Урок – творческая мастерская
Тема «Комплексный анализ текста»
Цели и задачи урока:
I.Образовательные
1.Обработать навыки комплексного анализа текста;
2.Повторить различные виды разбора;
3.Развитие, совершенствование чувства языка, языковой интуиции.
II.Развивающие:
1.Развитие познавательных процессов (памяти, речи, мышления, внимания, восприятия);
2.Развитие, совершенствование чувства языка, языковой интуиции.
III.Воспитательная:
1.Нравственное воспитание учащихся.
Оборудование урока:
Карточки с текстом Д. Лихачева для каждого ученика; таблицы с высказываниями (см. эпиграфы к уроку) ; словарь русского языка С.И. Ожегова, план комплексной работы с текстом.
Сила и мощь слова зависят
от того, как каждый из нас
использует неисчерпаемые
богатства русской речи, как владеет ею.
Г. Кавецкая.
Если есть в мире вещи, достойные
названия «чуда», то слово,
бесспорно, первая и самая
чудесная из них.
Л. Успенский.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение цели и задачи урока:
— отработать навыки комплексного анализа текста;
— повторить различные виды разбора.
Выполняя эти задачи, мы будем развивать, совершенствовать чувство языка, языковую интуицию. Для комплексного анализа выбран отрывок из письма Дмитрия Сергеевича Лихачева о нравственных принципах, которыми должен руководствоваться в жизни каждый человек.
3. Выразительное чтение текста (см. приложение; читает ученик)
4. Краткая справка об авторе.
Автор данного отрывка – Дмитрий Сергеевич Лихачев – литературовед и общественный деятель, академик ГАН, исследователь древнерусской литературы и «Слово о полку Игореве», он был глубоко интеллигентным и широко образованным человеком. Мечта всей его жизни – видеть вокруг себя людей воспитанных, интеллигентных. Заботился о нравственном здоровье общества. Именно об этом он написал знаменитый цикл «Письма о добром и прекрасном».
5. Можно ли назвать прочитанный отрывок текстом?
— Докажите, что это текст. ( В данном отрывке видны основные признаки текста:
— тематическое единство его частей;
— смысловая цельность;
— наличие грамматической связи между частями и продолжениями;
— относительная законченность;
6. Определение темы текста и микротем.
— Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые отражают тему теста и микротемы.
I абзац: цель, существование, жизнь, прозябание.
— В каком значение употреблено слово «существование»? (жизнь).
— Что такое прозябание? (жалкая, бессодержательная, бесцельная жизнь).
II абзац: принципы.
— объясните лексическое значение слова. ( убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения).
III абзац: достоинство
— Каково значение слова «достоинство»? ( совокупность высоких моральных качеств)
IV абзац: доброта, великодушие.
— Как вы понимаете значение слова «великодушие»? (умение бескорыстно жертвовать своими интересами).
V абзац: уметь отказываться от удовольствий, признавать ошибки.
VI абзац: обманывая, обманывает, соврал
VII абзац: вранье, правда.
— Какова же тема текста? ( Достоинство – главный нравственный принцип)
— На основании ключевых слов выделите микротемы.
I абзац: цель жизни
II абзац: принципы жизни
III абзац: достоинство – основной принцип поведения человека.
IV,V,VI,VII абзацы: дается расшифровка понятия «достоинство».
— Что значит быть достойным человеком? ( быть добрым, великодушным, правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим, не быть эгоистом, уметь отказываться от удовольствий, уметь признавать свои ошибки. Не жить обманом)
7. Составление плана текста. ( самостоятельная работа учащихся).
8. Определение основной мысли текста.
— Какова основная мысль текста? ( Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить).
9. – Озаглавьте текст.
— Прочитайте ваши варианты.
— На что указывает заглавие – на тему или основную мысль теста?
Вывод: Мы определили, что анализируемый отрывок является текстом, увидели тематическое единство его частей и смысловую цельность.
10. Средства связи между предложениями и абзацами.
— А какие средства связи между абзацами и предложениями используются данном тексте?
А) Лексический повтор ( не жизнь – в жизни – в жизни, в принципах жизни, прожить жизнь с достоинством – достоинства – ради достоинства),
Б) Замена ключевого слова синонимом: юлить, врать – обманывая – вранье.
Вывод: Абзацы в тексте связаны цепной связью.
11. Стиль текста.
— Определите стиль текста. ( Публицистический стиль)
— Докажите свое мнение.
1) Гл. функция текста – воздействие на читателя, убеждение его , внушение определенных взглядов, побуждение к определенным поступкам, действиям.
Д.С. Лихачев побуждает читателей жить, соблюдая нравственные принципы. Он убеждает, что человек должен прожить жизнь достойно.
2) Сфера применения. ( данный текст можно встретить в газете, журнале. Это публицистическое письмо))
3) Лексические особенности:
А) много слов, обозначающих понятие нравственности; отвлеченные и абстрактные понятия ( принципы, цель, жизнь достоинство, доброта, великодушие)
Б) разговорная лексика.
— Найдите слова, характерны для разговорной речи. (юлить, врать, соврал, вранье)
— Подберите к этим словам синонимы. (изворачиваться, лгать, ложь, неправда)
— Почему автор использовал из ряда синонимов не книжные слова, а разговорные?
(они помогают автору выразить свое отношение, усиливают эмоциональное воздействие речи)
Для публицистического стиля характерно сочетание книжной и разговорной лексики.
В) Синонимы и антонимы.
— Найдите в тексте синонимы и антонимы, в т.ч. контекстуальные.
Синонимы: существование – жизнь; обманывать – юлить – врать.
Антонимы: жизнь- прозябание; юлить, врать – признавать ошибку; вранье – правда.
— С какой целью использованы синонимы и антонимы? (для большей выразительности и убедительности).
Г) Многозначные слова.
— Найдите в тексте 1-2 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? ( Индивид. зад. – работа со словарями; задание дается в начале лексической работы).
Принцип. 1) основные, исходное положение какой- нибудь теории; 2) убеждение, взгляд на вещи; 3) Основная особенность в устройстве чего – нибудь.
Достоинство. 1) положительное качество (д. книги); 2) совокупность высоких моральных качеств; 3) стоимость, ценность денежного знака.
Д) Повтор слов.
— Найдите повторяющиеся слова, определите их роль в тексте.
в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении; уметь отказываться, уметь извиняться. ( Автор таким образом выделяет наиболее важные слова и обороты). Это один из признаков публицистического стиля речи.
4. Синтаксические средства текста.
— Проанализируйте синтаксические средства текста.
А) В тексте встречаются предложения с однородными членами, характерны для публицистического стиля (достоинство требует доброты, великодушия…)
— С какой целю, используется? ( с целью уточнения понятия «достоинство» и убеждения в необходимости следовать этому принципу).
Б) Для публицистического стиля характерен ССК. Найдите их. Выполните пунктуационный разбор предложения. ( предложение написано на доске без знаков препинания).
[ Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении] : [ надо прожить жизнь с достоинством], (чтобы не стыдно было вспомнить.)
I а именно II
[ ⃝, ⃝, ⃝, ⃝ ] : [ ], (чтобы) СКК: I— простое предложение
II— СПП с придаточным цели.
Основная связь – бессоюзная.
Мы проанализировали синтаксические средства текста.
— Что можно сказать об авторе? ( Это высокообразованный человек, знает законы языка, умеет ими пользоваться).
12. Тип речи.
— Каким типом речи является данный текст? ( Рассуждение)
— Докажите свое мнение. ( рассуждение – это разъяснение, подтверждение какой- либо мысли. Автор выдвигает тезис: «надо иметь и принципы в жизни» и конкретизирует его. ( Одно правило в жизни должно быть у каждого человека: надо прожить жизнь с достоинством) Система аргументов направлена на уточнение, конкретизацию понятия «достоинство», чтобы показать, что значит прожить жизнь достойно)
— Зачитайте аргументы
— В чем особенность данного рассуждения? ( Нет вводных слов и вывода).
— Почему нет вывода? ( Автор, может быть, намеренно не делает вывода, оставляя за читателем право, поразмышлять и самому сделать вывод.)
— Дополните рассуждение автора и сделайте вывод. (4-5 предл.)
13. Самостоятельная работа (см. текст)
— Раскрыть скобки, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы.
14. Итоги урока. Слово учителя
Сегодня мы на уроке отработали навыки комплексной работы с текстом, повторили различные виды разбора и увидели, как использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею Д.С. Лихачев. Тем самым мы продолжали развивать и совершенствовать свое чувство языка, свою языковую интонацию. Мы с вами приобщались к чуду, потому что «если есть в мире вещи, достойные называния «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».
15. Домашнее задание.
Из текста мы узнали, что автор является носителем лучших нравственных качеств. Наверное, он не сразу стал таким. Вот и вы дома поразмышляйте над такими вопросами:
1.Каким бы я хотел быть.
2.За что я ругаю себя, и чем я в самом себе доволен.
3.Что важнее: кем быть или каким быть?
4.Чему я верю и во что верую.
Напишите рассуждение публицистического стиля на одну из тем.