Конспект урока на тему «Главные и второстепенные члены предложения»

СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»











Урок по русскому языку

«Главные и второстепенные члены предложения»





Разработчик: учитель начальных

Кукаева Анна Анатольевна



















2014-2015 уч.год


«Главные и второстепенные члены предложения»





Цели: — обобщение знаний о главных и второстепенных членах

предложения; формирование умения находить и выделять главные

члены, устанавливать связь слов в предложении;

— коррекция и развитие свойств внимания: переключения и

устойчивости на основе использованных заданий; развитие речи

учащихся, мышления, умения делать выводы;

— воспитание интереса к русскому языку, аккуратности в работе.






Оборудование: картинка осени с листочками-заданиями, загадки, схемы

предложений, карточки для индивидуальной работы.


























Ход урока.

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня на уроке нам придётся много общаться, т.е. говорить. Как вы понимаете смысл пословицы: «Красную речь хорошо слушать» ? (Если человек красиво, складно говорит, то его приятно слушать).


II. Введение в тему урока.

Отгадайте загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я… (осень).

— Молодцы! Это осень. И сегодня на уроке мы не один раз будем вспоминать об осени.


III. Проверка домашнего задания.

— Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои строки. Давайте вспомним некоторые стихотворения про осень. ( Те из ребят, кто учил про осень, рассказывают).

— Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла. А листочки не простые, в них задания для вас.


IV. Минутка чистописания. (каждому этапу урока – своё задание на листочке).

— На первом листочке такое задание: посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой.


Весна красна цветами, а осень- плодами.

Пропишите соединения, спишите пословицу, подчеркните эти соединения в пословице. Как понимаете эту пословицу.


V. Работа по теме урока.

1. Фонематический разбор.

— На втором листочке задание: сделайте фонематический разбор слова «осень».


2. Словарный диктант.

Третий листик посвящён урожаю. Как вы думаете, почему?

— Правильно, идёт сбор урожая. Сейчас мы вспомним написание словарных слов по теме «Урожай». Отгадайте загадки.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (морковь)

Семьдесят одёжек –

И все без застёжек. (капуста)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко

Под кустом… (картошка).

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох).

На грядке длинный и зелёный,

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "В мире русского языка"

А в кадке жёлтый и солёный. (огурец)

— Как одним словом можно назвать морковь, капусту, картошку, горох, огурец? (овощи)

-Запишите слова-отгадки к себе в тетрадь, подчеркивая непроверяемую гласную.

— А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записал слова ваш сосед.

Составьте устно предложения с данными словами.


3. Работа со схемами предложений.

Посмотрите, что приготовила осень дальше. На доске схемы.


— Чем отличаются схемы?

— Сегодня продолжим работу над главными и второстепенными членами предложения. Давайте вспомним правило.

— Составьте предложение по первой схеме, по второй. Найдите подлежащее и сказуемое.


4. Физкультминутка.

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем…

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Гимнастика для пальчиков рук «Солнышко».

— Как светит солнышко летом?(широко растопыривают пальцы, растягивая все мышцы)

— Осенью? (мышцы напряжены, пальцы полусогнуты).

— Зимой? (пальцы в щепотку).


5. Работа с деформированным текстом.

— Мы ещё выполнили не все задания осени.

Нужно составить предложения из слов.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.

В, берёзы, уборе, стоят, золотом.

— Какие получились предложения? Запишите первое предложение, один у доске.

Подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения. Выпишите словосочетания.

(Второе предложение выполняется на месте с комментированием).


6. Устная работа.

Цель: развитие умения распологать предложения в логической последовательности.

«Сочиняем рассказ»

— Сейчас вы будете сочинять рассказ. Каждый получает предложение на отдельном листочке. Сначала зачитываются предложения в произвольном порядке. Ребята должны догадаться, о ком сочинение.- Как вы думаете, у кого первое предложение и т.д.

Баран и волки.

1. Пошли баран и козёл в глухой лес травку щипать. 2. Ходили, ходили да заблудились. 3. Влезли козёл и баран на дерево. 4. А под деревом волки обед варят. 5. Вдруг сорвался баран с макушки и упал прямо на волков. 6. Испугались волки и убежали без оглядки.


VI. Подведение итогов.

— О чём мы с вами говорили на этом уроке?

— Какие члены предложения называют главными?

— Что обозначает подлежащее? Сказуемое?

— Как подчёркиваются главные члены предложения?

— Какое задание Осени вам понравилось больше всего? С каким настроением мы уходим с урока.


VII. Домашнее задание.

Написать небольшой рассказ об осени 3-4 предложения, озаглавить, подчеркнуть главные члены предложения.

Свежие документы:  Готовимся к ЕГЭ. Аргументации к С1




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: