРКА, МОСТ, МЁД [M’OT]. В конце игры учитель предлагает детям выбрать дорожные знаки для Страны грамоты.
На доске — схемы:
Все знаки обсуждаются. Дети должны сказать, какое правило нарушено.
Букварь (с. 10).
Учитель. Что изображено на этой странице вверху? (НОС.)
— Какой гласный звук вы слышите в слове НОС? ([О].)
— Какой буквой его надо обозначить? Почему?
— Посмотрите на схему слова НОС.
— А теперь замените в схеме букву О на Ё.
— Что должно случиться с предшествующим согласным?
— Какой теперь это согласный? Назовите его. ([Н’].)
— Прочитайте слово, которое получилось.
— А теперь замените Ё на А.
— Что стало со звуком [Н]? Прочитайте новое слово.
Кроссворд. Дети расселяют по этажам слова, предварительно назвав все, что изображено на странице.
3. Рефлексия учебной деятельности
— С каким звуком и буквами мы познакомились?
Какой это звук? Когда звук [о] слышится без искажения?
— В каких случаях звук [О] обозначается буквой О, а в каких — буквой Ё?