СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
Урок по русскому языку
«Главные и второстепенные члены предложения»
Разработчик: учитель начальных
Кукаева Анна Анатольевна
2014-2015 уч.год
«Главные и второстепенные члены предложения»
Цели: — обобщение знаний о главных и второстепенных членах
предложения; формирование умения находить и выделять главные
члены, устанавливать связь слов в предложении;
— коррекция и развитие свойств внимания: переключения и
устойчивости на основе использованных заданий; развитие речи
учащихся, мышления, умения делать выводы;
— воспитание интереса к русскому языку, аккуратности в работе.
Оборудование: картинка осени с листочками-заданиями, загадки, схемы
предложений, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Ребята, сегодня на уроке нам придётся много общаться, т.е. говорить. Как вы понимаете смысл пословицы: «Красную речь хорошо слушать» ? (Если человек красиво, складно говорит, то его приятно слушать).
II. Введение в тему урока.
Отгадайте загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я… (осень).
— Молодцы! Это осень. И сегодня на уроке мы не один раз будем вспоминать об осени.
III. Проверка домашнего задания.
— Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои строки. Давайте вспомним некоторые стихотворения про осень. ( Те из ребят, кто учил про осень, рассказывают).
— Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла. А листочки не простые, в них задания для вас.
IV. Минутка чистописания. (каждому этапу урока – своё задание на листочке).
— На первом листочке такое задание: посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой.
Весна красна цветами, а осень- плодами.
Пропишите соединения, спишите пословицу, подчеркните эти соединения в пословице. Как понимаете эту пословицу.
V. Работа по теме урока.
1. Фонематический разбор.
— На втором листочке задание: сделайте фонематический разбор слова «осень».
2. Словарный диктант.
Третий листик посвящён урожаю. Как вы думаете, почему?
— Правильно, идёт сбор урожая. Сейчас мы вспомним написание словарных слов по теме «Урожай». Отгадайте загадки.
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
Семьдесят одёжек –
И все без застёжек. (капуста)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Подкопай немножко
Под кустом… (картошка).
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох).
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (огурец)
— Как одним словом можно назвать морковь, капусту, картошку, горох, огурец? (овощи)
-Запишите слова-отгадки к себе в тетрадь, подчеркивая непроверяемую гласную.
— А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записал слова ваш сосед.
Составьте устно предложения с данными словами.
3. Работа со схемами предложений.
Посмотрите, что приготовила осень дальше. На доске схемы.
— Чем отличаются схемы?
— Сегодня продолжим работу над главными и второстепенными членами предложения. Давайте вспомним правило.
— Составьте предложение по первой схеме, по второй. Найдите подлежащее и сказуемое.
4. Физкультминутка.
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем…
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Гимнастика для пальчиков рук «Солнышко».
— Как светит солнышко летом?(широко растопыривают пальцы, растягивая все мышцы)
— Осенью? (мышцы напряжены, пальцы полусогнуты).
— Зимой? (пальцы в щепотку).
5. Работа с деформированным текстом.
— Мы ещё выполнили не все задания осени.
Нужно составить предложения из слов.
Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.
В, берёзы, уборе, стоят, золотом.
— Какие получились предложения? Запишите первое предложение, один у доске.
Подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения. Выпишите словосочетания.
(Второе предложение выполняется на месте с комментированием).
6. Устная работа.
Цель: развитие умения распологать предложения в логической последовательности.
«Сочиняем рассказ»
— Сейчас вы будете сочинять рассказ. Каждый получает предложение на отдельном листочке. Сначала зачитываются предложения в произвольном порядке. Ребята должны догадаться, о ком сочинение.- Как вы думаете, у кого первое предложение и т.д.
Баран и волки.
1. Пошли баран и козёл в глухой лес травку щипать. 2. Ходили, ходили да заблудились. 3. Влезли козёл и баран на дерево. 4. А под деревом волки обед варят. 5. Вдруг сорвался баран с макушки и упал прямо на волков. 6. Испугались волки и убежали без оглядки.
VI. Подведение итогов.
— О чём мы с вами говорили на этом уроке?
— Какие члены предложения называют главными?
— Что обозначает подлежащее? Сказуемое?
— Как подчёркиваются главные члены предложения?
— Какое задание Осени вам понравилось больше всего? С каким настроением мы уходим с урока.
VII. Домашнее задание.
Написать небольшой рассказ об осени 3-4 предложения, озаглавить, подчеркнуть главные члены предложения.