УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Тема: «Его величество непроизносимый согласный»
Цели: — Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
— Обеспечить применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях: * умение графически выделять орфограмму с непроизносимым согласным; * объяснение правописание слов с непроизносимыми согласными.
Технология: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения
ХОД УРОКА.
1. Вводная беседа (создать мотивацию к обучению, объяснить учащимся цель урока, заинтересовать темой урока.)
— Доброе утро. Меня зовут Марина Витальевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. А вместе со мной будут вам задания предлагать и герои одного известного мультфильма.
Сколько правил, правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Ф — ма «Вальс цветов».
Послушайте, пожалуйста, очень древнюю легенду: « Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках!»
И сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке познать чудные законы родного языка и повторить правило. А, какое, вы мне скажете сами. А предлагает его вам… кот Матроскин. Слайд №1
— Прочитайте слова. Что их объединяет между собой? ( в середине каждого из слов имеется несколько согласных)
— Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите: все ли согласные в середине слова слышны? Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся, но не произносятся. ( в слове «здравствуйте» не произносится /в/, но буква В пишется; в слове «солнце» не произносится / л/,но буква Л пишется; в слове «сердце» не произносится /д/, а буква Д пишется; в слове «радостно» не произносится / т/, а буква Т пишется)
— В какой части слова находятся эти согласные? ( в корне)
— Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся? (непроизносимые)
— Значит, над каким правилом мы будем сегодня на уроке работать?
— Какие задачи вы поставите перед собой сегодня?
(Если мы не можем определить на слух, какую букву написать, то перед нами орфограмма. Надо уметь её проверять)
Вести от Галчонка.
Слайд №2
— Сегодня на уроке мы закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными.
— У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием «Сделай сам». В течение всего урока вы можете работать по ней, когда у вас будет свободная минутка.
КАРТОЧКА
2.Чистописание.
Составьте из данных слов предложение:
(слова написаны на карточках для того, чтобы было удобно их переставлять на новые места)
Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье
— Запишите это предложение красиво аккуратно.(Тот счастлив, кто приносит счастье другим)
— К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (пословица)
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (делай добро другим).
— Назовите в этой пословице однокоренные слова.
— Объясните знакомые орфограммы.
— В каком слове согласный звук не произносится, но буква, обозначающая этот согласный звук пишется? (счастлив). Найдите в пословице однокоренное слово к этому слову. Докажите, что оно будет для него проверочным.
3.Работа с текстом.
— Ребята, посмотрите слайд №3. Дядя Фёдор вам подготовил тексты. У вас на столах лежат эти тексты. Но вначале ответьте, что объединяет все эти тексты? (взяты из произведений А.С,Пушкина). Молодцы.
Найдите в этих текстах слова с непроизносимыми согласными, подберите к ним проверочные, докажите правильность их написания. Запишите в тетради.
Текст 1:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный… (А,С,Пушкин)
Текст 2:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – и снова счастлив, молод… (А.С.Пушкин)
Текст 3:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный? …. (А.С.Пушкин)
4. Физминутка. А поиграем мы с вами в игру , которую предложили нам Шарик и Матроскин
Слайд № 4
На экране будут появляться разные слова. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы подпрыгиваете тихонечко. Если же в слове нет непроизносимой согласной, вы приседаете. Задание всем понятно?
5. Работа с сочетаниями СН, СТН.
— А какое интересное сочетание вы заметили в текстах? (СН, СТН)
— Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо писать между буквами С и Н согласную Т. Интересное задание от Шарика.
Слайд №5
Кто из героев мультфильма может сказать так: «Вот весёлая наука говорит теперь: «А ну – ка! Если понял и запомнил, пропуски смелей заполни!». Конечно, это почтальон Печкин. Слайд №6 (по вариантам)
— Ребята, а ещё какие есть сочетания согласных, где есть непроизносимые согласные. Давайте посмотрим, что нам советует Шарик. Слайд №7
6.Творческая работа.
Ну, а сейчас я вам предлагаю, используя словосочетания, составить мини – рассказ о приближающемся празднике. Какой это праздник? (23 февраля). Подчеркните в словах непроизносимые согласные. Задание привезли нам из города родители дяди Фёдора.
Слайд №8
7.Подведение итогов.Рефлексия
— Какие знания мы проверяли? (слова с непроизносимыми согласными)
— С какой целью мы их повторяли? (чтобы знать, когда пишется непроизносимый согласный и не делать ошибки, писать грамотно)
— Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?
— Каким образом вы справились с этим затруднением?
Слайд №9.Закончить наш сегодняшний урок, я тоже хотела бы легендой: «Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра».
И мне, ребята, хотелось бы, чтобы вы так же, как та вторая мышка, старательно учились, добивались высот.
Спасибо вам всем за урок.
СДЕЛАЙ САМ
Прочитай — Проверь — Напиши
Мес…ность – место – местность
Чудес…ный
Чес…ный
Радос…ный
Поз…но
Со…нце
Вкус…ный
Опас…ный
Интерес…ный
СДЕЛАЙ САМ
Прочитай — Проверь — Напиши
Мес…ность – место – местность
Чудес…ный
Чес…ный
Радос…ный
Поз…но
Со…нце
Вкус…ный
Опас…ный
Интерес…ный
СДЕЛАЙ САМ
Прочитай — Проверь — Напиши
Мес…ность – место – местность
Чудес…ный
Чес…ный
Радос…ный
Поз…но
Со…нце
Вкус…ный
Опас…ный
Интерес…ный
ПРИНОСИТ
ТОТ
ДРУГИМ
КТО
СЧАСТЛИВ
СЧАСТЬЕ
Текст 1:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
Текст 2:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – и снова счастлив, молод…
Текст 3:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный? …
—————————————————————————-
Текст 1:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
Текст 2:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – и снова счастлив, молод…
Текст 3:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный? …
——————————————————————————
Текст 1:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
Текст 2:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – и снова счастлив, молод…
Текст 3:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный? …
7