Тема: Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
Тип: комбинированный
Цели: обеспечить усвоение учащимися знаний о второстепенных членах предложения, о прямом и косвенном дополнении, способах его выражения; корректировать память, мышление. развивать коммуникативные компетентности учащихся, развивать общеучебные умения и навыки; содействовать воспитанию трудолюбия.
Методы: практический, аналитический, репродуктивный, ИКТ, компетентностный.
Оборудование: учебник, таблицы, тест, флипчарт, видео-урок.
Ход урока.
I Орг. момент. 1 м.
— Проверка готовности детей к уроку.
— Психологический настрой учащихся.
— Объявление темы и задач урока.
II. Актуализация прежних знаний. 8 м.
1.Выполнение разбора предложения.
Книга – это история, поиски истины, мир и войны.
Генка очень любил читать приключенческие и фантастические рассказы.
Сегодня я долго перечитывал старую книгу, заново открывая ее.
2.Выполнить разбор одного словосочетания.
III. Подготовка к усвоению нового материала. 8 м.
1.Мозаика.
Ребята, вам необходимо восстановить художественный текст, из которого изъяты дополнения. Предложения записаны на бумаге разного цвета, впишите в них пропущенные дополнения и соберите текст из “рассыпанных” предложений.
Его ода «Фелица» стала литературной _______, новым____ в_______ _______.
Продолжая ________ _________, Державин создает своеобразные, оригинальные ________.
Основное место в _______ занимает не описание ________ и ___________ _________, а выражение ___________ ____________ и ___________ на ________ как на просвещенного _________.
— Почему было трудно выполнить задание?
— Какова роль дополнения?
2.Продолжаем заполнять таблицу.
Что я знаю | Что я узнал | |
Дополнение |
|
|
3. Составляем кластер в группе.
4.Карусель. Обмениваемся знаниями.
IV. Усвоение нового материала. 10 м.
1.Просмотр видео-урока ( с остановками).
2.Работа с флипчартом. Определите, чем может быть выражено дополнение.
На уроке мы всегда узнаём новое.
Он просил нас зайти.
В библиотеке читающим предлагаются новинки современной литературы.
Восемь делится на два.
На полке стояло несколько книг.
Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
Варя лежит на печи и прислушивается к дедовскому «бу-бу- бу».
Это стихотворение стало для него лебединой песней.
3. Продолжение заполнения таблицы и составления кластера.
4. Понятие о роли инфинитива. Сравнить пары предложений.
Читатель библиотеки сначала должен заполнить карточку. – Библиотекарь предложил мне заполнить карточку.
VI. Закрепление. 15 м.
1.Шифровка. Дополнение – 1, подлежащее – 0.
Ключ: 010011
1. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса.
2. На опушке леса я увидел раскидистый дуб.
3. Наверху развевается флаг.
4. За поворотом был пруд.
5. Туча постепенно облегала небо.
6. Небо постепенно облегала туча.
2.Работа в группах.
1 группа
Подчеркнуть дополнение, указать его вид и чем выражено.
На лицо тебе уж веет ранний холодок.
Редеет ночного тумана покров.
Через несколько дней меня выслушал врач.
Споры мы отложим на завтра.
Мы попросили девочку спеть.
2 группа.
Подчеркнуть дополнение, указать его вид и чем выражено.
Марья Ивановна просила меня спасти ее.
К первому присоединился второй башкирец.
Моя искренность поразила Пугачева.
Я никому не позволю себя обманывать.
Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других народов.
3 группа
Подчеркнуть дополнение, указать его вид и чем выражено.
1. Никто не встретил меня.
2. Я вспомнил свой поединок.
3. Оба тогда мы болтали пустое.
4. Вдруг закричали в толпе, что государь ожидает пленных.
5. Нас с Савельичем проводили до ворот.
3. Работа с сигнальными карточками. Определяем роль инфинитива в предложении. Если инфинитив является сказуемым, то поднимаем красную карточку, если дополнением, то белую.
Врач посоветовал принимать лекарства вовремя.
Больной начал принимать лекарства.
Сестра просила вернуться домой пораньше.
Отряд спешил вернуться в лагерь до темноты.
Я хочу рассказать вам о себе.
Саша намерен поехать на Урал.
Вы меня просили рассказать о моем проекте.
Учитель требует сдать сочинение.
VII Этап информации о домашнем задании. 1м.
П. 19, упр. 212, 216 (на выбор), выполнить тест
VIII. Сабақтың қорытындысы. Итоги урока. 2 м.
Оценки за урок. Рефлексия.
Задание #1
Вопрос:
Прямое дополнение
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ может быть выражено формой творительного падежа
__ выражается существительным в винительном падеже с предлогами
__ употребляется при переходных глаголах с отрицанием
__ употребляется при переходном глаголе
__ может быть выражено формой родительного падежа, если обозначает часть или неопределенное количество предмета
Задание #2
Вопрос:
Жизнь наполнялась великим смыслом. (М. Горький)
В этом предложении дополнением является слово
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) наполнялась
2) смыслом
3) великим
4) жизнь
Задание #3
Вопрос:
Укажите предложение с косвенным дополнением
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Онемели и те, кто знал правду.
2) Береги честь смолоду.
3) Казалось, что город устал от зимы.
4) Луна освещает снег летучий.
5) Что ищет он?
Задание #4
Вопрос:
Все просили ее спеть. (М. Ю. Лермонтов)
В данном предложении слово спеть является
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) дополнением
2) обстоятельством
3) частью сказуемого
4) подлежащим
5) определением
Задание #5
Вопрос:
Дополнения отвечают на вопросы
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) косвенных падежей
2) именительного падежа
3) где? куда? когда?
4) что делать? что сделать?
5) какой? чей?
Задание #6
Вопрос:
Дополнение может быть выражено
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) местоимением
2) неопределенной формой глагола
3) наречием
4) фразеологизмом
5) деепричастием
Задание #7
Вопрос:
Второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей, называется
Запишите ответ:
_______________________________________
Задание #8
Вопрос:
Дополнение бывает
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) составным именным
2) прямым
3) согласованным
4) простым глагольным
5) косвенным
Задание #9
Вопрос:
Чаще всего прямое дополнение выражается существительным в этом падеже.
Составьте слово из букв:
ИНЫВНЙЛЬТЕИ -> ________________________________________
Задание #10
Вопрос:
Укажите роль слов в предложении:
Умный инженер предлагал построить плотину.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) подлежащее
2) косвенное дополнение
3) прямое дополнение
4) простое глагольное сказуемое
5) согласованное определение
__ плотину
__ предлагал
__ построить
__ Умный
__ инженер
Конец